Мотивы и потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение мотивации и поведения человека.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи работы:
1. Обзор различных теорий мотивации.
2. Рассмотреть потребности и мотивы.

Содержание работы

Введение
1.Теории мотивации
2. Потребности и мотивы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 34.71 Кб (Скачать файл)

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для  нормального существования и  развития. Потребность как состояние  личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что  требуется (отсюда название «потребность») организму (личности). Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что  требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние  повышенной возбудимости отдельные  психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние  нужды не будет полностью удовлетворено.

Второе после потребности  по своему мотивационному значению понятие - цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудителъное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Рассмотренные мотивационные  образования: мотивы, потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности характеризуется определенностью мотивов для каждого человека, силой и устойчивостью, которая проявляется в длительном функционировании мотивации.

Мотивы классифицируются по критерию их содержания:

1) Мотивы, связанные с  общественно-социальными потребностями личности:

- идейные (также идеологические) - связанные с мировоззрениями  мотивы;

- политические мотивы;

- нравственные мотивы - основаны  на принципах, нормах, ценностях  общества;

- эстетические мотивы - связаны  с потребностью человека в  прекрасном.

2) По источнику возникновения  классифицируются мотивы:

- социальные мотивы (патриотические);

- коллективистские - потребность быть включенным в коллектив, группу, общность;

- мотивы деятельности;

- поощрительные мотивы.

3) По видам деятельности:

- мотивы общественно-политической  деятельности, профсоюзной деятельности;

- мотивы учебно-преподавательской  и познавательной деятельности.

4) По времени проявления:

- постоянно действующие  мотивы (на протяжении всей жизни);

- длительно-действующие  мотивы (на протяжении многих  лет);

- кратковременно-действующие  мотивы.

5) По силе проявления:

- сильные,

- умеренные,

- слабые.

6) По степени устойчивости - сильноустойчивые, слабоустойчивые и среднеустойчивые.

7) По проявлению в поведении  человека:

- реальные (актуальные) - побуждают  к деятельности;

- потенциальные мотивы.

С первой по четвертую группу классификации мотивы еще классифицируются как отражающие содержательную сторону  личности, а с пятой по седьмую  включительно - мотивы, характеризующие  динамическую сторону личности.

Особое место занимают мотивы общения. Они связаны с  одной стороны с мотивами деятельности, а с другой - с поведением.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей  человеческого поведения рассматриваются  также интересы, задачи, желания  и намерения.

Интересы, задачи, желания  и намерения хотя и входят в  систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько  побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности  и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенных  исследований, на основе анализа различных  теорий по изучению мотивации, можно  сказать, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы  которых изучению проблемы мотивации  настолько различны, что порой  их можно назвать диаметрально противоположными. Тем не менее, сама сложность данного  понятия, многоуровневая организация  мотивационной сферы человека, сложность  структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности  для применения всех упомянутых теорий. Целостная картина может сложиться  только при интегрированном подходе  к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической  мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.

Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя среда и ситуация определяет состояние личности, но и ее внутренние причины.

Мотивационные факторы, такие  как: ориентированность на достижения успехов, избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний, потребность  в общении (аффилиация), потребность власти, альтруизм и агрессивность - в процессе становления личности становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. Это - наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.

Сфера применения знаний по мотивации на сегодняшний день очень  обширна. А результат от практического  применения этих знаний действительно  огромен в различных областях деятельности.

Изучения в области  мотивации продолжаются в исследованиях  современных психологов, так как  актуальность этой темы очевидна и  практически значима.

Библиографический список

  1. Аверин В.А.Психология личности: Учебное пособие. - СПб,. 2006
  2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Издательство «Мысль», 2007
  3. Андриенко Е.В. «Социальная психология. Учеб.пособие для пед.вузов.» Под ред.В.А.Сластенина - М., 2009
  4. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Издательство «Мысль», 2008
  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Издательство «Прогресс», 2006
  6. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Г83 Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
  7. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб., 2002.- 672 c.
  8. Еникеев М.И. Юридическая психология.- СПб., 2004. 480 c.
  9. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. - Киев, 2009
  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  11. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: ИНФРА-М, 2009
  12. Психология. Учебник.Под ред. А. А. Крылова. - СПб., 2008
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (Серия Мастера психологии). – СПб., Издательство Питер, 2000 712 с.
  14. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Психология. 4-е изд., исп. и доп. М., 2005. 224 с.
  15. Экономико-правовая библиотека «Vuzlib».
  16. Юридическая психология. М., 2004. 810 с.

 

 

 


Информация о работе Мотивы и потребности