Молодежь как группа риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:10, реферат

Описание работы

Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

Содержание работы

Введение
. Молодежь как фактор социально-экономического риска
. Проблемы социальной работы с молодежью
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

. Молодежь как  фактор социально-экономического  риска

. Проблемы социальной  работы с молодежью

Заключение

Список используемых источников

 

Введение

 

Молодежь как  социальная группа всегда считалась  носителем передовых идей и тенденций, которые во многом определяют будущее общества. Однако, как особая социально-демографическая группа молодежь имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности.

Социальные  особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т.е. потенциальными сущностными силами молодого человека.

Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем. Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности. Перечисленные проявления социального качества молодежи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

Таким образом, молодежь - это особая социально-демографическая  группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Цель данной работы: проанализировать проблемы современной  молодежи как фактор социально-экономического риска.

Работа состоит  из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Молодежь как  фактор социально-экономического  риска

 

В современном  обществе фактор риска лежит в  основе многих социальных проблем различных  групп. С одной стороны, как часть  объективной реальности и среды обитания индивидов (стихийные бедствия, экологические катастрофы, амбивалентность современной техники и технологий, экономические и политические кризисы, террористические акты и ошибки социального управления). С другой - индивидуальная готовность и умение действовать в условиях риска, способность оптимизировать его возможные исходы, является необходимым условием реализации жизненных стратегий современного человека.

Проблемы неопределенности и риска приобретают особое значение в трансформирующихся обществах. В силу продолжительного экономического, политического, финансового, технологического кризиса и затянувшейся общественной нестабильности, они стали в России проблемой общенационального характера. Изучение риска, как феномена специфически молодежного обусловлено социальной сущностью молодежи как социальной группы. Она связана с переходным характером молодости как фазы жизненного пути и раскрывается в процессе становления молодежи в качестве субъекта общественного воспроизводства.

Процесс социального становления молодежи исследуется в различных сферах ее жизнедеятельности: семье, обучении, труде, формальных и неформальных организациях, во время досуга. Результаты этих исследований позволяют утверждать, что процесс социализации молодежи характеризуется обострением молодежных проблем, о чем свидетельствуют: утрата идеалов, жизненного оптимизма, усиление состояния тревожности среди молодежи, что связано с падением уровня и качества жизни в обществе; неравные возможности в получении образования, увеличение числа молодежи среди безработных; значительная материальная зависимость от родителей; кризисные явления в брачно-семейных отношениях (высокий уровень разводов, семейных конфликтов, ограниченные условия для улучшения жилищно-бытовых условий); низкий уровень общей культуры молодежи; неудовлетворительное состояние здоровья; увеличение социальных отклонений (преступления, пьянство, наркомания, проституция).

Итак, молодёжь - это социально-демографическая  группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Сущность молодежи как социальной группы раскрывается в процессе реализации ею функции  воспроизводства социальной структуры. Наследуя и воспроизводя сложившиеся  общественные отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала. Тем самым осуществляется как развитие молодежи, так и общества в целом. Молодежь - наиболее активная часть общества, и государство обязано считаться с этим обстоятельством, если хочет, чтобы ее активность стала созидательной силой.

Позитивная  направленность изменений количественных и качественных характеристик молодежи в ходе ее становления как субъекта общественного воспроизводства свидетельствует о социальном развитии данной социально-демографической группы. Его критерием является приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и формирование гражданских идентичностей в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной субъектности. Данный процесс имманентно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей.

Само по себе достижение социальной зрелости - это есть период проб и ошибок в процессе выбора жизненного пути, способов самореализации, имманентно связанный с риском. Во-первых, как группа, находящаяся в стадии перехода от определенности, создаваемой для молодого человека его семьей к неопределенности самостоятельной жизни, и от неопределенности подросткового и юношеского возраста к сравнительно более устойчивой и определенной позиции социально зрелого человека; во-вторых, как носитель инновационной функции молодежь является той самой уникальной системой, которой риск присущ имманентно и может быть признан ее своеобразным группообразующим фактором. В то же время, лишь через активную и часто рисковую деятельность реализуются личные амбиции, а в общественном плане осуществляется функция инновации и расширенного воспроизводства.

