Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:49, контрольная работа
Описание работы
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Эта потребность общества не может быть удовлетворена при несформированности у школьников интеллектуально-познавательной мотивации при изучении различных дисциплин, поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации учащихся.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.1 Процесс учения и его психологические особенности…………….5 1.2 Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования…………………………………………………………………… 1.3 Влияние мотивации одобрения на качество обучения……………8 1.4 Методы изучения и развития мотивации старшеклассников…….. ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 2.1 Особенности организации и проведения исследования………….25 2.2 Методы психологического тестирования…………………………25 2.3 Результаты исследований и их анализ……………………………27 2.4 Рекомендации педагогу по развитию мотивации…………….…28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……….…32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Чтобы выполнить эти требования,
необходимо руководствоваться следующими
правилами:
1. Систематически выяснять,
какие потребности, цели, мотивы
и другие побуждения преобладают
у большинства учащихся. Постоянно
на основе педагогической диагностики
анализировать причины и условия,
влияющие на формирование мотивации.
2. Формировать у учащихся
интеллектуальную потребность, потребности
в познании, труде, познавательном
общении, потребность в достижении
и связанные с ними мотивации
как компоненты целостной мотивационной
сферы.
3. При определении целей
уроков предусмотреть активизацию
состояний заинтересованности, добросовестности,
ответственности, инициативности, организованности,
самостоятельности.
4. Соотносить цели развития
мотивации с возможностями педагогических
средств; применение любого педагогического
средства должно быть целесообразным,
своевременным и психологически
оправданным.
5. Взаимодействие учителя
и учащихся осуществлять в
соответствии со структурой мотивационной
основы деятельности.
6. Анализировать свою
деятельность, пользуясь специально
разработанными методиками анализа
и самоанализа педагогической
деятельности.
Чтобы успешно применять принцип
мотивации, как и любой другой принцип
дидактики, необходимо не только знать
его основные положения, но и, главное,
уметь применять его в практической деятельности,
а для этого необходимо соблюдать ряд
условий его реализации:
знать и применять диагностические
методики для выявления уровня развития
мотивации учащихся;
при выборе целей пользоваться
для этого специально разработанной номенклатурой
целей;
руководствоваться методическими
рекомендациями по применению средств
побуждающего воздействия и анализа педагогической
деятельности;
иметь представление о мотивационной
основе учебной деятельности учащегося;
учитель должен научиться решать
следующие вероятные педагогические задачи:
1. управлять вниманием
учащихся;
2. разъяснять смысл предстоящей
деятельности;
3. актуализировать необходимые
мотивационные состояния;
4. побуждать учащихся
к выдвижению целей деятельности;
5. обеспечивать успешное
выполнение учащимися стоящих
перед ними задач;
6. обеспечивать учащихся
оперативной информацией, поддерживающей
у них уверенность в своих
действиях;
7. оценивать процесс и
результаты педагогической деятельности
по развитию мотивационной сферы.
Принцип мотивации заключается
в том, чтобы ориентировать педагогов
на формирование целостной мотивационной
сферы; должным образом структурировать
педагогическую деятельность; побуждать
учащихся к активной жизнедеятельности,
стимулировать у них заинтересованное,
добросовестное и ответственное отношение
к труду, учению, к знаниям; своевременно
выявлять сформированность мотивации
учащихся, ее основных признаков (6, с.25).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная мотивация современного
школьника и процесс ее развития неразрывно
связан с факторами успешности учения.
Главная задача мотивации учения
- организация учебной деятельности, которая
максимально способствовала бы раскрытию
внутреннего мотивационного потенциала
личности ученика. Главные направления
работы, направленные на процесс развития
учебной мотивации могут быть следующими:
укрепление сотрудничества
с учителями и другими учениками на основе
учебных задач, через поиск путей решения
задач;
использование ситуации выбора
- через предоставление возможностей принимать
решения;
эмоциональный тренинг - через
выполнение упражнений по снятию тревожности,
формирование умения предвидеть трудности,
укрепление положительных эмоций в процессе
учения.
На формирование учебной мотивации
также влияет продуманная система поощрений
учащихся за успехи и наказаний за неудачи
в учебной деятельности. Поощрения должны
соответствовать реальным успехам и отражать
не столько способности учащихся, сколько
прилагаемые ими усилия. Наказания должны
играть стимулирующую роль, то есть затрагивать
и активизировать важные мотивы учебной
деятельности, направленные на достижение
успехов, а не на избежание неудач.
Проведенное исследование позволило
выявить уровень мотивации одобрения
у старшеклассников и проследить его взаимосвязь
с успеваемостью (12, с.8).
Список литературы
1. Адлер А. Практика и
теория индивидуальной психологии.
- М., 1995.
2. Андреева Г.М. Социальная
психология. - М.: МГУ, 2001. - 674 с.
3. Бирюков С.М. Изучение
мотивов учебной деятельности
младших школьников. // Начальная
школа. 1999.10.
4. Божович Л.И., Славина, Л.С.
Психическое развитие школьника и его
воспитание. - М.: Знание. 1999.
5. Бороздина Г.В. Практическое
пособие школьного психолога. - М.:
Наука, 2003. - 432 с.
6. Буланова-Топоркова М.В.
Педагогика и психология высшей
школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2002. - 544 с.