Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 00:06, реферат
I. Индивидуально-личностное музыкальное сознание как психолого-педагогическая категория: отличительные особенности, свойства, черты. Музыкальное сознание человека всегда уникально и неповторимо - как и его сознание вообще. Если общественное музыкальное сознание (особенно сегодняшнее российское музыкальное сознание) выглядит достаточно бесформенным и расплывчатым в своих очертаниях, если оно многолико и аморфно, лишено определенности - именно в силу пестроты и мозаичности вкусов, влечений, пристрастий общества, - то индивидуальное музыкальное сознание, напротив, есть конкретная данность, вполне персонифицированная по своему внешнему и внутреннему облику.
II. Музыкальное сознание - составная часть художественно-эстетического сознания общества.
Образы, возникающие в сознании композитора, исполнителя и слушателя, в принципе схожи между собой и в то же время отличаются друг от друга. Сходство обусловлено тем, что "вторичный" и "третичный" образы возникают на основе первого и сохраняют его главные черты, содержат некий художественно-смысловой инвариант, определяющий семантику и структуру произведения, созданного одним музыкантом, исполненного другим и воспринятого слушательской аудиторией.
Обращаясь к музыкантам-исполнителям, выдающиеся деятели музыкальной культуры, теоретики и педагоги-практики издавна настаивали на том, что основная их задача - "так глубоко проникнуть в души великих произведений музыкальной литературы, чтобы в этом проникновении, в этих поисках авторского образа найти собственную душу" (К.А. Мартинсен). В этом случае чужой образ перестает быть чужым образом, и исполнитель становится в силах объединить личное, индивидуально неповторимое с идеями, мыслями и чувствами автора.
Отличия между перечисленными выше образами (композиторским - исполнительским - слушательским) могут зависеть от степени и уровня "слиянности" тех объективных смыслов, которые характерны для первичного, композиторского образа и которые, как говорилось, подвергаются определенной трансформации, внутренней переработке в сознании интерпретатора и слушателя. Причем нельзя не учитывать того факта, что чем выше уровень общей и профессиональной культуры первого и второго, чем больше развито художественное сознание каждого из них, чем шире их эмоциональный спектр и духовный кругозор, тем ближе подходят они к замыслу композитора, к прообразу музыкального произведения. Ибо есть некий символический круг ("зона"), очерченный автором произведения, в границах которого можно передвигаться в разных направлениях, в соответствии со своими склонностями и эстетическими влечениями, но выходить за пределы которого недопустимо. Как полагал С.Е. Фейнберг: "Воля композитора должна стать собственной волей интерпретатора, слиться с индивидуальными чертами его дарования, с его собственными художественными устремлениями".
Отсюда задача педагога-музыканта
- воздействовать на сознание ученика,
на его складывающуюся профессиональную
ментальность таким образом, чтобы
будущий музыкант четко ориентировался
бы в правах и обязанностях интерпретатора,
в специфике и природе
Что же касается слушателя, ценителя музыки (меломана, как иногда говорят), то к нему не следует относиться как к "уцененному" варианту музыканта-профессионала. Эрудированный слушатель - это личность, имеющая право на собственное "видение" музыки, личность, аккумулирующая художественные ценности и аксиологические приоритеты той социокультурной среды, представительницей которой она является. Сама природа искусства предполагает некую множественность "прочтений" и истолкований. Только так оно становится важнейшей частью реального человеческого бытия.
Список литературы:
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М, 1994. - С. 111.
Гегель Г. Ф. Эстетика. - М., 1971. - Т. 3.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. - С. 283.
См.: Каган М.С. Музыка в мире искусств. - СПб., 1996. - С. 205 - 206.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - С. 275.
Джемс У. Психология. - М., 1991. - С. 61.
Соловьев Вл.С. Общий смысл искусства // Соч.: В 2 т. - М., 1990. - Т. 2. - С. 39
Франс А. Сад Эпикура // Собр. соч. - М., 1958. - С. 296.
Корто А. О фортепианном искусстве. - М., 1965. - С. 29.