Моторная и сенсорная афазия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 16:02, реферат

Описание работы

Афазия (от греч. а — частица, означающая отрицание, и phasis речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Сам термин "афазия" был впервые введен французским ученым Труссо в XIX в.
Причины афазии заключаются в разнообразных органических нарушениях речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При данной патологии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария.

Содержание работы

Введение
Моторная афазия
Сенсорная афазия
Направления коррекционной работы
Восстановление речи при моторной афазии
Восстановление речи при сенсорной афазии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки России.docx

— 30.20 Кб (Скачать файл)

   Следующий этап — восстановление отсутствующих звуков. При этом внимание ребенка фиксируют не только на акустической характеристике звука, но и на артикуляторной, а также графической ( если ребенок школьного возраста). Большую пользу приносят упражнения в сопряженном (совместном с логопедом) и отраженном (вслед за логопедом) повторении автоматизированных речевых рядов. В дальнейшем эти ряды необходимо преобразовывать в слова и короткие предложения. 

    Если ребенок до появления афазии обучался в школе, в процессе восстановительной работы необходимо использовать сохранные навыки письменной речи. Поэтому цикл занятий рекомендуется проводить в письменной форме (ребенок записывает числовые ряды, слова и предложения в тетради). В процессе восстановления письменной речи проводятся звукобуквенный анализ состава слов, а также различные варианты упражнений типа: вставить в слове пропущенную букву; дополнить подпись под картинкой; закончить начатое слово; ответить (письменно) на вопрос и т. п. 

   На начальных этапах применяют неречевые формы работы, помогающие организации деятельности детей. Широко используются различные неречевые игры, срисовывание, лепка по образцу. 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ПРИ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ.

 

 

   Поскольку сенсорная афазия у детей в чистом виде встречается редко и в современной логопедии изучена мало, подробно разработанной методики по восстановлению речи у данной категории детей не имеется.  

  Сенсорные афазики находятся в более сложном положении, чем моторные, так как у них резко ограничено понимание речи. Ребенок плохо контактирует с окружающими, его внимание не концентрируется должным образом на речи; интеллектуальные возможности снижены (вторично). Поэтому задача первостепенной важности — вызвать ребенка на контакт, активизировать его положительные эмоции. Внимание детей привлекают к значению конкретного слова, смысловому содержанию короткой инструкции. При этом рекомендуется устное задание сопровождать демонстрацией таблички с соответствующей надписью. В процессе восстановления речи необходимо опираться на сохранные анализаторы, главным образом на зрительный, двигательный. 

   Коррекционная работа протекает очень трудно и требует длительного времени.      Основные направления коррекции дефекта включают:

1. Развитие у детей  фонематического восприятия, так  как это главное нарушение  при данном дефекте.

2. Обучение детей пониманию  речи. Это направление сливается  с первым, и к ним присоединяется  работа над произношением слов, сходных по звучанию, но разных  по смыслу (клубок - комок, убочка- уточка).

3. Воспитание у ребенка  навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих. 

   Если ребенок ранее обучался в школе, в процессе логопедических занятий рекомендуется проводить серию упражнений по письму и чтению. Сенсорные афазики трудно воспринимают на слух диктуемые слова и фразы (даже очень простые). Поэтому необходимо максимально использовать все средства, помогающие воспринимать материал. Так, диктант должен сочетать в себе все виды опоры (зрительную, графическую и др.). 

   Содержание логопедической работы при всех формах афазии зависит от этиологии и объема органического нарушения, а также от возраста ребенка. 

   Первоначальную помощь (медицинскую и педагогическую) ребенок получает в условиях стационара, где работает логопед. В дальнейшем ребенок может быть направлен для индивидуальных занятий в специальное (дошкольное или школьное) учреждение. Врач продолжает наблюдать за ним амбулаторно. Сроки коррекционной работы определить трудно, они индивидуальны для каждого ребенка и могут колебаться от полугода до нескольких лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

     В последние годы в логопедической практике значительно возросло число случаев афазии у детей и подростков. Несмотря на большое количество исследований в области изучения и восстановительного обучения взрослых больных с афазией, вопрос диагностики и коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков остается практически неизученным. Афазия у детей и подростков характеризуется специфичностью проявлений, значительной индивидуальной вариабельностью, что вызывает необходимость в разработке целенаправленных методов восстановления речи у этой категории больных. 

   Значимость проблемы диагностики и восстановительного обучения при афазии у детей и подростков и недостаточность исследований по проблеме возникновения и преодоления афазических расстройств у детей и подростков, отсутствие методической литературы требуют углубленного изучения и разработки дифференцированной логопедической работы с обоснованием принципов, направлений и приемов коррекционно-восстановительной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

    

    1. Актуальные проблемы нейропсихологии

 

                    детского возраста/ под  ред.   Цветковой JI.C. М., 2001

    1. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медпресс, 1998
    2. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Л.: Медицина,1964
    3. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М.: Медицина,1982
    4. Бейн Э.С.,Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий/ Под ред. Э.С.Бейн.- София,1970
    5. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: Просвещение , 1992
    6. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997

 


Информация о работе Моторная и сенсорная афазия