Мотивация достижения и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 17:26, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в изучении конкретного содержания и особенностей структуры мотивации достижения и выделения механизмов ее функционирования. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить структуру мотивации достижения, особенности ее формирования и способы ее диагностики;
изучить различные подходы к изучению мотивации достижения;
изучить влияние мотивов достижения успеха и избегания неудач на деятельность руководителя;
исследовать уровень мотивации достижения у руководителей отечественных организаций.

Содержание работы

Введение
Мотивация достижения и ее значение
Подходы к изучению мотивации достижения и этапы формирования мотива достижения
Мотивация и мотив достижения
Влияние силы мотивации достижения на мотив достижения
Диагностика (категории) мотивации достижения
Значение мотивации достижения в профессиональной деятельности бухгалтера
Вывод
Список информационных источников

Файлы: 1 файл

Мотивация2.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

О субъекте с сильным мотивом достижения говорят, что он:

- настойчив в достижении целей;

- не довольствуется полученным  результатом;

- что бы ни делал, пытается  это выполнить лучше, чем раньше;

- для него главное в  жизни - это переживание радости  успеха вследствие достижения  высоких результатов;

- склонен преследовать отдаленные цели;

- не довольствуется несложным  заданием и легко доступными целями;

- склонен увлекаться работой, достигая все новых и новых целей (ощущая радость успеха).

Мотив достижения проявляется во многих ситуациях (являясь относительно устойчивым личностным образованием), когда человек стремится достигать высоких целей.

Однако он является динамичным образованием и начинает действовать (актуализируется) во взаимодействии с ситуативными факторами - такими как ценность и вероятность (шансы) достижения успеха в определенной сфере деятельности.

Мотивация достижения - стремление достичь успеха в определенном виде деятельности, это не только мотивы достижения (стойкие атрибуты личности), но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п. Мотив достижения дифференцирует людей по их стремлению к успеху. Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов (успехов) в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения.

Мотив достижения существенно влияет на активность в определенной ситуации или сфере деятельности. Однако не только он, но и другие факторы (сложность задания, ценность успеха, вероятность, т.е. шансы достижения успеха) влияют на стремление к успеху в определенный момент времени (в конкретной ситуации или сфере деятельности).

Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и шансы (вероятность) достижения успеха - незначительными. Тогда как индивид с низким мотивом достижения при определенных обстоятельствах (посильность задания, большие шансы достичь успеха, привлекательность деятельности) будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

Таким образом, мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности (мотивом достижения), так и ситуативными факторами (шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания).

4. Влияние силы мотивации достижения на мотив достижения.

Субъективная ценность и привлекательность успеха в определенной деятельности - еще один важный фактор, который определяет мотивацию достижения (стремление к успеху).

Мотивация достижения и поведение, направленное на достижение, в значительной степени зависят от сферы деятельности, от привлекательности деятельности и от ценности успеха в этой конкретной деятельности. У человека есть два разных мотива, связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей с этими полярными мотивами кардинально различается.

Люди, мотивированные на успех, обычно они выигрывающие, ставят в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой расценивают как успех. Все усилия направлены только на успех в своей деятельности. Они уверены в одобрении своих действий и от деятельности получают положительные эмоции. Личности этого типа обычно активны, инициативны, если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Для них также характерна настойчивость в достижении цели. Они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели, если рискуют, то расчетливо. Они склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Люди, направленные на достижение успеха, склонны к восприятию и переживанию времени как "целенаправленного и быстрого", а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи для них возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется в добровольных, а не навязанных извне задачах. В случае неудачного выполнения задания его привлекательность остается на прежнем уровне.

Иначе себя ведут люди, мотивированные на избегание неудачи (проигрывающие). Они малоинициативны. Для них цель в деятельности заключается в избегании неудачи, а не в успешном достижении цели. Человек, мотивированный на неудачу, не уверен в себе, боится критики, не верит в успех, всячески избегает работы, связанной с возможной неудачей. Такие люди склонны к восприятию и переживанию времени как бесцельно текущего. В целом эти люди являются жизненными неудачниками.

Выигрывающие правильно оценивают свои способности, успехи и неудачи, выбирают профессию, соответствующую их знаниям, умениям и навыкам.

Иначе оценивают свои возможности проигрывающие. Нередко они неадекватно определяются в жизни - это проявляется при выборе профессии, где предпочтение отдается либо слишком легким, либо слишком сложным профессиям. Имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистический уровень притязаний.

Человек, стремящийся к успеху в деятельности, после неудачи обычно возвращается к решению этой задачи, а интерес к этой задаче повышается. Совершенно иначе ведут себя люди, ориентированные на неудачу: у них интерес к задаче после неудачи падает.

Те, кто стремится к успеху, оценивают свои достижения как нечто закономерное и зависящее только от их умений, знаний и навыков. Избегающие неудач обращаются к анализу способностей только в случае неудачи, а свои достижения объясняют стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют неудачу.

5. Диагностика (категории) мотивации достижения

 

Понятия, суждения, высказывания, которые свидетельствуют о наличии у человека потребности в достижении (и согласно которым он рассуждает и действует), называются категориями мотивации достижения. Психологи, исследуя высоко мотивированных индивидуумов, выделили несколько групп таких категорий. В диагностических целях эти категории используются для исследования мотивации достижения. Например, в методике ТАТ тестируемым предлагается составить рассказы по картинкам. Затем анализируется словесная продукция испытуемых (согласно нижеуказанным категориям мотивации достижения), подсчитывается как общий уровень мотивации достижения, так и показатели по отдельным параметрам.

