Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:49, контрольная работа
Описание работы
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Эта потребность общества не может быть удовлетворена при несформированности у школьников интеллектуально-познавательной мотивации при изучении различных дисциплин, поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации учащихся.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.1 Процесс учения и его психологические особенности…………….5 1.2 Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования…………………………………………………………………… 1.3 Влияние мотивации одобрения на качество обучения……………8 1.4 Методы изучения и развития мотивации старшеклассников…….. ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 2.1 Особенности организации и проведения исследования………….25 2.2 Методы психологического тестирования…………………………25 2.3 Результаты исследований и их анализ……………………………27 2.4 Рекомендации педагогу по развитию мотивации…………….…28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……….…32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
на мотивацию (избавление от
возможных неприятностей).
Развитие познавательной мотивации
рассматривается такими учеными, как Б.П.
Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер,
М.И. Махмутов, Т.И. Шамов, В.И. Андреев, Л.А.
Казанцева, А.И. Савенков. Познавательная
активность достигает высокого уровня
при условии, если школьники будут осознавать
себя субъектами деятельности и выполнять
действия, направленные на разрешение
проблемных ситуаций в сфере самоопределения.
Все это обусловливает необходимость
реализации социальных ожиданий старших
школьников, так как позволяет "выйти
за рамки ученических дел в какую-то новую
сферу, дающую возможность проявить себя,
самоутвердиться в коллективе и в глазах
взрослых " (4, с.84).
Мотивация как структурное
образование рассматривается В.И. Ковалевым,
Л.И. Анцыферовой как многомерное психическое
образование, строящееся личностью на
основе рефлексивных процессов. Она связывает
мотивацию с уровнем развития личности.
На первом уровне человек недостаточно
осознает собственные побуждения. На втором
личность выступает как субъект, сознательно
соотносящий цели и мотивы действий. На
третьем уровне личность становится субъектом
своего жизненного пути.
Рассмотрение мотивации как
процесса можно встретить в работах Д.Н.
Узнадзе, С. Л Рубинштейна. Согласно С.Л.
Рубинштейну, мотивация - это опосредованная
процессом ее отражения субъективная
детерминация поведения человека миром,
соотношение внутренних и внешних условий.
Мотивационный аспект поведения
учащегося к самоопределению проявляется
в его отношении к миру, обществу, человеку,
самому себе, видам деятельности, механизмам
саморазвития личности.
Эти направления интегрируются
и проявляются при решении проблемы профессионального
самоопределения. Советы родителей, учителей
не всегда оказываются социально объективными,
адекватными ситуации и значимыми для
ребенка. Система же довузовской подготовки
способствует формированию оптимальной
самооценки учащихся, совершенствованию
навыков самообразования и обеспечивает
их включение в процесс адаптации к будущей
профессиональной деятельности.
Инструментальный аспект проявления
личности обладает значительным потенциалом
для развития способности к самоопределению.
Вовлечение школьников в разнообразные
виды познавательной деятельности (учебную,
коммуникативную, игровую) способствует
успешному овладению конкретными операциями
и действиями.
Мотивы формируются на основе
потребностей и являются их конкретизацией.
Мотивация рассматривается либо как родовое
понятие по отношению к различным классам
побудителей активности, либо как процесс.
Мотивацию мы определяем как процесс,
где начальным этапом выступает тестирование
на предмет направленности личности и
выстраивания собственной перспективы.
Изучение мотивов включения
в профессиональное самоопределение позволило
установить, что старшеклассники связывают
свое участие в нем :
социальной значимостью профессии
и решением раннего выбора профессии,
желанием утвердиться, испытать
себя в новой сфере деятельности дополнительного
образования,
развитием познавательных интересов
и мышления, необходимых для будущей профессиональной
деятельности,
добиваться успехов, быть успешными
и избегать неудач.
Большинство старшеклассников
в процессе реализации образовательных
программ в качестве основных позитивных
моментов называют, во-первых, возможность
получать новые знания по предметам, во-вторых,
приобретение опыта, который может пригодиться
во время учебы в вузе и в дальнейшей профессиональной
деятельности.
Включение в ситуацию выбора
профессии старшеклассников в данный
период, как отмечает Д.И. Фельдштейн, связано
с таким мотивом, как "формированием
в этот период наиболее сложного, высшего
механизма целеполагания, который выражается
в некотором "замысле", плане жизни,
связанном со способностью осуществлять
самопроецирование в будущее не только
как постановку конкретных целей, но и
как самопроектирование" (30, с.67).
