Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 18:43, реферат
Объектом исследования является локальная война в Афганиста-не.
Метод исследования – историко-сравнительный метод диахронного (разновременного) вида анализа.
Предмет исследования – человек на войне.
Целью является изучение истории возникновения Афганской вой-ны и освещение морально-психологической подготовки советских воинов в экстремальных условиях ведения боевых действий
1) Введение.
2) Основная часть.
а) Идеологическое оформление войны.
б) Настроение в армии.
в) Морально-психологическое состояние войск.
г) Вера и суеверия на войне.
3) Заключение.
а) Вывод войск из Афганистана.
б) Последствия афганской войны.
в) Война продолжается.
г) Вывод.
4) Список используемой литературы.
Универсальный характер имели общепсихологические качества, необходимые для преодоления тягот войны: мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию и др. Нередко ситуация усугубляется тем, что трудно или даже невозможно отделить гражданское население от вооружённого врага. Именно в таких условиях наши войска оказались в Афганистане, где война приобрела характер партизанского сопротивления. Днём афганец мог быть мирным декханином, а ночью – душманом, нападающим на советских солдат.
В очередной раз наш солдат доказал, что он способен на воинские подвиги самой высокой пробы. Более 500 тысяч военнослужащих прошли дорогами войны Афганистана. За боевые заслуги 76 военнослужащих были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них и наш земляк Константин Павлюков, которому это высокое звание присвоено посмертно. Более 200 тысяч солдат и офицеров награждены орденами и медалями.
Вера и суеверия на войне.
В России связь армии с Церковью традиционно была достаточно прочной: лики святых на знамёнах, молебны перед решающими сражениями, священники и монахи в боевых порядках. При Петре I в русской армии и на флоте складывается институт военного и морского духовенства. В 1801 году Павел I вводит военное ведомство священников. В причисленных к этому ведомству храмах наряду с религиозными реликвиями хранились знамёна прославленных частей, оружие и доспехи военачальников, увековечивались погибшие воины. Военные священники не только служили в храмах, но и проводили с солдатами беседы, занятия по словесности и даже занимались антиалкогольной пропагандой.
После революции 1917 года на смену военным священникам пришли комиссары и замполиты. Однако бытовая религиозность в армии не исчезла, хотя и приняла несколько иные, отличные от распространённых ранее, формы. Как сказал генерал Эйзенхауэр, «в окопах атеистов не бывает».
Многие военнослужащие, прошедшие через пекло Афгана говорили, что на войне они верили в бога, произносили молитвы, хотя в то время отношение к религии в силу тех условий, в которых мы жили, было не то чтобы забыто, но как-то непринимаемо. Военный корреспондент майор В.А. Сокирко сказал: «Да, после Афганистана я периодически хожу в церковь. И вообще отношение стало более вдумчивым Не скажу, что религиозный фанатизм появился, но вера какая-то, даже не конкретно в Бога, а вообще в космический разум, который теперь представлен у нас в церковной организации».
По признанию другого офицера «афганца», в ходе боевых действий приходилось видеть в довольно-таки сложной ситуации людей, которые молились, взывали к Богу. У значительной части солдат были какие-то религиозные амулеты, и солдаты несколько иронично говорили об этом, - говорили, что это память о доме, что это дали родители или кто-то из членов семьи.
Безусловно, здесь сказывалась и специфика войны с глубоко верующим противником. Ведь для афганцев, отличавшихся фанатичной приверженностью исламу, русские солдаты были не просто врагами, а «неверными», война с которыми считалась священной, получившей благословение Аллаха.
Попытка совершить скачок из традиционного исламского общества в «социализм» обернулась мощной активизацией религиозного фактора, превращением ислама в знамя оппозиции светскому режиму Кабула. Пренебрежение чувствами верующих в мусульманской стране, стремление отодвинуть религию на второй план закономерно спровоцировали ответную реакцию.
Перерастание борьбы оппозиции Кабульскому режиму в священную войну – джихад – наметилось практически сразу после ввода в страну «ограниченного контингента» советских войск.
Возможно, именно это обстоятельство – наряду с общей психологической напряжённостью вызывало в советских войсках вспышки религиозности среди атеистов (воспитанных, правда, в культуре, имевшей христианские корни); у людей возникала настоятельная потребность противопоставить уверенному в своей праведности неприятелю нечто равноценное.