Между тем, как  социальная активность молодежи сопряжена  с риском, так и внешние условия  таят в себе различные угрозы и  риск. Из сказанного следует:

во-первых, как  часть общества, молодежь подвержена влиянию его объективных условий, т.е. вешних по отношению к ней угроз и риска. Оказывая влияние уже на самых начальных этапах социального старта, эти условия задают исходные параметры здоровья и жизненного пути молодого человека в образовании, труде, семейных отношениях, в бизнесе и т.д.

во-вторых, социальное взросление отражается в приобретении и изменениях собственного социального статуса  в ходе интеграции молодежи в структуру  общества, а также в характере  ее идентификаций с различными социальными  группами, что предусматривает активный выбор идентификационных образцов и стратегий поведения, что является неотъемлемой частью реализации молодежью самостоятельного жизненного пути, локомотивом ее социального продвижения и в этом смысле составляет существо внутреннего или субъективного риска.

в-третьих, источником риска  становится такое свойство молодежи, как ее имманентное стремление к  новому, неизведанному и меньшая  рефлексия по поводу возможных последствий  от соприкосновения с неопределенностью. При этом смелость и легкость, с  которой молодые идут на риск, редко уравновешивается, сколь ни будь строгой оценкой вероятности выигрыша и проигрыша, а отсутствие таких сдерживающих факторов, как, например, личные сбережения или авторитет, которые обидно и нежелательно утратить, лишь открывают молодежь навстречу риску.

Процесс модернизации российского  общества, имеющий специфические  национальные отличия, продуцирует  риски, не характерные для других обществ, однако оказывающие заметное влияние на образ жизни и социальный облик молодежи. Кроме того, отмечается продолжающаяся тенденция разрушения многих традиционных ценностей на фоне размывания и дискредитации общественных критериев развития. Подобная тенденция способствует усилению стихийных, спонтанно возникающих факторов риска в молодежной среде.

Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные  угрозы и риск. Современные общества - это динамично развивающиеся  системы, преодолевающие один за другим этапы модернизации. Происходящие в  них фундаментальные социально-экономические и социокультурные изменения направлены в сторону усиления неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. Исчерпывающее познание действительности становится невозможным. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. Прорыв к желаемым статусным позициям в условиях стремительно изменяющейся социальной реальности неизбежно становится для молодежи делом рискованным. Таким образом, риск может рассматриваться в качестве одного из сущностных свойств молодежи как социально-демографической группы и значимого фактора ее социального развития.

Включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: молодежь принимает социальные нормы и тем самым сама обновляет общество, преобразует его и социальные нормы, реализуя свой инновационный потенциал. Молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности.

Социальное развитие молодежи - изменение количественных и качественных характеристик в процессе ее становления  в качестве субъекта общественного  воспроизводства. Критерием социального  развития молодежи является степень  влияния молодежи на сохранение общества как целостности. Анализируя процессы, происходящие в молодежной среде можно сделать вывод о низкой степени влияния молодежи на сохранение общества: тенденция оттока молодежи из сферы материального производства (промышленность, с/х); рост потребностей у молодежи.

Российское общество - общество риска, главный признак которого неопределенность, стремление молодых  к самореализации блокируется ограниченными  возможностями со стороны общества. Поэтому сегодня социальное положение  молодежи характеризуется как неустойчивое, что обусловлено нарушением прав молодых (незаконные увольнения, самоуправство работодателей). Молодые рискуют оказаться без желаемого образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел. Это порождает ситуацию аномии, что обуславливает отрицательную интеграцию молодежи в российском обществе.

