Мотивация учения и адаптация ребенка в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 21:54, реферат

Описание работы

Как ведущий фактор регуляции активности личности, её поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребёнком, подростком, юношей без учёта особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников вполне могут таиться совершенно различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными.

Содержание работы

Введение
Понятие мотивации;
Виды мотивов учения;
Роль целей, эмоций и интересов школьника в мотивации учения;
Психологические принципы формирования мотивации учения;
Пути формирования мотивации;
Как ребенок привыкает к школе;
Виды адаптации и ее продолжительность;
Степени адаптированности детей;
Физиологическая адаптация;
Личностная, или социальная, адаптация;
Дезадаптация;
Успешность адаптации;
Выводы;
Литература.

Файлы: 1 файл

Реферат по деятельности практического психолога.docx

— 49.19 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования «Белорусский Государственный Педагогический Университет им. М. Танка»

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и детской психологии

 

 

 

Реферат по курсу «Деятельность практического психолога» на тему:

«Мотивация учения и адаптация ребенка в школе»

 

 

 

 

Подготовила студентка 1 курса

заочного отделения группа 114

Юруть Надежда Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

Содержание:

  • Введение
  • Понятие мотивации;
  • Виды мотивов учения;
  • Роль целей, эмоций и интересов школьника в мотивации учения;
  • Психологические принципы формирования мотивации учения;
  • Пути формирования мотивации;
  • Как ребенок привыкает к школе;
  • Виды адаптации и ее продолжительность;
  • Степени адаптированности детей;
  • Физиологическая адаптация;
  • Личностная, или социальная, адаптация;
  • Дезадаптация;
  • Успешность адаптации;
  • Выводы;
  • Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то хорошее и быстро достичь определённого уровня в каком-либо деле. В последнее время педагоги – психологи, занимающиеся проблемами личности, начали проявлять особый интерес к определению детерминант отдельных мотивов, разработке методов измерения силы мотива, а также фиксации всех мотивов и поведения. Следует отметить, мотивация понимается как понятие, описывающее динамику взаимодействия множества факторов в конкретном взаимодействии человека со средой, включая опыт целеполагания и само поведение. С этой точки зрения имеет смысл различать также нормативные и ситуационные состояния мотивации, так как одинаковая сила мотивации у разных людей может быть вызвана различными нормативными состояниями в сочетании с разными побудительными состояниями мотивации. Более того, различная сила мотивации может базироваться на одинаковом нормативном состоянии, объединяясь с различными состояниями побуждений.

Как ведущий фактор регуляции активности личности, её поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. По существу, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребёнком, подростком, юношей без учёта особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников вполне могут таиться совершенно различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными.

 

 

 

 

 

Понятие мотивации

    Прежде чем перейти к раскрытию конкретных фактов и закономерностей, необходимо дать определение мотивации. Различные школы современной психологии пока ещё не пришли к единой точке зрения на понятие «мотив» - они расходятся в понимании некоторых деталей. Да и само определение «мотива» представляет собой отдельную научную проблему.

Часть исследователей понимает под мотивом психическое явление, становящееся побуждением к действию. Другие считают, что мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Есть и ещё один вариант: мотив – это то, что, отражаясь в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет её на удовлетворение определённой потребности.

Чтобы не утонуть в разнообразии мнений, давайте сформулируем простое рабочее определение. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.

В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми перечисленными причинами всё равно стоят потребности личности во всём их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).

Исходя из современных психологических представлений о мотивации, мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выражающих направленность личности.

 

    Виды мотивов учения

    Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

  1. познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;

  1. социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

    • широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями;

    • учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

    • мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным и т.д.

Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:

  1. Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
  2. Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними;

  1. Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

                               

 

 Роль целей, эмоций и интересов школьников в мотивации учения

  Наличие мотивов обычно бывает недостаточно, если у ученика отсутствуют умения ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы. Значит, наряду с мотивами зрелая мотивационная сфера учения включает и цели.

