Мотивы и потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение мотивации и поведения человека.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи работы:
1. Обзор различных теорий мотивации.
2. Рассмотреть потребности и мотивы.

Содержание работы

Введение
1.Теории мотивации
2. Потребности и мотивы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.71 Кб (Скачать файл)

Мотивы и потребности

Содержание

Введение

1.Теории мотивации

2. Потребности и мотивы

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования мотивации поведения обусловлена  все возрастающим интересом к  психологии личности, а мотивационная  сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой психологии.

Мотивация - это сложный  психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических  концепций.

Путь к эффективному менеджменту  лежит через понимание мотивации  человека. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к  деятельности, какие мотивы лежат  в основе его действий, можно научиться  управлять человеком.

Цель данной работы - рассмотрение мотивации и поведения человека.

Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи работы:

1. Обзор различных теорий  мотивации.

2. Рассмотреть потребности  и мотивы.

Объект исследования –  человек

Предмет исследования – 

 

 

 

  1. Теории мотивации

 

Проблема мотивации и  мотивов поведения - одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях  деятельности вопросам мотивации и  целеполагания принадлежит ведущая роль. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

Многочисленные теории мотивации  стали появляться еще в работах  древних философов. В настоящее  время таких теорий насчитывается  уже не один десяток.

Первыми мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует  считать возникшии в 17-18 вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного.

Вторая половина 19 века ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии - появлением эволюционной теории Ч.Дарвина. Она оказала влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Дарвин как бы перекинул  мостик над пропастью, многие столетия разделявшей человека и животных на две несовместимые в анатомо-физиологическом  и психологическом отношениях группы. Он же сделал первый решительный шаг  вперед и в поведенческом и  мотивационном сближении этих живых  существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих  форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных  выражений, потребностей и инстинктов.

Под влиянием теории эволюции Дарвина в психологии началось интенсивное  изучение разумных форм поведения у  животных (В.Келер, Э. Торндайк и др.) и инстинктов у человека (З.Фрейд, У. Макдаугалл, И.П.Павлов и др.).

Человеку в качестве мотивационных  факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животных, в том  числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдауголла, предложенные в конце 19 в. и разработанные в начале 20 в.

Согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого  телесными потребностями. По его  убеждению, основное количество психической  энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая  позволяет снижать уровень возбуждения, вызываемого потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются  врожденные состояния возбуждения  на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд  признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти.

У. Макдауголл расширил рамки, установленные Фрейдом относительно количества основных инстинктов, и предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У. Макдауголл добавил к перечисленным - еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

В 20-е годы 20 в. на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое влияние на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Американский исследователь  мотивации Г. Маррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это - потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избежания вредных воздействий, избежания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Кроме этих двух десятков потребностей автор приписал человеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения признания и бережливости.

Кроме теорий биологических  потребностей человека, инстинктов и  влечений, в эти же годы возникли еще два новых направления, стимулированные  не только эволюционным учением Дарвина, но так же открытиями Павлова. Это  поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать, К. Халла и Б. Скинера. При рассмотрении бихевиористского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное. Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Также респондентное поведение влечет за собой рефлексы, включающие автономную нервную систему. Однако респондентному поведению можно и научить.

Респондентное поведение - это скиннеровская версия павловского, или классического обусловлевания. Однако Скинер делал акцент на поведении, не связанное с какими-либо известными стимулами. Тип поведения, который предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скинер определил, как оперантное поведение. Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию.

Еще одно направление исследований мотивации известно как «третья  сила», наряду с психоаналитической теорией и бихевиоризмом, и называется «Теория роста» или (в отечественной  психологии) это направление получило название «гуманистическая психология». Это направление представлено такими психологами, как Маслоу, Роджерс и Голдштейн. Теория роста подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению.

Создатель теории самоактуализации Курт Голдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. Для Голдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страданий. Голдштейн писал, что способности организма определяют его потребности.

Маслоу начал исследовать самоактуализацию более формализовано, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался ему в высшей степени самоактуализированными, то есть достиг оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Маслоу утверждает, что более целесообразно строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучших ее представителей, каких только удается найти, а, не каталогизируя трудности и ошибки средних и невротических индивидуумов.

Классифицируя человеческие потребности по иерархически построенным  группам, последовательность которых  указывает на порядок появления  потребностей в процессе индивидуального  развития, а также указывая на развитость в целом мотивационной сферы, А. Маслоу приводит следующую концепции, согласно которой, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие 7 классов потребностей:

1. Потребности физиологические  (органические).

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в принадлежности  и любви.

4. Потребности уважения (почитания).

5. Познавательные потребности.

6. Эстетические потребности.

7. Потребности в самоактуализации.

По Маслоу, ранее называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться прежде называемых позже. Когда удовлетворены более низкие потребности, сразу же появляются другие более широкие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее.

Итак, только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением  всего того положительного, что в  них содержится, способно дать нам  более или менее полную картину  мотивации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследований, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Потребности и мотивы

 

Мотив - от французского слова  «motif» в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» - двигаю.

Понятия мотива и мотивации  включают в себя представление о  потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся  у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести  себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления  и о многом другом.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему  факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и  многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию  можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации  возникает при попытке объяснения, а не описания поведения.

Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации  и соответствующих им двух типов  поведения:

1) внешней мотивации и  соответственно внешне мотивированного  поведения, 

2) внутренней мотивации  и соответственно внутренне мотивированного  поведения.

Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующим и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.

Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек  характерным для него образом  воспринимает и оценивает одну и  ту же ситуацию, и у разных людей  эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости  от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может  воспринимать по-разному.

Сиюминутное, актуальное поведение  человека следует рассматривать  не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как  результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это  предполагает рассмотрение мотивации  как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и  ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания  поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Информация о работе Мотивы и потребности