Монография по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

"На любви к детям держится мир". Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. "Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям" – так писал в главной книге своей жизни "Сердце отдаю детям". И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

Содержание работы

Введение
1. Краткая биография Сухомлинского
2. Педагогические идеи, теория, практика данного педагога
3. Противоречивые оценки педагогических взглядов данного педагога
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат по педпгогике.docx

— 34.32 Кб (Скачать файл)

ФГОУ ВПО « ГОСУДАРСТВЕННЫЙ    

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕВЕРНОГО  ЗАУРАЛЬЯ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  ФИНАНСОВ

КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
МОНОГРАФИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

В.А. Сухомлинский "О воспитании"

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ А:

 

 

ПРОВЕРИЛА : Семенкова С.Н.

 

 

 

 

 

 

ТЮМЕНЬ  – 2012

 

Содержание.

Введение

1. Краткая биография Сухомлинского

2. Педагогические идеи, теория, практика данного педагога

3. Противоречивые оценки педагогических взглядов данного педагога

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Существует наука о  воспитании – педагогика. Но воспитывать  человека – это, скорее, искусство. И научить этому искусству  не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с  таким вниманием рассматриваем  мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

"На любви к детям  держится мир". Сейчас уже трудно  вспомнить, кто произнес эту  фразу, но только точнее не  скажешь о смысле человеческой  жизни. Во все эпохи лучшие  педагоги именно эту мысль  считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский  из их числа. "Что самое главное  было в моей жизни? Без раздумий  отвечаю: любовь к детям"  – так писал в главной книге  своей жизни "Сердце отдаю  детям". И название ее вовсе  не красивый литературный оборот, а чистая правда.

"Верьте в талант  и творческие силы каждого  воспитанника!". Эти слова одного  из самых замечательных педагогических  деятелей современности – Василия  Александровича Сухомлинского –  можно было бы поставить эпиграфом  ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней  учительской практики, обобщение  огромного педагогического наследия  прошлого убедили его в том,  что "сила и возможности  воспитания неисчерпаемы". Воспитание  точно отражает жизнь, и оно  должно быть полным жизни и  от полноты жизни идущим, тогда  оно имеет силу.

Творчество Сухомлинского  с каждым годом привлекает все  более пристальное внимание мировой  научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и  за рубежом. И это не случайно. Разработанная  им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку  новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так  и в практику образования и  воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной  педагогической мысли.

 

 

1. Краткая биография Сухомлинского.

Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство  и юность.

Летом 1933 года поступил в  медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. Полтавский педагогический институт Сухомлинский закончил в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Окончив  институт, работает преподавателем украинского  языка и литературы. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1948 года был  тяжело ранен, защищая Москву.

В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы  и бессменно руководит ею в  течение 22 лет. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, К тому же почти  разрушенная за годы войны. Знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило  время расцвета его духовных сил  и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не стало.

Отец Сухомлинского был  крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских – три брата и сестра – стали  учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала  Сухомлинский подался было в медицинский  техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и  был принят в педагогический институт.

На дневном отделении  учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного  села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом, где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установлена мемориальная доска памяти В.А. Сухомлинского.

Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и  работает преподавателем украинского  языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под  Смоленском.

В январе 1942 года младший  политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался  жив. Осколок снаряда остался  в его груди навсегда. После  долгого лечения в госпитале  на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограничено годным. Его назначили  директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим райно.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу.

В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы  и бессменно руководит ею в  течение 22 лет до конца своих дней.

В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и  почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский – член-корреспондент  Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А.Сухомлинский – автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных  языках народов нашей страны и  мира. В апреле 1970 года он закончил работу "Проблемы воспитания всесторонне  развитой личности" – доклад для  защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды Сухомлинского  дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности  всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной  части, не нарушив единства этого  сплава.

 

2. Педагогические идеи, теория, практика данного педагога.

