Мотивация достижения и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 17:26, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в изучении конкретного содержания и особенностей структуры мотивации достижения и выделения механизмов ее функционирования. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить структуру мотивации достижения, особенности ее формирования и способы ее диагностики;
изучить различные подходы к изучению мотивации достижения;
изучить влияние мотивов достижения успеха и избегания неудач на деятельность руководителя;
исследовать уровень мотивации достижения у руководителей отечественных организаций.

Содержание работы

Введение
Мотивация достижения и ее значение
Подходы к изучению мотивации достижения и этапы формирования мотива достижения
Мотивация и мотив достижения
Влияние силы мотивации достижения на мотив достижения
Диагностика (категории) мотивации достижения
Значение мотивации достижения в профессиональной деятельности бухгалтера
Вывод
Список информационных источников

Файлы: 1 файл

Мотивация2.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Мотивация достижения и ее значение
  2. Подходы к изучению мотивации достижения и этапы формирования мотива достижения
  3. Мотивация и мотив достижения
  4. Влияние силы мотивации достижения на мотив достижения
  5. Диагностика (категории) мотивации достижения
  6. Значение мотивации достижения в профессиональной деятельности бухгалтера

Вывод

Список информационных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы психологии мотивации выводят нас за традиционные рамки, разделяющие такие психические процессы и функции, как восприятие, память, мышление и обучаемость. Эти проблемы предполагают гораздо большую взаимосвязь этих функций, чем может показаться, судя по многочисленным психическим явлениям, которые они представляют. Более того, психология мотивации становится все в большей степени экспериментальной. Исследования мотивации достижения, проводимые в последнее десятилетие, являются очевидным доказательством этого факта.

Актуальность темы состоит в том, что активизация человеческого фактора -одна из центральных задач, стоящих перед советским обществом на современном этапе развития. Решение этой сложной задачи особо остро ставит вопрос о необходимости перестройки мотивационной сферы личности. В связи с этим большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной и т.п.), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где имеется возможность проявить свое мастерство и способности. Мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче.

В качестве предмета исследования в работе выступает структура и механизмы функционирования мотивации достижения.

Цель работы состоит в изучении конкретного содержания и особенностей структуры мотивации достижения и выделения механизмов ее функционирования. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

    • изучить структуру мотивации достижения, особенности ее формирования и способы ее диагностики;
    • изучить различные подходы к изучению мотивации достижения;
    • изучить влияние мотивов достижения успеха и избегания неудач на деятельность руководителя;
    • исследовать уровень мотивации достижения у руководителей отечественных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Мотивация достижения  и ее значение

Мотивация достижения - это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности.

Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других - менее.

От того, какое значение человек приписывает достижениям в определенной области, зависит выбор той деятельности, которой он стремится заниматься. Чтобы выяснить значимость достижения успеха в определенной деятельности, можно дать следующие вопросы:

- Насколько важен для  Вас успех в данной деятельности?

- Стремитесь ли вы достигать  высоких целей?

- Склонны ли вы много  и настойчиво работать ради  достижения поставленных целей?

- Ожидаете ли вы высоких  результатов в деятельности, верите  ли в успех?

Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения:

1. Стремление достигать  высоких результатов (успехов).

2. Стремление делать все  как можно лучше.

3. Выбор сложных заданий  и желание их выполнить.

4. Стремление совершенствовать  свое мастерство.

2. Подходы к изучению мотивации достижения и этапы формирования мотива достижения

Мотивация достижения является одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу и влияющих как на характер, так и на качество выполнения труда.

В русле мотивации достижения выполнено довольно много исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.  Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен в классификации Г. Мюррея. По этим Г. Мюррей понимал устойчивую потребность достижения результата в работе,  стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации независимо от конкретного ее содержания. Согласно Г. Мюррею, потребность в достижении характеризуется следующими понятиями: выполнять нечто трудное; управлять, манипулировать, организовывать - в отношении физических объектов, людей или идей; делать это по возможности быстро и самостоятельно; преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей; совершенствоваться; соперничать и опережать других; реализовывать таланты и тем повышать самоуважение.

Первая формализованная модель мотивации достижения была развита Дж. Аткинсоном. Она явилась базисной для всех дальнейших моделей в этой области. Модель рискового выбора Дж. Аткинсона была сформулирована на основе теории поля К. Левина. В рамках теории поля Левина была создана первая модель "ожидание - ценность", оказавшая влияние на разработку как модели Аткинсона, так и других моделей.

Рассмотрим основные положения модели рискового выбора Дж. Аткинсона. В исследовании Дж. Аткинсона мотивация достижения успеха представляет собой интеграционное образование, в котором выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. Мотивационные тенденции являются сложными по составу. В них входят: постоянные личностные диспозиции – мотивы; ситуативные непосредственные детерминанты поведения – ожидание или вероятность и субъективная побудительная ценность будущего успеха или неудачи.

Соответственно, в модели выделяются три главных детерминанты мотивации достижения: мотив, ожидание, ценность.

Ожидание понимается как предвосхищение того, что выполнение некоторого действия приведет к определенным последствиям. Названия мотивов (например, достижение и др.) в действительности являются названиями классов побуждений, которые производят, по существу, один и тот же тип переживания чувства удовлетворенности: гордости при достижении успеха и т.д.

Поведение, ориентированное на достижение цели, определяется результирующей тенденцией достижения, возникающей при совместном влиянии двух тенденций: тенденции стремления к успеху и тенденции избегания неудачи.

Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости деятельности. Она создается следующими факторами: личностным - мотивом, или потребностью достижения, и двумя ситуационными - ожиданием, или субъективной вероятностью успеха, и побуждающей ценностью успеха.

