Мотивация учения у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:49, контрольная работа

Описание работы

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Эта потребность общества не может быть удовлетворена при несформированности у школьников интеллектуально-познавательной мотивации при изучении различных дисциплин, поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Процесс учения и его психологические особенности…………….5
1.2 Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования……………………………………………………………………
1.3 Влияние мотивации одобрения на качество обучения……………8
1.4 Методы изучения и развития мотивации старшеклассников……..
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Особенности организации и проведения исследования………….25
2.2 Методы психологического тестирования…………………………25
2.3 Результаты исследований и их анализ……………………………27
2.4 Рекомендации педагогу по развитию мотивации…………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……….…32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат Aфониной.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

Чтобы выполнить эти требования, необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы  и другие побуждения преобладают  у большинства учащихся. Постоянно  на основе педагогической диагностики  анализировать причины и условия, влияющие на формирование мотивации.

2. Формировать у учащихся  интеллектуальную потребность, потребности  в познании, труде, познавательном  общении, потребность в достижении  и связанные с ними мотивации  как компоненты целостной мотивационной  сферы.

3. При определении целей  уроков предусмотреть активизацию  состояний заинтересованности, добросовестности, ответственности, инициативности, организованности, самостоятельности.

4. Соотносить цели развития  мотивации с возможностями педагогических  средств; применение любого педагогического  средства должно быть целесообразным, своевременным и психологически  оправданным.

5. Взаимодействие учителя  и учащихся осуществлять в  соответствии со структурой мотивационной  основы деятельности.

6. Анализировать свою  деятельность, пользуясь специально  разработанными методиками анализа  и самоанализа педагогической  деятельности.

Чтобы успешно применять принцип мотивации, как и любой другой принцип дидактики, необходимо не только знать его основные положения, но и, главное, уметь применять его в практической деятельности, а для этого необходимо соблюдать ряд условий его реализации:

знать и применять диагностические методики для выявления уровня развития мотивации учащихся;

при выборе целей пользоваться для этого специально разработанной номенклатурой целей;

руководствоваться методическими рекомендациями по применению средств побуждающего воздействия и анализа педагогической деятельности;

иметь представление о мотивационной основе учебной деятельности учащегося;

учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:

1. управлять вниманием  учащихся;

2. разъяснять смысл предстоящей  деятельности;

3. актуализировать необходимые  мотивационные состояния;

4. побуждать учащихся  к выдвижению целей деятельности;

5. обеспечивать успешное  выполнение учащимися стоящих  перед ними задач;

6. обеспечивать учащихся  оперативной информацией, поддерживающей  у них уверенность в своих  действиях;

7. оценивать процесс и  результаты педагогической деятельности  по развитию мотивационной сферы.

Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению, к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотивации учащихся, ее основных признаков (6, с.25).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения.

Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:

укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск путей решения задач;

использование ситуации выбора - через предоставление возможностей принимать решения;

эмоциональный тренинг - через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.

Проведенное исследование позволило выявить уровень мотивации одобрения у старшеклассников и проследить его взаимосвязь с успеваемостью (12, с.8).

Список литературы

1. Адлер А. Практика и  теория индивидуальной психологии. - М., 1995.

2. Андреева Г.М. Социальная  психология. - М.: МГУ, 2001. - 674 с.

3. Бирюков С.М. Изучение  мотивов учебной деятельности  младших школьников. // Начальная  школа. 1999.10.

4. Божович Л.И., Славина, Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание. 1999.

5. Бороздина Г.В. Практическое  пособие школьного психолога. - М.: Наука, 2003. - 432 с.

6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей  школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.

7. Зимняя И.А. Педагогическая  психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 480с.

8. Зворыкин А.А., Гурьянов  С.Т. Прикладная психология. - М.: Наука. 2004. - 222 с.

9. Ильин Е.П. Мотивация  и мотивы. - СПб и др.: Питер. 2000.

10. Краткий словарь системы  психологических понятий / Под ред.К. К. Платонов М.: Высшая школа, 1999. - 246 с.

11. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия. 2000.

12. Кон И.С. Психология  старшеклассника. - Москва: Просвещение, 1999.

13. Маркова А.К. Формирование  мотивации учения. М.: Просвещение. 2003.

14. Логинов И.Н., Сарычев  С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 221 с.

15. Маклаков А.Г. Общая  психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. - 583 с.

16. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации учения. М., 1993. - 183с.

17. Майерс Д. Социальная  психология: Интенсивный курс: Пер. c англ. / Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.; М., 2004. - 510 с. - (Мэтры психологии).

18. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - Евразия - СПб., 2007.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.

20. Практическая психология  образования: Учебное пособие 4-е  изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2007. - 592 с: ил.

21. Психологическая теория  коллектива / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика. 2003. - 316 с.

22. Практикум по психологии / Под ред.Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с.

23. Психологические тесты // Под ред.А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Т.1.

24. Немов P.С. Психология. // Общие основы психологии. Т.1. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 576 с.

25. Рогов Е.И. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 1995. - 548 с.

26. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога: Учеб. Пособие: - М: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2004. - 384с.

27. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития, 2001. - 221с.

28. Современная школа / Под  ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер. 2005. - 488 с.

29. Современный словарь  по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: "Современное слово", 2001.

30. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. - 148с.

31. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1999. - 173с.

 


Информация о работе Мотивация учения у старшеклассников