В.А.Сухомлинский – достойный  наследник гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе  воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического  коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. "В  среде педагогов, – отмечал Сухомлинский, – можно нередко услышать разговоры  о поощрении и наказании. А  между тем, самое главное поощрение  и самое сильное наказание  в педагогическом труде – это  оценка".

Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот  педагог, который любит детей. Учитель  должен быть для ребенка таким  же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие  между ними, человечность и доброта  – вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем  наставнике. Одно из самых ценных его  качеств – человечность, в которой  сочетается сердечная доброта с  мудрой строгостью родителей.

Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание  неудовлетворительной оценкой особо  больно ранит, оскорбляет и унижает  достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с "помощью" учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу  самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним  желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание – хорошо учиться –  озаряет весь смысл школьной жизни  детей.

Оценка у В.А.Сухомлинского  всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал "детское незнание". Месяц, полгода, год у ребенка "может  что-то не получаться, но придет время  – научиться". Сознание ребенка  – могучая, но медленная река, и  у каждого она имеет свою скорость.

Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать  от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники "не чувствовали  себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности".

Сухомлинский рекомендует  педагогам вызывать в школу родителей  не по поводу плохой успеваемости или  дисциплины их ребенка, а тогда, когда  он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.

Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных  результатов, приводит чрезвычайно  редко к психическим срывам, к  появлению "трудных" подростков.

Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка  силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что  ребенок "ломается", становится лицемером  и приспособленцем, либо, что не менее  страшно, ожесточается в слепой ненависти  против всех. На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что  В.А.Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. "Коллектив может  стать воспитывающей средой лишь в том случае, – считал Сухомлинский, – когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно  и интеллектуально, развивающем  интересы и способности". И при  этом надо помнить, что подлинный  коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей  педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать  уважение окружающих, не уронить в  их глазах своего достоинства.

"Воспитание без наказания  – это не узко школьное дело, – говорил В.А.Сухомлинский. –  Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших  и сложнейших сфер – человеческого  сознания, поведения, взаимоотношений". И еще один актуальный вывод  должны мы усвоить, рассматривая  вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А.Сухомлинского не было  дилеммы: личность или коллектив.  Это две грани, две стороны  единого человеческого бытия.  Нет и не может быть воспитания  личности вне коллектива, точно  так же, как не может быть "абстрактного" коллектива без личностей.

Василий Александрович писал: "Меня удивил взгляд моего оппонента  на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы...

Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно  воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... И если в  массовом масштабе, во всех школах сделать  это невозможно, то не потому, что  воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей  стране не было преступников... – воспитывайте детей без наказаний".

Потребности – великий  двигатель человеческой истории, человеческой личности. О первичных, материальных потребностях Василий Александрович  помнил всегда. В письме к сыну, рассказывая  о годах своей юности, вспоминая  тяжелые 30-е года, Сухомлинский замечал: "Трудно, очень трудно... овладевать знаниями, когда в желудке пусто".

Пока люди живут в обществе, где удовлетворение их первых жизненных  потребностей зависит только от заработка, материальный стимул не может потерять для них значения, и поэтому  строить расчет только на моральных  стимулах значило бы отрываться от жизни. В нашей литературе еще  можно встретить негативное отношение  к той роли и значению материальных потребностей, которую они играют в жизни людей. Стремление человека к материальному благополучию, улучшению  жилищных условий и т. д. Иногда считается  чем-то недостойным, постыдным, тем  более если речь идет о работнике  науки, искусства или педагогики.

Для Василия Александровича это не было чем-то постыдным. Воспитание культуры потребностей – очень важная проблема всестороннего развития личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и особенно того, чтобы в жизни  человека была деятельность, направленная на становление и удовлетворение потребностей высшего порядка – потребностей духовных. Многолетняя педагогическая деятельность приводит В.А.Сухомлинского к оптимистическому убеждению, что материальные запросы далеко не всегда ставятся молодежью на первый план.

Информация о работе Монография по психологии