Модели, методы, стили воспитания в современной семье: традиции и новаторство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Файлы: 1 файл

Психология УРГЭУ 3 курс.docx

— 44.47 Кб (Скачать файл)

Крайние, самые  неблагоприятные для развития ребенка  случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном  воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

- Родители  регулярно указывают детям, что  им делать;

- Ребенок  может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

- Ребенок  может принимать отдельные решения  сам, но должен получить одобрение  родителей, родители и ребенок  имеют почти равные права, принимая  решение; 

- Решение  часто принимает сам ребенок; 

- Ребенок  сам решает подчиняться ему  родительским решениям или нет.   

 Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.  

 Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.  

 Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.  

Авторитарные  родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.  

Ситуация  осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.  

Еще более  тяжелый случай - равнодушные и  жестокие родители. Дети из таких семей  редко относятся к людям с  доверием, испытывают трудности в  общении, часто сами жестоки, хотя имеют  сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного  родительского отношения с отсутствие контроля - гиперопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Традиции и новаторство семейного  воспитания.

 

Воспитание детей в семьях русских крестьян.

Воспитательные  традиции развиваются в зависимости  от условий жизни общества, а потому могут существенно отличаться у  разных народов и в разные исторические периоды.

Чтобы рассмотреть  самобытный характер русской народной педагогики, обратимся к жизни  деревенской семьи конца XIX в. — 30-х  годов XX в., т.е. до начала сплошной коллективизации  крестьянского хозяйства в Советском  Союзе.

Для крестьян России, составлявших подавляющее большинство  населения того времени, был характерен тяжелый ручной труд. Чтобы выжить, все члены крестьянской семьи, в  том числе и дети, должны были трудиться. Дети и подростки в  процессе труда практически усваивали  житейский опыт и трудовую сноровку.

Семья зачастую была большая, по 5—10 и даже больше детей: женщина-крестьянка рожала столько  детей, сколько подарит природа; однако высока была и детская смертность. В семье осуществлялся налаженный, веками сложившийся непрерывный  процесс воспитания и обучения сначала  в играх, а затем путем подражания старшим, рассказа, показа и объяснения, вопросов и ответов, наставления  старших младшим, и под контролем  первых, соревнования со сверстниками. 

Воспитателями выступали родители и все другие члены семьи, включая старших  детей.

Русские люди считали, что долг каждого мужчины  перед людьми и Богом стать  отцом, главное предназначение женщины  — материнство. Отец и мать большого семейства пользовались уважением  у односельчан.

В русской  традиции на протяжении многих веков  сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», — говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.

На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в  ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия  в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани. 

Крестьяне считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий  на их жизненном пути. Способность  матери защитить своих детей считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них. Считалось, что материнская молитва обладает особенно действенной силой.

В обыденной  жизни русской деревни отношения  братьев и сестер из одной семьи, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке, моральной и материальной. Народная пословица гласит: «Брат за брата пуще каменных стен». Принцип «брат за брата» побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Положение старшего брата в семье было особым. Родственники знали, что при определенных обстоятельствах ему придется взять на себя функции отца, хозяина. После смерти родителей нередко именно старший брат принимался руководить всем двором. С разрешения общинного правления старший брат мог стать главным в доме и при живых родителях, если те уже не были способны сами справляться с хозяйством. Старшие братья способствовали полноценной социализации младших — служили посредниками в их знакомстве со взрослым миром.

Любовь к  отчизне русские старались привить  детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для  того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось «русское христианское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую  со временем усваивал и ребенок: «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «своя земля и в горести  мила».

Русские крестьяне, прививая детям любовь к Отчине, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и проявления уважения к старшим по возрасту. Крестьяне считали почитание  отца и матери главной добродетелью человека.

 

Семейное  воспитание в СССР.

Во времена  советской власти семейная педагогика в нашей стране рассматривалась  в качестве составной части теории коммунистического воспитания. Всячески подчеркивалось, что семейное воспитание перестало быть только личным делом  отцов и матерей. Конституция  СССР (ст. 66) подчеркивала, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно  полезному труду, растить достойными членами общества.

При этом советская  семейная педагогика справедливо отмечала, что общение взрослых и детей  призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.