На протяжении 2-3-х лет, осваивая
ту или иную программу довузовского образования,
ребенок устанавливает связь между деятельностью
и мотивом достижения: он устанавливает
личностные стандарты и дает оценку субъективной
вероятности успеха, субъективной трудности
какой-нибудь задачи; его привлекает самооценка
и привлекает личный успех или неудача
в данной деятельности; он отдает индивидуальные
предпочтения за успех или неудачу себе
или обстоятельствам.
Готовность ребят участвовать
в проектах и программах довузовского
образования, конкурсах, олимпиадах, конференциях,
можно назвать "функциональным состоянием
личности, результатом психических процессов,
предшествующих конкретной деятельности"
(5, с.9).
Немаловажную роль в мотивации
старшеклассника играет стиль поведения
педагога высшей школы. Ему нужно определить
доминирующие мотивы подростка, побуждающие
его к действию, а также направленность
личности. Соединение мотива и способа
его реализации важный момент, который
перерастает в отношения и разнообразные
формы (межличностные отношения, социальный
диалог, деловое и управленческое общение),
где создается стимулирующая среда, способствующая
развитию умственной деятельности школьника.
В итоге многие ребята завершают курс
обучения на "хорошо" и "отлично",
прибавляя себе этим дополнительные бонусы,
учитывающиеся при поступлении.
Поведение же взрослого, особенно
родителя, не всегда отличается корректностью
по отношению к собственному ребенку,
так как часто не учитывается самостоятельность
личности в выборе и построении им образовательной
траектории в соответствии с его возможностями
и способностями, потребностями рынка
труда. В соответствии с этим уместно будет
привести высказывание А. Нилла, который
писал, что "ребенок, жизнь которого
не управляется постоянно взрослыми, рано
или поздно добивается в жизни успеха"
(13, с.83).
Старшеклассник как субъект
учебной деятельности в силу специфики
социальной ситуации развития, в которой
он находится, характеризуется качественно
новым содержанием этой деятельности.
Во-первых, наряду с внутренними познавательными
мотивами освоения знаний в имеющих личностную
смысловую ценность учебных предметах
появляются широкие социальные и узколичные
внешние мотивы, среди которых мотив достижения
занимают большое место. Учебная мотивация
качественно меняется по структуре, ибо
для старшеклассника сама учебная деятельность
- средство реализации жизненных планов
будущего. Учение как деятельность, направленная
на освоение знаний, характеризует немногих,
основным внутренним мотивом для большинства
обучающихся является ориентация на результат.
Основным предметом учебной
деятельности старшеклассника, т.е. тем,
на что она направлена, является структурная
организация, комплексирование, систематизация
индивидуального опыта за счет его расширения,
дополнения, внесения новой информации.
Развитие самостоятельности, творческого
подхода к решениям, умение принимать
такие решения, анализировать существующие
и критически конструктивно их осмысливать
также составляет содержание учебной
деятельности старшеклассника.
У старшеклассника складывается
особая форма учебной деятельности. Она
включает элементы анализа, исследования
в общем контексте некоторой уже осознанной
либо осознаваемой как необходимость
профессиональной направленности, личностного
самоопределения.
Важнейшее психологическое
новообразование данного возраста - умение
школьника составлять жизненные планы,
искать средства их реализации определяет
специфику содержания учебной деятельности
старшеклассника. Она сама становится
средством реализации этих планов, все
более явно "уходя" от положения ведущей
деятельности. Существенно, что если для
подростка авторитеты учителя и родителей
как бы уравновешиваются, дополняясь авторитетом
сверстников, то для старшеклассника авторитет
отдельного учителя-предметника дифференцируется
от авторитета школы.
Возрастает авторитет родителей,
которые участвуют в личностном самоопределении
старшеклассника. Готовность учащегося
к профессиональному и личностному самоопределению
включает систему ценностных ориентаций,
явно выраженные профессиональную ориентацию
и профессиональные интересы, развитые
формы теоретического мышления, овладение
методами научного познания, умение самовоспитания.
Это завершающий этап созревания и формирования
личности, когда наиболее полно выявляется
ценностно-ориентационная деятельность
школьника. В этом возрасте на основе стремления
школьника к автономии у него формируется
полная структура самосознания, развивается
личностная рефлексия, осознаются жизненные
планы, перспективы, формируется уровень
притязания.
