Мотивация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 20:56, реферат

Описание работы

В данной работе мы сконцентрируем внимание на мотивирующих факторах предпринимательской деятельности.
Предпринимательство является главной опорой для рыночной экономики страны. Именно поэтому государственные органы стараются стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, что бы в итоге налоговые платежи этих предприятий стали лептой государственного бюджета, и ощущался прирост ВВП в экономике страны

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..4
1.Понятие предпринимательской деятельности…………………………..5
2.Особенности предпринимательской деятельности……………………..7
3.Мотивация предпринимательской деятельности ………..…………….10
Заключение………………………………………………………….………16
Список литературы ………………………………………….………….…18

Файлы: 1 файл

эконом псих.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом можно изобразить схему:

 

 

Понятия «мотив предпринимательской деятельности» и «предпринимательская установка», хотя и близки по смыслу, но не совпадают полностью. Мотив более подвижен, более подвержен эмоциям. Наоборот, установка носит более стабильный характер.

Можно выделить следующие группы мотивов, побуждающие людей к предпринимательской деятельности:

  1. экономические мотивы;
  2. социальные мотивы;
  3. психологические мотивы;
  4. физические мотивы;
  5. гуманистические мотивы.

Экономические мотивы: стремление извлечь экономическую выгоду посредством достижения успеха победы, либо успеха выживания, либо того и другого одновременно. Экономическая выгода состоит в обеспечении себя и своих близких средствами существования, достаточными, как минимум, для поддержания жизни и воспроизведения своей рабочей силы, как максимум – для укрепления личного конкурентного потенциала и обеспечения личных конкурентных преимуществ над другими предпринимателями.

Экономические мотивы предпринимательской деятельности внешне выступают как:

  • имущественные мотивы, побуждающие людей к сохранению либо расширению перечня объектов владения, распоряжения, пользования, к поддержанию, укреплению вертикали предпринимательской власти и росту их административного ресурса;
  • трудовые мотивы, побуждающие людей к достижению успехов в профессиональном труде, росту личной профессиональной конкурентоспособности, усилению личных конкурентных преимуществ и преодолению личных конкурентных недостатков;
  • финансовые мотивы, побуждающие людей к получению финансовой выручки, либо к ее увеличению в результате успешного проведения сделок.

К предпринимательской деятельности людей подталкивают не только экономические мотивы, но и другие. Так, в число социальных мотивов предпринимательского поведения входят:

  • инициирование форм социального общения (социальных коммуникаций) как способ реализации, поддержания и усиления собственной социальной энергетики;
  • достижение успеха в обществе на законных основаниях, поддержание правовой адекватности, подчинение «дела» применяемым нормам права в сочетании с инициированием улучшения этих норм;
  • публичная презентация личных конкурентных преимуществ и достижений;
  • формирование и укрепление положительной репутации в глазах окружения;
  • приобретение социальных знаний, умений, навыков, в том числе использование чужого опыта в собственной деятельности и обучение на чужих ошибках;
  • обретение социального, в том числе правового комфорта.

Социальные мотивы предпринимательского поведения отражают социальное начало в природе людей, потребности в социальных коммуникациях, стремление к социальной адекватности, общественному признанию.        Социальное общение всегда инициируется определенными людьми, которые самостоятельно предпринимают шаги для создания необходимых форм такого общения. Поэтому социальная мотивация предпринимательского поведения содержится в постоянной эволюции социальных коммуникаций.

Психологические мотивы предпринимательской деятельности отражают потребность многих людей в эффективной самореализации, развитии личностных качеств, осознании собственной личности, самоутверждении в деловых отношениях, оптимизации межличностных контактов и формировании психологической устойчивости. Посредством предприимчивого поведения люди формируют механизмы эмоционального взаимодействия с другими людьми, развивают в себе такие качества, как настойчивость, уверенность в себе, внимание, воля, аккуратность, открытость, терпение, последовательность в действиях и др.

            И, наконец, в основе гуманистической мотивации людей к предпринимательской деятельности лежат их потребности, имеющие этический, эстетический, идейный (концептуальный, общефилософский) характер. Гуманистические мотивы предприимчивости состоят в стремлении людей к этической, эстетической, идейной самореализации, обретению соответствующих форм адекватности на базе следования сложившимся представлениям и установленным порядкам, инициирования изменений для установления новых порядков и формирования новых представлений. Данные мотивы отражают потребности людей в актив ном поведении, доминировании, развитии, обретении комфорта в этической, эстетической, идейной областях.

