Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 20:57, реферат
Мотивационные свойства личности - это закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива (рисунок 2.16.).
Предложенная Мюреем классификация предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности. К ним относятся мотивы достижения, избегания неудачи, власти, аффилиации, отвержения, альтруизма и др.
Мотив достижения - это устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность, уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуют, повышают уровень своих достижений.
Мотивация достижения успеха и избегания неудачи
Толчком к деятельности, к учёбе могут стать в разной степени и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. На этом основании возникли два типа мотивации - мотивация успеха и мотивация боязни неудачи (таблицы 2.3., 2.4.).
Мотивация достижения (успеха) - одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.
Диагностика мотивации
1. Метод наблюдения - самый оптимальный метод, т.к. он позволяет педагогу следить за поведением и деятельностью учащегося в различных жизненных и учебных ситуациях, подвергать свои наблюдения глубокому психолого-педагогическому анализу.
Таблица 2.3.
Характеристика типов мотивации личности
Признаки |
Типы мотивации | |
МУ |
МБН | |
Мотив к деятельности |
Желание достичь успеха |
Страх перед неудачей |
Характер мотивации |
Положительный |
Относится к негативной сфере |
Направленность действий человека |
На то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов |
На то, чтобы избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий |
Личностная активность |
Активность личности зависит от потребности в достижении успеха |
Человек, ещё ничего не сделал, уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не добиться успеха |
Обозначения: МУ - мотивация успеха, МБН - мотивация боязни неудачи.
Таблица 2.4.
Обобщённый портрет типов мотивации личности
№ п/п |
Тип МУ |
Тип МБН |
1 |
2 |
3 |
1. |
Личности обычно активны, инициативны; ищут способы преодоления препятствий, если они встречаются |
Личности малоинициативны, избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них |
2. |
Продуктивность деятельности и степень её активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля |
Продуктивность деятельности и степень её активности в большей степени зависят от внешнего контроля |
3. |
Отличаются настойчивостью в достижении цели |
Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели |
4. |
Склонны планировать своё будущее на большие промежутки времени |
Склонны планировать своё будущее на менее отдалённые промежутки времени |
5. |
Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполняемые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчётливо |
Ставят перед собой неоправдано завышенные цели (плохо оценивают свои возможности). В других случаях, напротив выбирают лёгкие задания, не требующие, особых трудовых затрат |
6. |
Достигают суммарный существенно отличный успех при соответствующих обязательствах |
Достигают успех от незначительных достижений (при заниженных обязательствах) или от случайного везения (при завышенных обязательствах) |
7. |
Эффект Б.В.Зейгарник выражен в значительной степени |
Эффект Б.В.Зейгарник выражен в меньшей степени |
8. |
Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов |
Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что объясняется эффектом контроля ожиданий |
9. |
При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности, как правило, улучшается |
При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается |
10. |
Склонность к восприятию и переживанию времени как "целенаправленного и быстрого", а не бесцельно текущего |
Склонность к восприятию и переживанию времени как "бесцельно текущего" ("Время - это постоянно струящийся поток") |
11. |
Привлекательность задачи возрастает пропорционально её сложности. Особенно это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого навязанного задания его привлекательность остаётся тем не менее на прежнем уровне |
Привлекательность какого-либо
задания, как правило, снижается
в случае неудачи его выполнения.
Причём это будет происходить
независимо от того, навязано ли задание
извне или выбрано самим |
Обозначения: МУ - мотивация успеха, МБН - мотивация боязни неудачи.
Теория потребностей американского профессора психологии Абрахама Маслоу. Фундаментальным тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. В иерархической структуре потребностей мотивация влияет на человека как на целое, а не как отдельные аспекты поведения. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни (рисунок 2.20.).
1) В основании пирамиды
индивидуальной мотивации
2) Следующий уровень занимают пот
3) За ними идут социальные потреб
4) Ещё выше расположились потребн
5) Вершину пирамиды занимают значительно менее «узкие» не совсем доступные потребности в самосовершенствовании (желать стать кем-то, найти себе применение, потребность в успехах), в знании и понимании (любопытство, знание, осмысление окружающего).
6) Пирамиду венчают потребности эстетические (красота, упорядоченность, симметрия, системность, аккуратность, гармония).
Рисунок 2.20. Иерархия (пирамида) потребностей человека (по А. Маслоу, 1999)
В основании пирамиды групповой мотивации А. Маслоу видит совпадение интересов, взаимное давление и группирование людей. В процессе межличностного общения групповые тенденции становятся базисом интеграции людей в более крупные сообщества. На 3-й и 4-й ступенях иерархии появляются многие феномены групповой динамики - от ненависти и вражды до группового духа и гордости за коллектив. Вершину обеих мотиваций составляют цели - идивидуальные и групповые. С помощью данной модели можно обосновать возникновение одних целей и отмирание других целей.
А.Маслоу выделяет 2 типа мотивации (рисунок 2.21.):
1. мотивация преодоления дефицита (дефицитная мотивация или Д-мотивация),
2. мотивация стремления к развитию (мотивация бытия или Б-мотивация).
Рисунок 2.21. Типы мотивации (по А. Маслоу, 1999).
Эти типы мотивации связаны с
категориями «удовлетворение» и
«неудовлетворение». Единственн
Следовательно, в структуре личности
значительную часть занимают мотивационные
свойства. С мотивационной сферой
личности взаимосвязан её уровень притязаний.
Мотивация достижения успеха и мотивация
избегания неудачи определяют соответствующие
типы мотивации личности. Мотивационные
свойства личности неизбежно обеспечивают
эффект мотивации обучения. Диагностика
мотивации осуществляется на основе
специальных методик