Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 18:43, реферат
Объектом исследования является локальная война в Афганиста-не.
Метод исследования – историко-сравнительный метод диахронного (разновременного) вида анализа.
Предмет исследования – человек на войне.
Целью является изучение истории возникновения Афганской вой-ны и освещение морально-психологической подготовки советских воинов в экстремальных условиях ведения боевых действий
1) Введение.
2) Основная часть.
а) Идеологическое оформление войны.
б) Настроение в армии.
в) Морально-психологическое состояние войск.
г) Вера и суеверия на войне.
3) Заключение.
а) Вывод войск из Афганистана.
б) Последствия афганской войны.
в) Война продолжается.
г) Вывод.
4) Список используемой литературы.
2
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 68»
Морально-психологическое состояние
Человека в условиях боевых действий
(на примере Афганской войны)
Автор:
Научный руководитель:
Барнаул 2008
Содержание:
1) Введение.
2) Основная часть.
а) Идеологическое оформление войны.
б) Настроение в армии.
в) Морально-психологическое состояние войск.
г) Вера и суеверия на войне.
3) Заключение.
а) Вывод войск из Афганистана.
б) Последствия афганской войны.
в) Война продолжается.
г) Вывод.
4) Список используемой литературы.
5) Приложения.
Введение.
Тема Афганской войны заинтересовала меня тем, что, охватив разные периоды внутреннего развития СССР, образ этой войны в официальной пропаганде радикально менялся. Первое время сам факт войны пытались скрыть – вплоть до того, что погибших солдат хоронили в тайне под покровом ночи. Чем дальше отделяет нас время от военных событий в Афганистане, тем всё больше представителей новых поколений хотят знать правду о той войне.
Объектом исследования является локальная война в Афганистане.
Метод исследования – историко-сравнительный метод диахронного (разновременного) вида анализа.
Предмет исследования – человек на войне.
Целью является изучение истории возникновения Афганской войны и освещение морально-психологической подготовки советских воинов в экстремальных условиях ведения боевых действий.
В 1970 годы кризис полуфеодального государства в Афганистане привел к нарастанию политических потрясений. Прокоммунистический переворот 1978 году и радикальные антифеодальные реформы дестабилизировали положение в стране. Репрессии против всех недовольных режимом Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) встретили вооруженное сопротивление со стороны населения страны. Стало разрастаться движение сопротивления, выступившее под знаменем ислама. Репрессии и начавшаяся война вызвали поток беженцев в соседний Пакистан. Уже к середине 1980-х годов их число достигало более 3 млн. человек. Десятки тысяч из них возвращались в Афганистан с оружием, которое поставлялось странами НАТО, стремившимися к свержению режима НДПА.
Сопротивление коммунистам возглавили сторонники исламского государства. Партизан называли борцами за веру — моджахедами.
В марте 1979 произошло крупное восстание против НДПА в Герате, и президент Афганистана Нур Мухамед Тараки (1917-1979) обратился к руководству СССР с просьбой ввести свои войска в Афганистан. Но руководство Советского Союза ограничилось только посылкой вооружений и подготовкой военных специалистов. Руководители КПСС выступали против экстремистской политики афганских лидеров и убедили Тараки проводить более взвешенные реформы. Планировалось официально осудить «виновников» прежнего экстремистского курса, в частности, второго человека в руководстве НДПА Х. Амина. Но 14 — 15 сентября 1979 произошли вооруженные столкновения в Кабуле. Тараки был отстранен от власти и 17 сентября убит. Президентом стал Амин. В Москве Амина считали непредсказуемым лидером, который может переориентироваться на США или Китай, чтобы добиться прекращения войны. Тогда у границ СССР возникло бы враждебное государство. Чтобы предотвратить эту угрозу, руководители Советского Союза решили свергнуть Амина, заменить его более умеренным лидером Бабраком Кармалем, одновременно было принято решение о введении ограниченного контингента советских войск в Афганистан.
