Музыка и ее влияние на состояние человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее - от прослушивания музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние так или иначе является фактом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Музыка…………………………………………………………………...4
2. Музыкотерапия…………………………………………………………..6
3. Воздействие музыки ……………………………………………………9
4. Музыкальные жанры ……………………………………………….…..16
Заключение…………………………………………………………………18
Литература ………………………………………………………………....19

Файлы: 1 файл

конт. печат.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)


ЧУО ”Женский институт ЭНВИЛА”

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

,,Общая психология”

 

Тема: Музыка и ее влияние на состояние человека

или

Вариант №  35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

                                                           

 

                                                      

Якимовой Валентины Валентиновны                                                  

                                                                      (фамилия, имя, отчество)                                                                                                                                    

                                                             студентки 1 курса группы Пс105

                                                               факультета психологии                                                                                     

                                                                заочной формы обучения

                                                                     тел.262-44-96

                                                      моб.8029-331-92-46

 

Минск 2012

Введение……………………………………………………………………3

1. Музыка…………………………………………………………………...4                                                                                               

2. Музыкотерапия…………………………………………………………..6                                                                                

3. Воздействие музыки ……………………………………………………9                                                                      

4. Музыкальные жанры ……………………………………………….…..16                                                                     

Заключение…………………………………………………………………18                                                                                            

Литература ………………………………………………………………....19                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Музыка вызывает в нас определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Когда-нибудь будет найдена самая нужная вибрация для каждого человека, которая поможет ему.

Джордж Гершвин

Контрольная работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее - от прослушивания музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние так или иначе является фактом.

В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старались донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Музыка

Музыка - феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса - в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение. Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, даже побеждают физическую боль.[8]

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.[4]

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.[4]

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.[4]

Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга.[8]

Показано, что возникающие реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на психоэмоциональное состояние человека. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Музыкотерапия

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное средство на организм человека известен с древних времен. Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования – к XIX в. Большое значение музыке в системе лечения психических больных придавали С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые.[5]

Выделяют 4 основных направления музыкотерапии: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); регулирующее влияние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей. В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчения собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.[5]

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь, рецептивная музыкотерапия существует в трех формах: коммуникативной(совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия), реактивной (направленной на достижение катарсиса) и регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).[2]

При групповой психотерапии музыкотерапия применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания.  На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более или менее законченных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакт и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение – динамичное,  драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.[5]

В процессе групповой психотерапии активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных занятий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный «музыкальный портрет», т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.[4]

При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Использование музыкальных произведений психотерапевтом также имеет лечебный эффект, способствуя созданию доверительной, теплой атмосферы.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Воздействие музыки

Многие из нас любят слушать музыку, не понимая до конца ее воздействия. Иногда она излишне стимулирует – становится навязчивой. Какой бы ни была наша реакция, музыка оказывает умственный и физический эффект. Для того чтобы лучше разобраться, как музыка исцеляет, нам необходимо понять, что именно она совершает. Когда мы будем это знать, мы сможем – вне зависимости от уровня нашей музыкальности – изменять нагрузку на свои «звуковые каналы» столько же быстро и результативно, как переключаем телевизионные каналы, чтобы найти нужное изображение. Для примера приведу несколько возможных вариантов терапевтического использования музыки.[6]

Музыка позволяет замаскировать неприятные звуки и ощущения. В кабинете зубного врача звуки бормашины, которые вызывают резонанс в наших челюстях, создают невероятный хаос. В этом случае спокойная музыка в стиле барокко может скрыть или даже нейтрализовать звуки бормашины. Соответствующего голоса бывает достаточно для того, чтобы снять болезненное воздействие. Профессионалы хорошо понимают воздействие звуков определенного тона на костную проводимость, а также на способность звуков рассеивать боль, которая создается резкими звуками и вибрацией зубоврачебных инструментов.[6]

Музыка может замедлить и уравновесить волны мозга. Было продемонстрировано неоднократно: создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков. Сознание состоит из бета-волн, которые вибрируют на частоте от 14 до 20 герц. Бета-волны генерируются нашим мозгом тогда, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем сильные отрицательные эмоции. Возвышенные ощущения и покой характеризуются альфа- волнами, которые распространяются на частоте от 8 до 13 герц. Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна характеризуются тета-волнами, которые имеют частоту от 4 до 7 герц, а глубокий сон, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта-волны, частота которых составляет от 0,5 до 3 герц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное и умиротворённое состояние мы испытываем.[6]

Если вы «расплываетесь мыслью по древу», грезите наяву, музыка Моцарта или в стиле барокко, которая звучит в течение десяти – пятнадцати минут, поможет вашему сознанию обрести четкость и повысит уровень умственной организации.

Информация о работе Музыка и ее влияние на состояние человека