Тенденция избегать неудачи понимается как сила, подавляющая у индивидуума выполнение действий, которые, как он ожидает, приведут к неудаче. Тенденция избегать неудачи проявляется в том, что человек стремится выйти из ситуации, содержащей угрозу неудачи. Эта тенденция создается личностным фактором - мотивом избегания и ситуационным - ожиданием, или субъективной вероятностью неудачи.

В данной модели мотивация стремления к успеху определяется тремя переменными: мотивом стремления к успеху, который понимается как способность переживать гордость и удовольствие при достижении успеха; субъективной вероятностью успеха (ожидание, что выполнение действия приведет к успеху, достижению заданной цели. Это понятие показывает степень уверенности в том, что некоторое действие приведет к определенным последствиям); побудительной ценностью успеха, т.е. относительной ценностью успеха в этой специфической деятельности.

Модель Дж. Аткинсона была больше направлена на описание и предсказание результатов мотивационного процесса, чем на его трактовку.

Модель мотивации достижения Дж. Аткинсона в дальнейшем подвергалась нескольким модификациям. Фитер попытался учесть параметр восприятия собственной ответственности за исход. Райнер разработал модель, в которой учитываются особенности ориентации на будущее, атрибутивная модель мотивации была предложена Вайнером и др.

Одной из современных когнитивных моделей, претендующих на обобщение разнообразных явлений в области мотивации достижения, является модель X. Хекхаузена, которая ближе к формальным теориям принятия решения.

Модель Хекхаузена является моделью "ожидание - ценность". В связи с этими основными переменными рассматриваются понятие "ожидание" (субъективная вероятность) и "побудительная ценность". Что касается понятий мотив и мотивация, автор в целом основывается на взглядах Дж. Аткинсона о мотиве, как целостной, обобщенной диспозиции и мотивации, как состояния, которое возникает при взаимодействии мотива и релевантных ему аспектов ситуации.

Х. Хекхаузен с сотрудниками рассматривают мотивационный процесс как взаимодействие личностных диспозиций (мотивов) и особенностей ситуации. При этом мотив достижения выступает как черта или свойство личности, обеспечивающее устойчивость деятельности достижения по отношению к внешним (ситуационным) воздействиям. Мотив достижения - не статичное свойство. Это динамическая система, которая может изменяться не только в ходе естественного развития, но и целенаправленно. Обобщающая когнитивная модель Х. Хекхаузена в целом представляет собой модель взвешивания различных альтернатив по параметру ожидаемой ценности результатов и его последствий.

Во всех рассмотренных моделях не подвергается сомнению основное положение о когнитивном взвешивании личностью альтернатив цели и действия. При этом личность рассматривается вырванной из контекста ее жизнедеятельности и поставленной в искусственную ситуацию выбора альтернатив.

В отечественной психологии разрабатывается принципиально иной подход, согласно которому, личность осуществляет деятельность в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с другими людьми. В отечественной психологии проблема мотивации достижения стала активно разрабатываться с середины 70-х гг. И первые 0касались лишь отдельных аспектов мотивации достижения.

М.Ш. Магомед-Эминов, первый среди отечественных психологов, предпринял попытку изучить структуру и механизмы функционирования мотивации достижения. Ученый предложил динамическую модель мотивации, состоящую из четырех структурных компонентов (инициации или побуждения деятельности, целеобразования, реализации намерения, постреализации - процессов, направленных на прекращение действия или смену одного действия другим), каждый из которых выполняет конкретные мотивационные функции в ходе осуществления деятельности. Одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения, по М.Ш. Магомед-Эминову, выступает мотивационно-эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения.

Мотивация достижения изучается в социально-психологическом аспекте. Так, М.Л. Кубышкина попыталась рассмотреть мотив достижения в широком социальном контексте как стремление к социальному успеху. М.Л. Кубышкиной выделены и проанализированы основные аспекты мотива социального успеха: стремление к достижению высоких результатов в значимой деятельности и связанных с ними авторитета и уважения; стремление к завоеванию высокого общественного положения, престижа и влияния среди окружающих; стремление к соперничеству, противоборству, конкуренции.

Мотивация достижения изучается отечественными психологами с разных сторон: исследуются сущность, структура и механизмы функционирования мотивации достижения; изучается мотивация достижения в учебной деятельности; исследуется влияние мотивации достижения на процесс психической и психофизической адаптации; разрабатываются методики для диагностики мотивации достижения и средства для ее измерения.

Мотивация достижения изучается также в социально-психологическом аспекте, как мотив социального успеха, способствующий достижению значимых результатов в деятельности и завоеванию высокого общественного положения. Большое внимание ученые уделяют исследованию роли мотивации достижения в профессиональной деятельности, влиянию мотивации достижения на эффективность деятельности групп, на формирование психологического климата в коллективе, изучается связь мотивации достижения с личностными особенностями (самооценкой, уровнем притязаний, тревожностью и др.).

Выделяют шесть последовательных этапов актуализации и усвоения данного мотива:

1) привлечение внимания  к содержанию курса;

2) обретение учениками  в ходе разнообразных игр и  при выполнении специальных упражнений  опыта мышления, поведения, эмоционального  реагирования, характерного для  высоко мотивированных индивидов;

3) усвоение учениками  специальных понятий, которые означают  различные компоненты мотива  достижения;

4) соотнесение данного  мотива каждым учеником со  своим идеалом, со своими основными  духовными ценностями и личное  принятие мотива;

5) практическое использование  учениками приобретенных знаний  в реальных жизненных ситуациях;

6) самостоятельное поведение  учеников в соответствии с  усвоенным мотивом.

3. Мотивация и мотив достижения

Мотив достижения является стойким атрибутом (чертой) личности, который проявляется в стремлении достигать успеха (высоких результатов).

Информация о работе Мотивация достижения и ее значение