27 декабря 1979 советские войска пересекли афганскую границу. Амина сменил Кармаль. Советский десант высадился в столице страны Кабул и взял штурмом дворец Амина. Диктатор был убит. Согласно официальному сообщению, революционный суд признал Амина виновным «в совершении преступлений против государства» и приговорил к смертной казни.
Через некоторое время началась национально-освободительная война афганцев против советских войск. Моджахеды нападали со всех сторон и скрывались в горах или на территории Пакистана. Эта война стоила СССР около 15 тыс. человек.
Советское вторжение в Афганистан вызвало волну протестов в мире (в частности, на московскую Олимпиаду-1980 отказались многие ведущие страны). США опасались, что из Афганистана СССР может нанести удары по Пакистану и нефтяным источникам в Персидском заливе. Возобновилась «холодная война».
Советская армия оказалась неготовой к длительной войне с партизанами. Она захватывала базы моджахедов, несла большие потери, штурмуя перевалы. Но партизаны уходили в Пакистан и Иран по горным тропам, пополняли свои ряды, и снова возвращались. Перекрыть все горные дороги было невозможно. Американцы поставляли моджахедам самое совершенное оружие, проводили подготовку профессионалов-террористов. Моджахеды обстреливали советские гарнизоны и дороги, по которым шли поставки продовольствия и боеприпасов из СССР. Кроме того, армия НДПА воевала против соотечественников неохотно.
Против СССР и НДПА действовал широкий фронт исламских организаций от радикальной пуштунской Исламской партии Афганистана во главе с Г. Хекматияром до более умеренного и многонационального Исламского общества Афганистана во главе с Б. Раббани.
Идеологическое оформление войны.
Относительно масштабной, хотя и локальной войной, была война в Афганистане. Она оказалась самой длительной войной России в ХХ веке и очень специфической с точки зрения идеологического оформления.
В целом, эту войну можно разделить на три больших этапа.
На первом события в Афганистане вообще признавались не войной, а чем-то вроде гуманитарной помощи дружественному афганскому народу. В этот период многим военнослужащим в Афганистане присваивали высокие государственные награды, в том числе и звание Героя Советского Союза, однако, из газетных публикаций следовало, что получены ордена за участие в полевых учениях, в «боях» с условным противником, а также за помощь афганцам в хозяйственных работах.
Основания для такого освещения событий были, пожалуй, лишь в самом начале пребывания советских войск в Афганистане. Первые полгода наши части там действительно занимались только тем, что помогали строить дороги, восстанавливать школы, и так далее.
Изначальной официальной мотивировкой пребывания советских войск в сопредельной стране было «выполнение интернационального долга в дружественном Афганистане по просьбе революционного афганского правительства». Для самих армейских подразделений, которые выполняли пресловутый «долг» отнюдь не на сельхозработах, предлагалось другое обоснование: не отстаивание завоеваний Апрельской революции, а защита южных рубежей собственной страны. Эта мотивировка в целом находила отклик в сознании большинства военнослужащих.
Отношение в то время к войне было однозначным: что кругом нас противник, что границы наши близко примыкают к боевым действиям и для того, чтобы обезопасить границу и местное население мы должны были обеспечить это с той стороны. Как вспоминают участники боевых действий в Афганистане, та мысль, что мы защищаем не чужую революцию, а южные рубежи нашей Родины, была действенной.
Национально-государственная мотивировка участия СССР в войне в Афганистане все-таки находила отклик в сознании кадровых военных. Войну в основном считали справедливой и верили в успех. Вместе с тем, кадровые офицеры, безусловно, осознавали специфику вооружённых действий на Востоке, в обществе с традиционной мусульманской культурой, с развёртыванием партизанского движения и т.д. Особенность войны в Афганистане была в том, что это чужая страна, и по началу наши войска вошли туда как интернационалисты, а потом, когда развязались столкновения с бандформированиями, уже шла борьба за выживание: кто кого.