Следует различать среди мотивов предпринимательского поведения мотивы-побуждения, то есть истинные, реальные мотивы, и мотивы суждения, то есть такие, которые провозглашаются предпринимателем, открыто им признаются. Последние можно называть предпринимательскими мотивировками.

В структуре мотивации российского предпринимателя можно выделить несколько основных вех:

  1. Острое или навязчивое желание выделиться, проявить себя, показать себя и свои способности.
  2. Стремление к независимости, неохота работать на «дядю», которые будто бы наживается на простых смертных.
  3. Стремление к ублажению свих потребностей в лидерстве.
  4. Отчаянная борьба за самовыражение, самореализацию и так далее.

Люди включаются в профессиональное предпринимательство, не только откликаясь на потребность быть предприимчивыми, но и на нужду, невозможность найти работу по найму, желание непременно быть предпринимателями, стремление к профессиональному развитию.

Каждый юридически свободный человек обладает правом выбора между профессиональным предпринимательством и профессиональным наемным трудом. Ведь можно работать предпринимателем, а можно учителем, можно вести предпринимательский бизнес, а можно, напротив, предприимчиво трудиться металлургом, проектировщиком или строителем метрополитена.

Выбор людьми предпринимательской профессии дополняется выбором предмета предпринимательства – предметной области или предметных областей экономики, определенного сектора или совокупности секторов рынка. Профессиональный предприниматель должен предстать перед своим окружением как специалист в своем деле. Таковым он становится, осуществляя профессиональные действия в тех предметных областях бизнеса, которые он счел необходимым освоить. Он выступает как предприниматель-специалист, ведущий бизнес на каком-либо одном, определенном секторе рынка, либо как предприниматель-универсал, предпочитающий диверсификацию своего бизнеса.

         Мотивированный выбор между наемным трудом и предпринимательским бизнесом в пользу предпринимательства автоматически включает определение географии и предметного состава рынков, на которые решается вторгнуться новый субъект профессионального предпринимательства либо на которых он собирается закрепиться.

          Изучение мотивов, установок, ценностных ориентаций поведения различных категорий и групп предпринимателей, например, по заказу самих предпринимательских структур, или же заинтересованных государственных органов, позволяет определить преобладающие тенденции в отношениях предпринимателей к своей деятельности, что очень важно для всего населения региона, страны. Создавая на основе подобного знания мотивов деловой активности систему стимулов, можно регулировать отношения в сфере предпринимательства, как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны соответствующих государственных структур – представительной и исполнительной власти, что сегодня очень важно.

 

 

 

 

                                    Заключение

В заключении хотелось бы отметить значимость явления предпринимательства – не только сугубо для организации, а для общества в целом и экономики страны.

Предпринимательство – это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес – это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

Социальная значимость предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

     К особенностям мотивации современного предпринимательства можно отнести следующие составляющие:

- во-первых, готовность предпринимателей к риску. В ходе рассмотрения данной проблемы было выявлено, что хотя он и предпочитает ситуации «вызова», он более склонен к умеренному риску; он скорее взвешивает риск и предпринимает действия, чтобы его уменьшить или контролировать результаты;

- во-вторых, свобода выбора предпринимателей и их стремление к независимости. Свобода выбора предполагает, прежде всего, возможность творчески работать, несмотря на обстоятельства и объективные причины;

- в-третьих, волевые качества. Среди важнейших волевых качеств, присущих современным предпринимательству, выделим инициативность, самостоятельность, независимость, решительность, настойчивость и самоконтроль;

-в-четвертых, наличие предпринимательского напряжения. Предпринимательское напряжение как личностная черта может возрастать или ослабляться в зависимости от ожидаемого результата деятельности, и оно есть не что иное, как проявление тревожности.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом [Электронный ресурс]: http://polbu.ru/bogatin_econmanage/ch00_i.html
  3. Лигинсук Г.Г. Основы менеджмента. Часть 1 [Электронный ресурс]: http://e-college.ru/xbooks/xbook032/book/index/index.html
  4. Предпринимательская деятельность: учеб.-метод. комплекс / авт.-сост. Т.А. Туренко. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.
  5. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности / Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

6.Энциклопедический социологический словарь // под ред. Г. В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – 939 с.

7.Плотникова, О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации [Электронный ресурс] / Моск. гуманит. ун-т. – Электрон. учебн. – 2006. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications /Plotnikova/

8.Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. – 452 с.

9.Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 1. // рук-ль научного проекта, доктор политических наук Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – 694 с.

10.Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 2. // рук-ль научного проекта, доктор политических наук Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – 863 с.

 

 


 



Информация о работе Мотивация предпринимательской деятельности