Мотивационные свойства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 20:57, реферат

Описание работы

Мотивационные свойства личности - это закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива (рисунок 2.16.).
Предложенная Мюреем классификация предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности. К ним относятся мотивы достижения, избегания неудачи, власти, аффилиации, отвержения, альтруизма и др.
Мотив достижения - это устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность, уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, повышают уровень своих достижений.

Файлы: 1 файл

МОТИВАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.docx

— 257.56 Кб (Скачать файл)

МОТИВАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Мотивационные свойства личности - это закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива (рисунок 2.16.).

Предложенная Мюреем классификация предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности. К ним относятся мотивы достижения, избегания неудачи, власти, аффилиации, отвержения, альтруизма и др.

Мотив достижения - это устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность, уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, повышают уровень своих достижений.

Мотив избегания  неудачи выделен из мотива достижения. Главное побуждение человека - это стремление избежать неудачи. Такие люди выбирают чаще всего лёгкие задачи, т.к. боятся оказаться неудовлетворёнными. Они могут выбирать и очень трудные задачи, т.к. неудача в этом случае не воспринимается как личный неуспех, а лишь как следствие обстоятельств.

Мотив власти - это способность человека проявлять свою волю вопреки сопротивлению других людей. Личность с выраженным мотивом власти получает удовлетворение от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы, правила поведения. В основе этого мотива лежит комплекс превосходства (по Адлеру), который в процессе развития может приобретать как конструктивное, так и деструктивное направление.

Мотив аффилиации - это стремление к контактам с другими людьми, к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми на основе доверия, равенства партнёров по общению.

 

Рисунок 2.16. Мотивационные  свойства и мотивация личности.

Мотив отвержения - это болезнь отвержения, которая проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым. У людей с преобладанием мотива отвержения проявляется неуверенность в себе, скованность в ситуациях общения.

Альтруистические  мотивы - это потребности помогать другим на бескорыстной основе. В их основе лежит способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и чувство ответственности.

Мотивация личности - это вся совокупность мотивов поведения и деятельности.

Мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалами, мировоззрением, убеждениями, направленностью личности, а также субъективными характеристиками (ЗУН, способностями, характером и др.). В качестве объективных детерминант мотивации выступают условия деятельности (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Мотив - это побуждение к  совершению поведенческого акта, порожденное  системой потребностей человека, с  разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов  мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт  нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация»  в современной психологии обозначаются как минимум два психических  явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую её активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс  образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В современной психологической  литературе существуют несколько концепций  взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них- теория каузальной атрибуции. Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет  поведение других людей;

б) процессы каузальной атрибуции  не подчиняются логическим нормам;

в) человек склонен объяснять  неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные - внутренними  факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в  различных видах деятельности. Зависимость  между мотивацией и достижением  успехов в деятельности не носит  линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи с  мотивацией достижения успехов и  качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком  высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами  личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных  видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных  ситуациях, связанных с оценкой  другими людьми результатов его  деятельности и общения.

Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет своё поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка - оценка личностью  самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.

Уровень притязаний (в нашем  случае) - желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют  и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Аффилиация - желание человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения.

Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими  людьми, господствовать, управлять  и распоряжаться ими.

Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям.

Антипод альтруизма - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные  личные потребности и интересы безотносительно  к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

Агрессивность - желание человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, доставить им различные неприятности.

Наряду с тенденцией агрессивности  у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных  действий, связанный с оценкой  таких собственных действия как  нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести  (рисунок 2.17.) (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, С.К. Багадирова, 2005).

В структуре  личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека (рисунок 2.18.).

До настоящего времени  не достигнуты еще теоретическая  определенность и однозначность  взглядов на явление мотивации. Термином «мотивация» объясняется широкий  круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.

В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании  объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое (В.К. Вилюнас, 1990).

В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А.Г. Ковалев, 1969), и как  предмет потребности (А. Н. Леонтьев, 1975) и отождествляется с потребностью (П.С. Симонов, 1987).