Старший школьник включается
в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональную,
правильная организация которой во многом
определяет его становление как субъекта
последующей трудовой деятельности, его
отношение к труду. Это еще в большей степени
как бы подчиняет учебную деятельность
более важной цели - будущей профессиональной
или профессионально ориентированной
деятельности. Самоценность учебной деятельности
подчиняется более отдаленным целям профессионального
самоопределения. Человек учится не только
ради самого учения, а для чего-то более
значимого для него в будущем, что в наибольшей
степени проявляется в студенческом возрасте.
Проблема мотивации учения
появляется тогда, когда человек осознал
необходимость целенаправленного обучения
подрастающего поколения и приступил
к подобному обучению как специально организованной
деятельности. Эта проблема является одной
из важнейших в современной психологии
и педагогике обучения.
Исследуя отношение школьников
к учению, Л.И. Божович установила, что
одним из важнейших моментов, раскрывающих
психическую сущность этого отношения,
является та совокупность мотивов, которая
определяет учебную деятельность школьников.
Ею сделан вывод о том, что проблема формирования
устойчивости личности, прежде всего,
проблема становления социальных по своему
происхождению и нравственных по содержанию
мотивов поведения.
Работы Божович и ее сотрудников
имели большое значение для развития проблемы
мотивации учения. Вместе с тем перспективным
для дальнейшего развития этой области
психологии является ее положение о взаимосвязи
мотивов с направленностью личности и
с ее отношением к окружающей действительности,
а также о структурности мотивации.
Мотивацию, таким образом, можно
определить как совокупность причин психологического
характера, объясняющих поведение человека,
его начало, направленность и активность.
Мотивация объясняет целенаправленность
действия, организованность и устойчивость
деятельности, направленной на достижение
определенной цели.
Исследуя мотивацию учения,
психологи и педагоги должны установить
мотивы и цели учения, эмоции, которые
ученик переживает в процессе учения,
умение учиться. Мотив проявляется в ситуации
выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы
учения через предпочтение учащимися
одних учебных предметов другим, выбор
более или менее сложных, репродуктивных
или проблемных учебных заданий.
Мотивация учения проявляется
также в целях, которые учащийся преследует
в учебной деятельности. Цели - это ожидаемые
конечные и промежуточные результаты
тех действий ученика, которые ведут к
реализации мотивов. Выделяются следующие
уровни целей: познавательные, учебно-познавательные,
социальные и цели самообразования. Цели
учебной деятельности наиболее отчетливо
проявляются в доведении работы до конца
(или откладывание ее), в возращении к исполнению
прерванных учебных действий, в преодолении
трудностей, в наличии или отсутствии
отвлечения от учебной деятельности, в
завершенности или незавершенности учебных
действий. Цели могут быть устойчивыми
и неустойчивыми, гибкими и ригидными,
стереотипными и нестандартными, новыми
или старыми. В педагогической психологии
И. Логинов, С. Сарычев, А. Силаков пишут
о том, что "чем ниже уровень целеполагания,
тем менее устойчива цель, тем быстрее
она разрушается" (14, с.135).
1.3 Влияние мотивации одобрения
на качество обучения
Взаимоотношение, процесс коммуникации,
- широкое и емкое понятие. Это осознанное
и неосознанное, вербальная и невербальная
связь, передача и прием информации, что
наблюдается повсюду и всегда. Взаимоотношение
многолико: оно имеет много форм, видов.
Педагогическое взаимоотношение есть
частный вид общения людей. Ему присущи
как общие черты этой формы взаимодействия,
так и специфические для образовательного
процесса. Взаимодействия должны происходить
так, чтобы вся учебно-воспитательная
работа в классе строилась по принципу
индивидуального подхода со стороны преподавателя.
Вся индивидуальная работа должна основываться,
несмотря на удачу и неудачу, на самостоятельной
работе школьника и одобрении преподавателя.
Например, что-то не получилось, но школьник
старался и поэтому должен получить поддержку
не только со стороны преподавателя, но
и класса. Одобрение в учебно-воспитательном
процессе имеет сильную мотивационную
сторону для младшего школьника, несмотря
на возможность удачи и неудачи.
Для старшеклассника характерно
стремление к социальному сближению, поиск
смысла жизни, построение жизненных планов,
которые определяются объективными условиями
и ценностными ориентациями личности.
Проявляется ярко выраженное стремление
к получению высшего образования, интересной
работы. Усиливается установка на хорошие
жизненные условия и материальную обеспеченность.