Некоторые солдаты славянских национальностей даже изучали Коран. Были такие случаи, когда душманы отпускали наших солдат, когда те им читали молитвы из Корана. Известно, что многим из попавшим в душманский плен советским солдатам для того, чтобы выжить, приходилось принимать ислам.
Любая война приводит к активизации религиозных чувств и настроений. Однако в атеистическом обществе религиозность гораздо чаще проявляется в языческих формах: сказываются разрыв с конфессиональными традициями, незнание обычаев, молитв и обрядов. При этом бытовые суеверия получают наибольшее распространение именно в действующей армии. Приметы были разные. Например, нельзя бриться ни в коем случае на операции, ни в коем случае чистое белье не одевать. Ничего не дарить никому перед операцией. С левой ноги не вставать, нельзя носить вещи погибшего, место его занимать, на себе показывать, куда ранили другого.
Поведение человека перед боем ограничено системой традиционных запретов. Существуют устоявшиеся табу в отношении вещей погибших. Почти у каждого солдата есть свой талисман, который нужно хранить в тайне, своя (часто самодельная) молитва и т.д. При этом вера в Судьбу присутствует, даже если человек утверждает, что ни когда не верил в Бога.
Главные приметы на войне всегда связаны с попыткой отвести от себя угрозу гибели, обмануть смерть, защититься с помощью оберега, в роли которого порой выступают самые неожиданные предметы.
Уже известный нам майор В.А. Сокирко рассказывал: «Да, суеверия, это естественно, есть какие-то. Скажем лично я всегда одну гранату носил с собой. Если приходилось использовать другие, то эту, так называемую неразлучницу, я всегда оставлял – потому что, не хотелось попасть в руки душманам живым».
Итак, основные формы бытовых солдатских суеверий и примет переходили из войны в войну, хотя порой в изменённом и искажённом виде. В ходе каждого военного конфликта вырабатывались и особые, присущие только ему обычаи и обряды. Так, среди суеверий и примет, бытовавших во время войны в Афганистане, можно выделить следующие, заимствованные из опыта прошлых войн, частично видоизменённые и дополненные:
- система табу (запретов) на определённые действия накануне боевых операций (не бриться, не дарить ни кому своих вещей и т.д.);
- выполнение определённых ритуалов после возвращения с боевых операций («вернулся в часть – посмотрись в зеркало»);
- хранение амулетов и талисманов;
- молитвы (не обязательно традиционные).
Афганская война велась в то время, когда в нашей стране выросло уже третье поколение, воспитанное в условиях государственного атеизма. Бытовая религиозность военнослужащих проявлялась вопреки официальному неодобрению. Но на то, что находилось под гласным или негласным запретом в мирной обстановке, в боевых условиях воспринималось более снисходительно. Многие офицеры и политработники признавались, что «с солдат за это дело строго не спрашивали, относились с пониманием», даже если сами ни в какие приметы не верили.
Любая война активизирует стихийное религиозное сознание непосредственных участников боевых действий. При этом преобладающие формы его проявления напрямую зависят от господствующего в обществе вида мировоззрения – религиозного или атеистического. И если в первом случае естественная для экстремальных условий психологическая потребность реализуется в обычаях и обрядах, составляющих часть традиционной культуры, то во втором она остаётся элементом индивидуальной или групповой психологии, проявляясь в наиболее простых, даже примитивных формах.
Вывод войск из Афганистана.
С 1983 году СССР начал искать возможность вывода войск из Афганистана. Пользуясь противоречиями между моджахедами, удалось на время заключить перемирие с наиболее опытным партизанским командиром А. Масудом, возглавлявшим вооруженные силы Исламского общества Афганистана. В 1986 году непопулярный Кармаль был заменен на более авторитетного лидера Н. Наджибуллу. Но США отказывались прекратить помощь моджахедам в обмен на вывод советских войск. В условиях «холодной войны» США были заинтересованы в том, чтобы СССР как можно дольше не мог выйти из «капкана», в который попал в Афганистане.
