Мораль и этика на производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 07:12, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы существовать в современном мире, человеку необходимо общение и сотрудничество с другими людьми. Обычаи и способы общения складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Каждый народ на протяжении определенного исторического этапа имеет собственные представления о морали и нравственности. То, что у одних народов считается неприличным, у других народов, наоборот, считается приличным. И эти "приличия" и "неприличия" находят свое отражение в народных традициях, суевериях, и даже нести свой отпечаток в религиозных учениях.
Но сегодня, когда современная цивилизация стала на путь глобализма, происходят процессы формирования единого пространства - времени Жизни современной цивилизации в планетарном масштабе.

Содержание работы

Введение……………………………………..…………………….…3
История нравственности и морали……………………………....4-6
Соотношение нравственности, морали и этики……….…….....7-10
Нравственный идеал современного человека………….……..11-16
Заключение …………………………..……………………...……..17
Литература……………………………..……………...…………....18

Файлы: 1 файл

кр мораль и этика.docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

                    Введение……………………………………..…………………….…3

  1. История нравственности и морали……………………………....4-6
  2. Соотношение нравственности, морали и этики……….…….....7-10
  3. Нравственный идеал современного человека………….……..11-16

          Заключение …………………………..……………………...……..17

          Литература……………………………..……………...…………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для того чтобы существовать в современном мире, человеку необходимо общение и сотрудничество с другими людьми. Обычаи и способы общения складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Каждый народ на протяжении определенного исторического этапа имеет собственные представления о морали и нравственности. То, что у одних народов считается неприличным, у других народов, наоборот, считается приличным. И эти "приличия" и "неприличия" находят свое отражение в народных традициях, суевериях, и даже нести свой отпечаток в религиозных учениях.
Но сегодня, когда  современная цивилизация стала  на путь глобализма, происходят процессы формирования единого пространства - времени Жизни современной цивилизации  в планетарном масштабе.
У современной цивилизации  уже сложился единый тип жизнедеятельности:
"взял ресурсы  - вернул отходы".
Это патологический тип жизнедеятельности. Он порождает экологические проблемы во всех сферах жизнедеятельности человека, засоряя своими "отходами" не только окружающую человека природу, но и самого человека (сознание, ум, социум).
Так нормы нравственности возникают в самой практике массового  взаимного общения людей. Моральные  нормы воспитываются ежедневно  силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький  ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что "можно", а что "нельзя".

           Какой  же должен быть современный  нравственный идеал? Постараюсь  дать на этот вопрос, наиболее  открытый ответ.

 

 

История нравственности и морали.

Нравы - относительно устойчивые способы поведения, обычаи, манеры:  
- преобладающие в конкретном обществе или в социальной группе; и  
- воспринимаемые как правильные и обязательные. 

Нравственность как историческое явление уходит своими корнями в  эпоху родового общественного строя. В сопоставлении первобытно-родовое  общества с классовым обществом  и цивилизацией доклассовая стихийная  социальность нередко предстает  как «эпоха дикости и варварства», аморальная и отягощенная примитивными животными инстинктами. Первобытное  общество, действительно, еще находится  во власти природы, чувственного опыта, не знает государственности и  письменности, свободно от «логического ига» и понятийного мышления, осмысливает  действительность самым фантастическим образом. Характерны такие особенности, как антропоморфизм, анимистические воззрения, различные виды магии, тотемизм, фетишизм, система запретов и ограничений, ритуалы и обряды, мифология. Общепризнанно, что организационным и нормативным  принципом первобытного, доклассового общества выступают кровнородственные  отношения. Структура общества совпадает, в целом, с системой родства. Род  состоит из «всех своих», сродственников. Вне его находятся «чужие» и «враги». Оппозиция «свои - чужие» играет первостепенную роль.

Первобытный человек всегда страшился  разомкнутого, неосвоенного пространства и где бы ни находился, стремился  устроить ограждения, изолироваться  или изолировать источник опасности. Через отверстия и проемы мог  войти зловредный дух. И все-таки в первобытном обществе не было ни этического бога, ни религиозной морали. Сакрализация нравственных норм и даже их закрепление в государственном  праве относятся к периоду  патриархата, к апогею и финалу родового строя.

В матриархальном родовом обществе уже сложились некоторые нравственные отношения, определенные нормы поведения: самоотверженное отношение к  труду и к боевой защите рода и  сородичей. Безропотность и скромность. Взаимные приветствия сородичей  и соплеменников при встречах. Инициальные курсарии и обряды, имеющие  целью обучение и нравственное воспитание подрастающего поколения. Табуации (запреты), имеющие целью охрану жизненно важных обычаев и правил. Предпочтительность женской инициативы при установлении брачного союза. Отвращение к кровосмесительным  бракам. Кровная месть. Гостеприимство. Сорорат. Левират. Кувада. Авункулат. Строго регламентированная погребальная обрядность. Отделилась от труда и быта нравственно-воспитательная деятельность. Наиболее ранними нормами  считается добросовестный труд, подчинение старшим, охрану детей и захоронение  покойников.

В патриархальном обществе возникают  и новые нравственные нормы, например, укреплявшие авторитет мужчины, главы патриархальной семьи, левират, верность жены, запрет на ложь, кровная  месть, обычаи человеческих жертвоприношений. Возрастает роль принуждения и строгих  наказаний за нарушение нормы.

Нравственные представления первобытного человека являются во многом делом  коллективного воображения, внушений, описываются на языке практических отношений. В роли морали выступает  целый набор инструментов, организующих жизнь сообщества.

Это приведены наиболее ранние истоки возникновения морали и нравственности  в дальнейшем нравственность, и мораль претерпевали множественные изменения в мировоззрении людей, это во многом зависело от вероисповеданий людей и среды их обитания. На протяжении многих веков строились своды законов, где то было узаконено насилие, многоженство, и т.д. и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение нравственности, морали и этики

Сначала — о словах. Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав».     Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. 

Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм — «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору (« Не убий », «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др. 

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики). 

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

Если открыть «Большой энциклопедический  словарь» и посмотреть статью «Нравственность», мы увидим следующее описание: «Нравственность — см. мораль». Пришла пора разделить эти понятия. Отделить зерна от плевел.

Мораль — это сумма установившихся в обществе неписаных нормативов поведения, сборник социальных предрассудков. Мораль ближе к слову «приличия». Нравственность определить уже сложнее. Она ближе к такому понятию биологии, как эмпатия; к такому понятию религии, как всепрощение; к такому понятию социальной жизни как конформизм; к такому понятию психологии, как неконфликтность. Проще говоря, если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен, мудр и потому понимающ — можно сказать, что это нравственный человек.

Главное различие между моралью  и нравственностью в том, что  мораль всегда предполагает внешний  оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Так же как автоматически работающий агрегат сложнее ручной машинки, которую приводит в действие чужая воля.

Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу. Мир движется в сторону аморализма, это правда. Зато он идет в сторону нравственности.

Нравственность — штука тонкая, ситуативная. Мораль более формальна. Ее можно свести к неким правилам и запретам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравственный идеал современного человека

Нравственность современного общества основана на простых принципах:

1) Разрешено все, что не нарушает  непосредственно прав других  людей.

Информация о работе Мораль и этика на производстве