Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:39, контрольная работа
"На любви к детям держится мир". Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. "Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям" – так писал в главной книге своей жизни "Сердце отдаю детям". И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.
Введение
1. Краткая биография Сухомлинского
2. Педагогические идеи, теория, практика данного педагога
3. Противоречивые оценки педагогических взглядов данного педагога
Заключение
ФГОУ ВПО « ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В.А. Сухомлинский "О воспитании"
ВЫПОЛНИЛ А:
ПРОВЕРИЛА : Семенкова С.Н.
ТЮМЕНЬ – 2012
Содержание.
Введение
1. Краткая биография
2. Педагогические идеи, теория, практика данного педагога
3. Противоречивые оценки педагогических взглядов данного педагога
Заключение
Введение.
Существует наука о воспитании – педагогика. Но воспитывать человека – это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.
"На любви к детям
держится мир". Сейчас уже трудно
вспомнить, кто произнес эту
фразу, но только точнее не
скажешь о смысле человеческой
жизни. Во все эпохи лучшие
педагоги именно эту мысль
считали главной в деле
"Верьте в талант
и творческие силы каждого
воспитанника!". Эти слова одного
из самых замечательных
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
1. Краткая биография Сухомлинского.
Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность.
Летом 1933 года поступил в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. Полтавский педагогический институт Сухомлинский закончил в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Окончив институт, работает преподавателем украинского языка и литературы. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1948 года был тяжело ранен, защищая Москву.
В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, К тому же почти разрушенная за годы войны. Знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Педагогу, как и философу,
требуются десятилетия, чтобы сформулировать
его мировоззренческие
Отец Сухомлинского был
крестьянин, пахарь, плотник. Дети его,
все четверо молодых
На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом, где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установлена мемориальная доска памяти В.А. Сухомлинского.
Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском.
В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим райно.
Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу.
В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней.
В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Педагогу, как и философу,
требуются десятилетия, чтобы сформулировать
его мировоззренческие
За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский – член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.
В том же году он был избран
членом-корреспондентом
Общий тираж его книг составляет
около 4 млн. Экземпляров на различных
языках народов нашей страны и
мира. В апреле 1970 года он закончил работу
"Проблемы воспитания всесторонне
развитой личности" – доклад для
защиты докторской диссертации по совокупности
работ. Все труды Сухомлинского
дают убедительное представление не
только о разносторонности педагогических
подходов Сухомлинского, но и о цельности
всего его педагогического
2. Педагогические идеи, теория, практика данного педагога.
В.А.Сухомлинский – достойный
наследник гуманистической
Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта – вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств – человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с "помощью" учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание – хорошо учиться – озаряет весь смысл школьной жизни детей.
Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал "детское незнание". Месяц, полгода, год у ребенка "может что-то не получаться, но придет время – научиться". Сознание ребенка – могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость.
Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники "не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности".
Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.
Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению "трудных" подростков.
Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок "ломается", становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А.Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. "Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, – считал Сухомлинский, – когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности". И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.
"Воспитание без наказания
– это не узко школьное дело,
– говорил В.А.Сухомлинский. –
Это одна из важнейших проблем.
Василий Александрович писал: "Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы...
Я не из пальца высосал ту
истину, что наших детей можно
воспитывать только добром, только
лаской, без наказаний... И если в
массовом масштабе, во всех школах сделать
это невозможно, то не потому, что
воспитание без наказаний невозможно,
а потому, что многие учителя не
умеют воспитывать без
Потребности – великий двигатель человеческой истории, человеческой личности. О первичных, материальных потребностях Василий Александрович помнил всегда. В письме к сыну, рассказывая о годах своей юности, вспоминая тяжелые 30-е года, Сухомлинский замечал: "Трудно, очень трудно... овладевать знаниями, когда в желудке пусто".
Пока люди живут в обществе, где удовлетворение их первых жизненных потребностей зависит только от заработка, материальный стимул не может потерять для них значения, и поэтому строить расчет только на моральных стимулах значило бы отрываться от жизни. В нашей литературе еще можно встретить негативное отношение к той роли и значению материальных потребностей, которую они играют в жизни людей. Стремление человека к материальному благополучию, улучшению жилищных условий и т. д. Иногда считается чем-то недостойным, постыдным, тем более если речь идет о работнике науки, искусства или педагогики.
Для Василия Александровича это не было чем-то постыдным. Воспитание культуры потребностей – очень важная проблема всестороннего развития личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на становление и удовлетворение потребностей высшего порядка – потребностей духовных. Многолетняя педагогическая деятельность приводит В.А.Сухомлинского к оптимистическому убеждению, что материальные запросы далеко не всегда ставятся молодежью на первый план.