На сегодняшний день, социальные проблемы молодёжи остаются одними из главных. Изучение влияния общественных процессов на развитие молодежи в условиях неопределенности и риска осуществляется в рамках рискологической парадигмы, основанной на концептуализации молодости как периода неопределенности, рассмотрении этих состояний в качестве специфических сущностных свойств молодежи. Так, Ю.А.Зубок изучая риск в молодежной среде, выявила противоречия социального развития молодежи, возникающие под влиянием объективной составляющей - риска как условия жизнедеятельности и субъективной - как источника социальной динамики и развития самой молодежи.

Как часть объективных  условий, риск также воспроизводится  молодежью, как и другие явления  общественной жизни и поэтому  лежит в основе противоречий и  наиболее актуальных специфически молодежных проблем.

В социологическом плане  развитие молодежи предстает как направленное изменение ее социальных качеств в процессе воспроизводства социальной структуры, т.е. как определенная направленность ее мобильности. В обыденном сознании молодого человека это выражается в стремлении достигнуть статуса представителей референтных для него групп. Достижение приносит удовлетворение и является стимулом для дальнейшего статусного продвижения, а нереализованность планов приводит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения. И достижение, и поиск других путей сопряжены с риском. Прежде всего, это определяется ограниченными возможностями, предоставляемыми обществом для вертикальной мобильности молодых людей. Осознание ограничений стимулирует молодых людей к решительным и рисковым действиям, исход которых в условиях нестабильности слабо прогнозируем. Успех способствует социальному самоопределению молодого человека.

Однако, не сумев реализовать  себя в обществе, молодежь становится перед альтернативой: оказаться  на обочине жизни или пойти  по пути нарушения правовых и нравственных норм. Усиливается состояние неопределенности. Тогда риск появляется вновь, но уже при попытке преодолеть неопределенность, и выражается в неблагоприятных последствиях в случае неуспеха, вероятность которых весьма велика. Эскалация риска для многих молодых людей оборачивается угрозами для карьеры, семьи, стабильной жизни.

Молодежь из разных социальных слоев имеет неодинаковые шансы  уже на этапе жизненного старта. И если, скажем, для молодого россиянина из семьи с высоким материальным достатком - это выбор между учебой в отечественном или зарубежном вузе, для юноши или девушки из семьи некоторых категорий служащих - между учебой или работой, то выходцам из малообеспеченных, многодетных или неполных семей часто приходится выбирать между жалким существованием и криминалом. Как видим, рискуют все.

Но для одних - это риск нисходящей мобильности, а для других - угроза криминализации. Притом, что вероятность риска  многократно увеличивается для  молодежи из малообеспеченных семей. Разумеется, на практике ни одно общество не может обеспечить полного равенства стартовых возможностей молодых людей, но процесс демократизации предполагает выравнивание прав различных групп молодежи на полноценную интеграцию в социальную структуру. Тем самым минимизируется риск фальстарта и активизируется процесс развития этой социальной группы.

Влияние риска  ощутимо и на других, более поздних, этапах социального развития молодежи. Социально-экономический кризис в  России ухудшил ее социальное положение  и поставил в конфликтные противоречия с обществом. Это предопределило для многих молодых людей появление риска нереализованных возможностей и социального исключения. Он непосредственно связан с фундаментальным свойством общества риска - неопределенностью и непредсказуемостью жизненного пути, самоопределения и самореализации в большей или меньшей степени всех молодых людей, что не может не влиять на характер социального развития молодежи как группы. Неопределенность в процессе самореализации подрастающего поколения отражается в социальном составе и положении молодежи в социальной структуре.

Либерализация и ослабление традиционных механизмов институциональной регуляции, отказ  от унифицированных образцов формирования молодого поколения посредством  целенаправленного воздействия  на него методами воспитания и, напротив, усиление спонтанности в освоении молодежью социальной действительности заметно повлияли и на изменение механизма социализации молодежи.

Информация о работе Молодежь как группа риска