Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:34, реферат
Отражение и воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.
Введение…………………………………………………………………….…..…2
1. История развития и экспериментальные исследования…...……………..…5
2. Ассоциации памяти…………………………………………………………....8
3. Запоминание и забывание………………………………………………...…10
4. Сохранение в памяти и забывание. Феномен сохранения и забывания….13
5. Эйдетизм……………………………………………………….……………..16
6. Узнавание и воспроизведение………………...……………………………..18
Заключение……………………………………………………………….…...….22
Список использованной литературы…………………………………………...
При узнавании память получает поддержку в непосредственном восприятии знакомых объектов.
Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс воспроизведения представляет собою более сложную форму мнемической активности. Он требует волевых усилий, а иногда достаточно длительного напряжения умственной деятельности человека.
Воспроизведение — вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответствующих ему представлений.
Поставим испытуемому вопрос: что с вами произошло месяц назад? Что читали? Где были? Какие события волновали вас в этот день? О чем писали в этот день газеты? На все эти вопросы дать ответ нелегко. Почти каждый скажет: "забыл". Но почему забыл? Ответ будет простой: прошло много времени. Это отчасти верно. Но дело не только и не всегда в этом.
Еще один вопрос: как вы провели последнюю новогоднюю ночь? На этот вопрос ответить гораздо легче. И хотя с той ночи прошло много месяцев, все-таки она не забылась. Почему? Потому что с этой ночью связаны эмоциональные впечатления. Следовательно, дело не только во времени, отделяющем человека от события или факта, который он хочет вспомнить, но и в характере этого факта: в его значимости для него, в его связи с чувствами, когда-то волновавшими человека.
При узнавании память получает поддержку в непосредственном восприятии знакомых объектов. Его сравнительная легкость в отличие от воспроизведения объясняется тем, что пути для возобновления образа прошлого были проторены и восприятие объекта сопровождается чувством чего-то знакомого.
Но далеко не все, что сохраняется, узнается сразу при новом восприятии или повторении каких-нибудь действий. Бывает, например, что ученик не узнает на экзамене тип алгебраической задачи, хотя нетрудно обнаружить, что этот тип ему знаком, что ассоциации от решения аналогичных задач в его мозгу сохранились. Однако нужные ассоциации не оживляются, а ненужные уводят мысли в сторону и мешают узнаванию. И далеко не все, что узнается с легкостью, например текст недавно прочитанной книги или детали виденной картины, воспроизводится с должной полнотой и точностью. Нередко человек не только не может рассказать «на память» об устройстве прибора, который он достаточно внимательно наблюдал несколько дней назад, но даже ясно представить его вид. А узнать этот прибор оказывается нетрудно.
Если этот процесс
не имеет заранее поставленной цели,
воспроизведение принимает
В основных видах человеческой
деятельности (в частности, в труде
и учебных занятиях) постоянно
требуется воспроизведение
При этом одни ассоциации закрепляются, будучи необходимыми или полезными, так как помогают ориентироваться и активно действовать; другие, наоборот, могут вызвать образы и мысли, отвлекающие человека, мешающие ему работать с определенной последовательностью и четкостью или говорить то, что следует, и потому они тормозятся.
Организованность и
целенаправленность всякой серьезной
деятельности в человеческом обществе
придает памяти, и в частности
процессам воспроизведения, изб
Обыкновенно люди вспоминают именно то, что требуется воспроизвести в данном жизненном положении, что имеет значение для успешного удовлетворения их потребностей. Однако нередко то, что надо воспроизвести по ходу деятельности, не возобновляется сразу же в виде чувственных образов, слов или движений. Торможение, вызванное посторонними впечатлениями и утомлением, препятствует воспроизведению. В этом случае оказывается, что у человека нет готовности воспроизвести заведомо знакомый материал. Последний временно или надолго забыт.
Во многих случаях, тем не менее, ему приходится самому, напряженно, упорно думая о том, что связано с забытыми впечатлениями, фактами, формулировками, добиваться припоминания - т.е. преднамеренного и активного воспроизведения. При процессах припоминания забытой ли математической формулы, правила правописания, дозировки отдельных составных частей в сложном рецепте или лирического стихотворения, соответствующего настроению, легко подметить единство процессов памяти с активным размышлением, напряжением воли, сосредоточением внимания. Это обнаруживается даже в выражении лица припоминающего человека.
Известны случаи, когда временно забытое впоследствии вспоминается без усилий.
Пример: так, ученик, тщетно пытавшийся вспомнить на экзамене по географии столицы государств Латинской Америки, рассказывая дома об ответе, к своему удивлению легко вспоминает и совершенно правильно называет их.
Возможной причиной его недавней забывчивости было утомление, вызванное поздними занятиями накануне. Между тем, когда напряжение спало, произошло «всплывание» того, что требовалось воспроизвести. Для этого уже нет необходимости в каких-либо усилиях. Все происходит «само собой». Это явление имеет название реминисценция - непроизвольное возобновление образов прошлого без реализации задач припоминания.
Заключение
Общим для всех этих многообразных процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти мы били бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающегося в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть.
Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментами более конкретной деятельности, связанной с познанием мира и изменением его.
Список использованной литературы
Информация о работе Мнемические процессы: сущность и механизм освоения в межличностных коммуникациях