В мотивационных тренингах участникам тренинговых групп предлагают ряд категорий мотивации достижения. Они используют данные категории в процессе выполнения тренинговых заданий (например, когда самостоятельно создают рассказы по картинкам на тему достижения). Эти категории характеризуют стиль мышления и восприятия человека. Научив участников тренинга использовать данные категории (т.е. мыслить как человек с высокоразвитой мотивацией достижения), можно сформировать у них стремление достигать высоких целей. Например, участнику тренинга предлагается задание: используя данные категории мотивации достижения, придумать рассказ по картинкам.

Р ассмотрим более подробно предложенные Х.Хекхаузеном категории мотивации достижения (т.е. мыслительные структуры, которыми оперирует человек с высоким уровнем мотивации достижения).

- Потребность в достижении и успехе (ПД)

ПД наблюдается и учитывается тогда, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель деятельности.

- Ожидание успеха (ОУ)

Ожидание, которое связано не только с полной уверенностью в успехе, но и с его вероятностью, относится к категории ОУ.

Если ожидание успеха связанно с определенным условием, то это к ОУ не относится.

- Похвала (одобрение)

Одобрение учитывается тогда, когда кто-нибудь одобряет, отмечает или награждает другого (других) за хорошую работу или достижение положительных результатов. Одобрение учитывается также, когда кто-нибудь констатирует хорошее качество, аккуратность, оригинальность работы другого человека.

- Потребность в избежание неуспеха (ПИН)

ПИН учитывается во всех случаях, когда открыто выражается потребность, намерение, желание или надежда избежать неудачи в деятельности.

    6. Значение мотивации достижения в профессиональной деятельности бухгалтера.

Одним из важнейших вопросов повышения качества работы современного бухгалтера, становится вопрос о развитии мотивации успешной профессиональной деятельности, связанный с попыткой понять, каким образом специалист мотивируется в профессиональной деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигающие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивация достижения успеха является важной и относительно независимой составляющей человеческой мотивации, от которой зависит судьба и положение субъекта в обществе.

Высокая мотивация достижения успеха направляет специалиста, движет его к цели, способствует его развитию. Настоящий профессионал всегда обладает сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Специалисты, обладающие мотивацией боязни неудачи, как правило, малоинициативным; избегают ответственных заданий и всегда пытаются найти причины отказаться от этих заданий в своей профессиональной деятельности. Достаточно часто они ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности либо стремятся выбирать легкие задания, не требующие особых интеллектуальных и физических затрат.

Чтобы специалистам бухгалтерии повысить мотивационный комплекс для достижения успешной профессиональной деятельности, необходимо:

  1. Составить исходную схему мотивации стремления к успеху, состоящую из трех переменных: мотива стремления к успеху, определяющегося способностью переживать гордость и наслаждение при достижении успеха профессиональной деятельности; субъективной вероятности успеха, состоящей в ожидании, что выполнение данной деятельности приведет к успеху, достижению заданной цели; побудительной ценности успеха, характеризующей эффективность профессиональной деятельности.
  2. Изменить требования, предъявляемые к самому себе. Тот, кто предъявляет к себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
  3. Иметь четкое представление о способностях, необходимых для достижения цели профессиональной деятельности. Те, кто имеет высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше переживают, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
  4. Контролировать уровень личностной тревожности, так как высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче, а стимулирующей силой для них является сообщение об успехе.
  5. Очень важно создать ситуацию успеха, четко спланировав этапы достижения цели данной профессиональной деятельности.

Характер мотивации, как и характер самой профессиональной деятельности, определяется доминирующим мотивом – мотивом достижения, который характеризуется своей потребностью – успехом. При этом развитие мотива достижения успеха осмысливается специалистом для достижения цели профессиональной деятельности и получения желаемого результата – высокой эффективности. В этом случае цель деятельности как ожидаемый успешный результат будет вызывать позитивные переживания, и стимулировать тем самым его профессиональное саморазвитие и творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Изучение мотивов поведения и деятельности является одной из основных проблем в психологии. В силу этого обстоятельства, в психологических исследованиях личности большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных ученых посвящено вопросам мотивации. 
Успех и неудача - широко распространенные явления нашей жизни. Они систематически возникают как в социальных ситуациях, так и при участии человека в любой деятельности, связанной с достижением. Однако практически любая деятельность может легко превратиться в деятельность, связанную с достижениями, стоит её субъекту в структуре побуждения актуализировать мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи. 
Для современного этапа развития человечества весьма характерно стремление к достижению, престижу в обществе. Успех и неудача являются такими психологическими факторами нашей жизни, которые необходимо тщательно изучать; знания о психологии успеха и неудачи крайне необходимы врачам, педагогам и особенно практическим психологам. 
В то же время приходится констатировать, что успеху и неудаче и связанными с ними индивидуальными особенностями личности в отечественной науке не уделялось должного внимания.

 

 

 

 

 

Список информационных источников

1. Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2013.

2. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2012.

3. Митина Л.М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Психология. – 2014. – № 2. – С. 56–65. 

4. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 2012. – № 4. – С. 9–18. 
5. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Просвещение, 2012. – 184 с. 
6. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2014. – 458 с.

 


Информация о работе Мотивация достижения и ее значение