Постановка целей – это характеристика специфически человеческого поведения.

В жизни школьник, конечно, практически научается ставить те или иные цели. Но цели целям рознь. Как и мотивы, цели могут различаться по своему содержанию, ученик может уметь самостоятельно ставить и реализовывать цели, но сами эти цели могут не соответствовать нашим представлениям о нравственной личности. Цели школьника по своему содержанию должны вытекать из идеалов, ценностей человека гуманистического общества.

Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Мотив создаёт установку к действию, а поиск и осмысливание цели обеспечивают реальное выполнение действия. Наличие умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.

Какие же именно стороны процесса целеполагания должны быть представлены в мотивационной сфере учения, и каким умениям соответственно желательно обучить школьника?

•Отбору целей, соответствующих задачам самовоспитания человека гуманистического общества.

•Самостоятельной постановке (образованию) целей, в связи с этим – умению мысленно представлять себе цель до начала действия, осознанию цели, её формулированию.

•Определению реальности, достижимости цели, соотнесению целей со своими возможностями и замене нереальных целей реальными. Здесь трудности выбираемой цели соответствуют уровню притязаний, самооценке школьников.

•Определению последовательности целей, ибо иногда бывает важно осуществлять цели только в определённом порядке, определению главных и второстепенных целей.

•Постановке гибких целей, т.е. изменению целей в зависимости от ситуации, обстановки.

•Постановке перспективных целей, т.е. целей, выходящих за пределы данной ситуации (целей, связанных с будущей профессией и т.д.), предвидению последствий достижения своих целей (последствий своих поступков).

•Постановке нестандартных, нестереотипных, оригинальных целей (в видах учения, близких к творчеству) и т.д.

Все эти умения очень различны, без каждого из них трудно обойтись, и все вместе они составляют способность целеполагания школьников в учебной деятельности.

Воспитание правильной мотивационной неправильности, постановки целей у школьников должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе учения.

Выделим наиболее часто отмечающиеся в психолого-педагогической литературе особенности эмоционального климата, необходимые для создания и поддержания мотивации учения:

1.Положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней. Они являются следствием умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе в семье;

2.Положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.

3.Эмоции, связанные с осознанием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.

4.Положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.

5.Положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, самообразования.

Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.

Однако учителю важно помнить, что эмоциональное благополучие, захваливание учеников, преобладание удовлетворенности собой у школьников в крайних случаях может приводить к застою в учебной работе, к прекращению роста учащихся.

Поэтому в процессе обучения должны присутствовать и эмоции с отрицательной модальностью. Например, такая отрицательная эмоция, как неудовлетворённость, является источником поиска новых способов работы, самовоспитания и самоусовершенствования.

Однако эмоции, связанные с различными трудностями в учебной работе, не должны переходить в эмоциональную напряженность и тем более в эмоциональные стрессы, приводящие к дезорганизации учебной деятельности.

В целом мотивационная сфера учения определяется, по крайней мере, следующими моментами:

-характером самой учебной деятельности школьников, развёрнутостью и зрелостью её структуры, сформированностью её компонентов, взаимодействием в ходе учения с другим человеком;

-смыслом учения для каждого школьника (определяемым идеалами, ценностными ориентациями ученика);

-характером мотивов учения;

-зрелостью целей.

    Соотношение всех этих сторон мотивационной сферы обнаруживается для учителя в виде интересов школьников. Интерес поэтому выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и её мотивационной сфере.

В психолого-педагогической литературе высказываются разные точки зрения о том, что понимается под мотивами, под интересами школьников. Не вдаваясь в детальное сопоставление этих точек зрения, можно сформулировать общий их вывод для педагогической практики: за внешними проявлениями интересов школьников учителю надо стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребёнка.

   

 

Пути формирования мотивации

 

Первый путь – его называют иногда путём «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами предлагаемые обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.

Второй путь – «снизу вверх» - состоит в том, что ребёнок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимо.

Информация о работе Мотивация учения и адаптация ребенка в школе