Также обоснованно  считалось, что с воспитательной точки зрения предпочтительна многодетная  семья. В семье, где много детей, у каждого ребенка естественно  возникает богатая палитра взаимоотношений  с близкими. Он не только сын или дочь своих родителей, но и одновременно брат или сестра. С прибавлением каждого нового члена семьи ребенок играет все более многообразные роли: он не только младший, но и старший, он учится не только послушанию, но и покровительству, руководству. Советские семейные психологи подчеркивали, что талантом общения люди овладевают прежде всего в семье, хотя немаловажное значение имеет также и приобретение опыта общения с друзьями своих братьев и сестер. 

Главной и  общей задачей семейного воспитания в СССР (наряду с воспитанием в  детском саду, школе и других государственных  учебно-воспитательных учреждениях) считалась  «подготовка детей к жизни  в социалистическом обществе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Трансформация семьи в современной России.

 

Процессы, происходящие в современной российской семье  как общественном институте, можно  охарактеризовать следующим образом:

  • формируется иная, чем раньше, структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции к ее нуклеаризации, сокращении числа детей. В результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;
  • изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи). Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни;
  • наблюдается активный процесс перехода от жесткой авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей — родителям к демократическим отношениям между супругами, родителями и детьми;
  • изменениям подвергается система ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены (когда за каждым жестко закреплены определенные функции) к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними. 

Последствия этих процессов неоднозначны. С одной  стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой стороны - к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей.4

 

 

 

 

                                      Практические задания.

1. Подросток не выполняет требований родителей (поздно

возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.).

Проанализируйте возможные причины  и перечислите способы

решения данной проблемы.

          Переходный  возраст у ребенка – пожалуй,  один из самых сложных периодов  в жизни родителей и самого  подростка даже в самой благополучной  семье. В это время у подростка  происходит полная перестройка  организма: девочки становятся  девушками, мальчики становятся  юношами. У подростка также  меняется мышление и отношение  к привычным вещам.

          Другими  словами, подросток – уже не  ребенок, но еще и не взрослый. Именно в это время у него  проявляется такое качество переходного  возраста, как юношеский максимализм.  Если родители относятся к этому адекватно и с пониманием, то развитие происходит бесконфликтно, и человек успешно решает задачу данного возраста. А если родители продолжают воспринимать подростка как маленького, жестко контролировать его жизнь, навязывать собственные установки и требования, то проявления подросткового кризиса у ребенка разворачивается в полную силу. Протекать подростковый кризис у ребенка может со следующими симптомами:  
          •   строптивость  
          •   упрямство  
          •   негативизм  
          •   своеволие  
          •   обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся  
          •   протест-бунт  
          •   ревность к собственности  
           В семье начинают царить постоянные конфликтные ситуации.

Для того чтобы  создать положительное поведение  у подростка, а также, чтобы улучшить взаимоотношение со своим сыном/дочерью  родители должны начать создавать положительные моменты в отношениях с подростками. Когда этих моментов станет больше, может настать время для следующих шагов :

Шаг 1. Для  того, чтобы изменить негативные стороны в поведении ребенка и прекратить постоянную ссору с подростком родитель должен активно создавать новые положительные, бесконфликтные ситуации.  
Также нужно почаще приглашать подростка для общения.

Предложить ребенку заняться чем-либо, например, просмотр телевизора, мойка машины, приготовление пищи, или же предложить отвезти ребенка на машине к другу. Это может значительно улучшить отношения. Подростки часто стеснительны в своих попытках выйти на контакт, поэтому взрослые  не часто их замечают. Также стоит подумать, какое хобби может быть интересно для подростка. Ведь именно в родительском внимании заключается успех общения.  
         Быть готовыми к отказу.  
         В случае если у родителей и детей было уже много конфликтов, существует вероятность, что ребенок на предложение о совместном времяпрепровождении ответит отказом. Если родитель часть вины за это возьмет на себя, есть шанс, что ребенок захочет помириться. Например, можно сказать: «Я знаю, что мало интересовался твой жизнью и часто был в плохом настроении в последнее время, но я хочу изменить это…»  
          Избегать борьбы за власть.  
          Во время создания положительных моментов подросток должен чувствовать себя свободным в своих мыслях и действиях с родителями. Если родители планируют совместное занятие с ребенком, нужно позволить ему/ей управлять процессом. Если он/она хочет сыграть в компьютерную игру, стоит согласиться, даже если хочется заняться чем-то другим.

Информация о работе Модели, методы, стили воспитания в современной семье: традиции и новаторство