На втором этапе войны, начиная с 1987 года, информация о событиях в Афганистане постепенно становилась более открытой и адекватной. Было признано, что в этой стране фактически ведётся война, но преобладала героизация в её освещении - в духе революционного романтизма. Формула интернациональный долг наполнилась иным смыслом, включившим военную помощь революционному афганскому народу против «внутренней контрреволюции» и «иностранных бандформирований» (имелся в виду Пакистан). Однако вскоре на этот романтический этап наложился третий – критический.
14 апреля 1988 года в Женеве министрами иностранных дел Афганистана, Пакистана, СССР и США был подписан блок документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Было принято решение о выводе оттуда советских войск, которое началось 15 мая 1988 года и официально завершилось 15 февраля 1989 года. В этот период пошёл поток критических публикаций в средствах массовой информации и оценок на высшем государственном уровне. Наконец, уже в декабре 1989 года на II Съезде народных депутатов СССР, решение о вводе войск в Афганистан в декабре 1979 года было признано политической ошибкой.
Настроение в армии.
Официальное идеологическое оформление войны сказывалось на психологии личного состава «ограниченного контингента советских войск». По свидетельству воинов – «афганцев», побывавших в сопредельной стране на разных этапах войны, восприятие участия СССР во внутриафганских делах и отношение к этому у военнослужащих ограниченного контингента постепенно менялось. Если в начале войны многие действительно верили официальным формулировкам об «интернациональной помощи» более развитого социалистического государства революционному Афганистану, решившему вырваться из средневековой отсталости, то по мере расширения боевых действий и ожесточения сопротивления оппозиции, развёртывания партизанской войны, всё чаще возникали вопросы: «Зачем мы здесь?»
Официальным ответом на них был перенос акцентов в политико-воспитательной работе с формулировок о помощи афганской революции на защиту государственных интересов СССР – от «козней американского империализма» в Центральной Азии и от угрозы южным границам СССР. Когда произошло изменение в идеологических установках и в политическом обосновании участия СССР в афганском конфликте (особенно после переговоров Горбачёва с Рейганом в 1987 году, в ходе которых была достигнута договорённость о выводе советских войск, и Женевских переговоров 1988 г., закрепивших и оформивших это решение), морально-психологическое состояние ограниченного контингента оказалось чрезвычайно тяжёлым.
Широкое распространение получили такого рода разговоры между военнослужащими: «Если эта война – политическая ошибка, то почему мы должны и дальше рисковать своей жизнью?», «Кто мы теперь и как нас после этого встретят дома?».
Ещё раз подтвердилась старая истина, что, война проиграна не тогда, когда войска понесли поражения в отдельных битвах, а когда руководство, общество и страна признали себя побеждёнными.
В армии в результате Афганской войны широко распространилось мнение и чувство: «Нас предали ! Мы теперь никому не нужны». И предательство это, казалось, было осуществлено руководством собственного государства и «гражданским обществом». Так в сознании многих воинов – «афганцев» развёртывание демократии в стране стало ассоциироваться с изменой.
Морально-психологическое состояние войск.
Ключевым для морально-психологического состояния войск во время войны является формирование ценностных установок, представлений о справедливом характере и целях войны, убеждённости в силе своей армии. Но становление соответствующего отношения к своей стране и к войне не является единственной целью идеологической, политико-воспитательной работы, осуществляемой в войсках.
В конкретных боевых условиях решающее значение могут приобретать другие идеолого-психологические аспекты: отношение к врагу, к своей армии и к товарищам по оружию, к опасностям и тяготам войны и так далее.
Без чувства боевого товарищества, коллективизма, взаимовыручки вообще невозможно говорить об армии. В русской армии эти качества культивировались традиционно, но могли изменяться лишь акценты в их идеологическом оформлении. Для отдельных видов вооруженных сил, родов войск и конкретных боевых профессий значение этих качеств было особенно велико. Так, особое чувство локтя, влиявшее на слаженность действий в бою и, в конечном счете, на вероятность выживания, требовалось лётчикам, танкистам, морякам (особенно подводникам), разведчикам, десантникам.