Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:36, контрольная работа
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
- Родители
регулярно указывают детям,
- Ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
- Ребенок
может принимать отдельные
- Решение часто принимает сам ребенок;
- Ребенок
сам решает подчиняться ему
родительским решениям или нет.
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного
родительского отношения с
Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.3
Традиции и новаторство
Воспитание детей в семьях русских крестьян.
Воспитательные традиции развиваются в зависимости от условий жизни общества, а потому могут существенно отличаться у разных народов и в разные исторические периоды.
Чтобы рассмотреть
самобытный характер русской народной
педагогики, обратимся к жизни
деревенской семьи конца XIX в. — 30-х
годов XX в., т.е. до начала сплошной коллективизации
крестьянского хозяйства в
Для крестьян России, составлявших подавляющее большинство населения того времени, был характерен тяжелый ручной труд. Чтобы выжить, все члены крестьянской семьи, в том числе и дети, должны были трудиться. Дети и подростки в процессе труда практически усваивали житейский опыт и трудовую сноровку.
Семья зачастую
была большая, по 5—10 и даже больше детей:
женщина-крестьянка рожала столько
детей, сколько подарит природа;
однако высока была и детская смертность.
В семье осуществлялся
Воспитателями выступали родители и все другие члены семьи, включая старших детей.
Русские люди считали, что долг каждого мужчины перед людьми и Богом стать отцом, главное предназначение женщины — материнство. Отец и мать большого семейства пользовались уважением у односельчан.
В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», — говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.
На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани.
Крестьяне считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий на их жизненном пути. Способность матери защитить своих детей считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них. Считалось, что материнская молитва обладает особенно действенной силой.
В обыденной
жизни русской деревни
Любовь к
отчизне русские старались
Русские крестьяне,
прививая детям любовь к Отчине,
воспитывая их на героических подвигах
предков, старались также показать
им, что любовь к родине должна начинаться
с любви к родителям и
Семейное воспитание в СССР.
Во времена советской власти семейная педагогика в нашей стране рассматривалась в качестве составной части теории коммунистического воспитания. Всячески подчеркивалось, что семейное воспитание перестало быть только личным делом отцов и матерей. Конституция СССР (ст. 66) подчеркивала, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества.
При этом советская семейная педагогика справедливо отмечала, что общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.
Также обоснованно
считалось, что с воспитательной
точки зрения предпочтительна многодетная
семья. В семье, где много детей,
у каждого ребенка естественно
возникает богатая палитра
Главной и
общей задачей семейного
Трансформация семьи в современной России.
Процессы, происходящие в современной российской семье как общественном институте, можно охарактеризовать следующим образом:
Последствия этих процессов неоднозначны. С одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой стороны - к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей.4
1. Подросток не выполняет требований родителей (поздно
возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.).
Проанализируйте возможные причины и перечислите способы
решения данной проблемы.
Переходный
возраст у ребенка – пожалуй,
один из самых сложных
Другими
словами, подросток – уже не
ребенок, но еще и не взрослый.
Именно в это время у него
проявляется такое качество
• строптивость
• упрямство
• негативизм
• своеволие
• обесценивание
взрослых, отрицательное отношение к их
требованиям, ранее выполнявшимся
• протест-бунт
• ревность
к собственности
В семье
начинают царить постоянные конфликтные
ситуации.
Для того чтобы
создать положительное
Шаг 1. Для
того, чтобы изменить негативные стороны
в поведении ребенка и прекратить постоянную
ссору с подростком родитель должен активно
создавать новые положительные, бесконфликтные
ситуации.
Также нужно почаще приглашать подростка
для общения.
Предложить
ребенку заняться чем-либо, например, просмотр
телевизора, мойка машины, приготовление
пищи, или же предложить отвезти ребенка
на машине к другу. Это может значительно
улучшить отношения. Подростки часто стеснительны
в своих попытках выйти на контакт, поэтому
взрослые не часто их замечают. Также
стоит подумать, какое хобби может быть
интересно для подростка. Ведь именно
в родительском внимании заключается
успех общения.
Быть готовыми
к отказу.
В случае если
у родителей и детей было уже много конфликтов,
существует вероятность, что ребенок на
предложение о совместном времяпрепровождении
ответит отказом. Если родитель часть
вины за это возьмет на себя, есть шанс,
что ребенок захочет помириться. Например,
можно сказать: «Я знаю, что мало интересовался
твой жизнью и часто был в плохом настроении
в последнее время, но я хочу изменить
это…»
Избегать
борьбы за власть.
Во время
создания положительных моментов подросток
должен чувствовать себя свободным в своих
мыслях и действиях с родителями. Если
родители планируют совместное занятие
с ребенком, нужно позволить ему/ей управлять
процессом. Если он/она хочет сыграть в
компьютерную игру, стоит согласиться,
даже если хочется заняться чем-то другим.
Информация о работе Модели, методы, стили воспитания в современной семье: традиции и новаторство