В содержании мотива можно  выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так  и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление  не более чем одна из возможных  форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует  уже не столько сам предмет  потребности, сколько личность, эту  потребность испытывающую. По мнению С.Л. Рубинштейна (1976), свойства характера - это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях. С.Л. Рубинштейн имел здесь в виду именно обобщенное содержание мотива.

 

Рисунок 2.17. Мотивация личности и ее составляющие.

Рисунок 2.18. Мотивация в  структуре личности.

Мотивация не только детерминирует  деятельность человека, но и буквально  пронизывает большинство, если не все  сферы психической деятельности. Х. Хекхаузен (1986) различает мотив и мотивацию следующим образом. Понятие «мотив» включает такие составляющие, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задаётся целевым состоянием отношения «индивид - среда». Существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей или классов отношений «индивид - среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру, силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека (рисунок 2.19.).

 

Рисунок 2.19. Основные характеристики мотива личности.

Мотивация же понимается как  процесс выбора между различными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту  направленность. Короче, мотивация  объясняет целенаправленность действия. О деятельности тогда говорят, что  она мотивирована, когда она направлена на достижение конкретной цели конкретного  мотива. От мотивации зависит, как  и в каком направлении будут  использованы функциональные ресурсы  и способности человека, его интересы и устремления.

Мотивацией также объясняется  выбор между возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможным содержанием мышления. Кроме того, ею объясняются интенсивность  и упорство субъекта в осуществлении  выбранного действия и достижении его  результатов (М.К. Акимова, К.М. Гуревич, 2005).

С мотивационной сферой личности тесно связан её уровень притязаний - это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом.

 

 

 

 

 

В уровне притязаний различают 3 стороны:

1. степень трудностей  задач, которые ставит человек  перед собой и считает, что  он с ними справится;

2. степень расхождения  между задуманным и осуществлённым (результаты могут оказаться ниже  тех, которые человек задумал  и это может осознаваться как  низкий уровень возможностей);

3. уровень притязаний  характеризуется такой степенью  трудности задачи, выполнение которой  приносит человеку удовлетворение (человек может поставить себе  вполне посильную, лёгкую задачу, но её решение не принесёт  удовлетворение).

Все 3 стороны уровня притязаний связаны между собой. Выбор степени  трудности задачи зависит от доминирующей мотивации (достичь успеха или избежать неудач) и от силы мотива:

  1. если мотив очень слабый, то человек или вовсе не рискует и выбирает самые лёгкие задачи, или же, наоборот, чрезмерно рискует и выбирает задачи высокой сложности;
  2. если мотив сильный, то человек выбирает задачи средней трудности.

Установлена зависимость  уровня притязаний от свойств, ориентации и психического здоровья личности:

  1. зависимость уровня притязаний от свойств личности выражается в том, что высокотревожные и интроверты стремятся избежать неудачи, а низкотревожные и экстраверты обнаруживают стремление к успеху;
  2. зависимость уровня притязаний от ориентации личности проявляется в том, что если преобладает ориентация на «Я», стремление к самоутверждению, то выявляется доминирование стремления к успеху, а если преобладает ориентация на задачу, на социально ценный результат, то доминирующим является стремление избежать неудачи;
  3. зависимость уровня притязаний от психического здоровья личности прослеживается в том, что в отличие от здоровых людей больные неврастенией ставят перед собой более сложные задачи, а больные истерией - напротив, более лёгкие, ниже среднего уровня своих достижений.

Одним из основных условий  изменения уровня притязаний является достигнутый успех или неуспех  деятельности.

 

 

 

 

Если человек ставит перед  собой непосильную задачу, то повторный  неуспех ведёт к снижению уровня притязаний. Причём это влияние успеха опосредуется самооценкой:

  1. при адекватной самооценке успеха человек выбирает более трудные задачи, а после неуспеха - более лёгкие;
  2. при завышенной самооценке успех ведёт к повышению степени трудности задач и после неуспеха также повышается степень трудности выбираемой задачи, т.к. имеет место адекватная реакция на успех и неадекватная реакция на неудачи;
  3. при заниженной самооценке и после успеха, и после неудачи человек выбирает более лёгкие задачи, т.е. имеется неадекватная реакция на успех, снижение уровня притязаний после успеха (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Информация о работе Мотивационные свойства личности