Только по мере завершения «холодной войны» в мире возникла возможность прекратить войну в Афганистане. В 1988 году были достигнуты соглашения в Женеве, по которым СССР выводил свои войска, а США и Пакистан прекращали военную поддержку моджахедов. В феврале 1989 года начался вывод советских войск. Однако мир в Афганистане не наступил. Поддержка моджахедов извне не прекратилась — продолжилась война уже между моджахедами и просоветским правительством Наджибуллы.
Последствия афганской войны.
Кровавые отметины горькой афганской беды разлетелись до самых дальних уголков России. Пули моджахедов за многие тысячи вёрст навылет били святые сердца матерей. Под казёнными солдатскими памятниками спят 13833 воина убитых, умерших от ран и болезней.
49958 человек вернулись с войны раненными, 6669 – стали инвалидами, 312 – пропали без вести.
Таковы печальные итоги войны, от которой остались боль в людских сердцах да седина на висках солдатских матерей и отцов.
Не минула афганская война и наш край. За 9 лет 3643наших земляка прошли крещение огнём и кровью. 943 воина награждены боевыми орденами и медалями, в том числе одному присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), 210 – награждены орденом Красной Звезды, 4 – орденом Красного Знамени, 317 – медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги» награждено – 412 человек.
146 раз в городах и сёлах нашего края скорбно играл оркестр, и плакали люди, 146 ребят возвратились на Родину в цинковых гробах грузом «двести».
Выполняя свой интернациональный долг, героически погиб наш земляк, выпускник школы № 68 г. Барнаула Александр Кузоб.
23 августа 1984 года рота, в которой проходил службу Александр Кузоб, высадилась в ущелье с задачей блокировать несколько важных высот и не допустить отхода банды душманов в горы. После высадки из вертолетов рота начала выдвигаться в заданный район, но неожиданно попала под обстрел душманов. Один из командиров отделений получил тяжёлое ранение. Александр со своим пулемётом выдвинулся на удобную позицию и стал прикрывать роту огнём. После этого он вынес раненого товарища в безопасное место, но сам был тяжело ранен и через 30 минут скончался.
Благодаря действиям Александра рота вышла из под огня противника, уничтожила 10 душманов и захватила большое количество трофейного оружия.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга рядовой Александр Кузоб награждён орденом «Красной Звезды» (посмертно), его пулемёт вручался лучшему пулемётчику роты.
В афганской войне 204 военнослужащих из Алтайского края получили ранения и 87 стали инвалидами.
Время берёт своё. Многим афганцам сейчас уже за сорок. Всё острее дают знать о себе последствия ранений и контузий. Но ветераны Афганистана и сегодня в боевом строю, многие продолжают службу, а закончившие её составили основу ветеранского движения воинов-интернационалистов, создав повсеместно свои организации, чтобы не оставить своих сподвижников и ветеранов других локальных конфликтов и войн один на один с житейскими проблемами.
С 1991 года в краевом центре действует созданный на средства краевого, городских и районных бюджетов, а также на личные пожертвования жителей края «Дом интернационального движения» с мемориальным комплексом, включающим «Вечный огонь».
Война продолжается.
После распада СССР в 1991 году режим Наджибуллы оказался в изоляции и в 1992 году был свергнут. Формально президентом страны стал Б. Раббани, но его положение оказалось неустойчивым. Лидеры исламских группировок продолжили кровавый передел власти. При поддержке Пакистана наибольших успехов в этой борьбе достигло движение «Талибан ». К февралю 1995 года талибы заняли половину южных провинций, дошли до границ Таджкистана, в 1996 году вступили в Кабул. Войска противостоявшего им Северного альянса (бывшие моджахеды) под командованием Масуда оказались в тяжелом положении. В сентябре 2001 года террористами был убит А. Масуд. Но тут в события активно вмешались США и их союзники. После взрывов 11 сентября президент США Дж. Буш вместе с союзниками осуществил «антитеррористическую операцию» против талибов, отказавшихся выдать бен Ладена. В результате талибы были разгромлены Северным альянсом.
В Кабул и другие города были введены войска стран Запада. Президентом был провозглашен Хамид Карзай. Остальная территория страны контролируется разными кланами моджахедов. С 2002 года в Афганистане установился неустойчивый мир, нападения талибов на оккупационные силы продолжаются до настоящего времени.
Война не окончена….