Мышление и его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть понятие мышления и его развитие.
Задачи:
1. Раскрыть понятие мышления.
2. Дать анализ взглядам российских и советских психологов на понятие мышления.
3. Раскрыть основные виды умственных операций.

Содержание работы

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ 5
1.1. Определение мышления 5
1.3. Виды мышления 9
1.4. Основные виды умственных операций 11
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 15
2.1. Закономерности этапов развития мышления в онтогенезе 15
2.2. Зарождение мышления и его развитие в раннем возрасте 21
2.3. Проявление мышления в дошкольном возрасте. Изменения мышления в дошкольном возрасте 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

исп Курсовая работа Мышление и его развитие.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ МАКСИМА  ТАНКА

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей  и педагогический психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

МЫШЛЕНИЕ И  ЕГО РАЗВИТИЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 2-го курса 

Дневной формы

получения образования

21 группы

Радевич Анны Вячеславовны

Научный руководитель:

Гончарик Ирина Михайловна

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Мышление –  орудие высшей

ориентировки  человека

в окружающем мире

и в себе самом».

И. П. Павлов

Актуальность работы. Довольно длительное время множество отечественных, российских и советских психологов изучают мышление. Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. Мышление может рассматриваться в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический подход включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.

Очевидно, что мышление развивается  на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в том, что, в более раннем возрасте развитие более интенсивно, активно, а в более старшем возрасте оно как правило идет на спад. Но все же еще способно развиваться. Так же думал один из выдающихся психологов В.В. Давыдов. Он разработал множество теории развития мышления.

Мышление – один из познавательных когнитивных процессов. В отличии  от других познавательных процессов, мышление, более сложный процесс, чем например ощущение и восприятие… Оно является более сложным, т.к. требует более сложных операции в нашем мозге. Также мышление имеет несколько особенностей, таких, как опосредованный характер, например. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств. - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом  связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный  процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Предметом нашего исследования является мышление.

Объект исследования – мышление и его развитие.

Цель: раскрыть понятие мышления и его развитие.

Задачи:

1. Раскрыть понятие мышления.

2. Дать анализ взглядам российских и советских психологов на понятие мышления.

3. Раскрыть основные виды умственных операций.

4. Выявить закономерности этапов развития мышления в онтогенезе.

5. Выявить зарождение мышления и его развитие в раннем возрасте.

6. Выявить проявление мышления в дошкольном возрасте и изменения мышления в дошкольном возрасте.

 

 

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ

1.1. Определение мышления

Мышление – не отдельная частная способность, а способ ориентировки субъекта в расчлененной действительности, рассматриваемой с точки зрения ее собственных качеств. Мышление животных и человека имеет общее: оно обеспечивает построение их движения в соответствии с наличными условиями бытия. Принципиальное отличие мышления человека от мышления животных в том, что оно опосредованно искусственными средствами – вещественными и словесными знаками. Эти средства позволяют человеку создавать мыслительные модели объектов и действовать с ними, планируя пути решения различных задач, и ориентироваться не только в том, что есть, но и в том, что еще только может быть [1, с. 41].

Мышление выступает главным  образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются  перед людьми жизнью. Решение задач  всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания и терпения.

Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках, и на протяжении этой истории (она начинается как минимум с XVII в.) разными психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфику мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека. По-настоящему предметом не только философских размышлений, но и экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. Ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления. Имея это в виду, мы все же попытаемся определить, что такое мышление человека в его современном понимании, с помощью нескольких предложений, раскрывающих специфику мышления с разных сторон [8, с. 206].

Итак, мышление можно определить как  один из познавательных, психических  процессов человека, цель которого состоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, данных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Когда, например, человек при помощи своих ощущений узнает элементарные свойства окружающего мира или когда он с помощью восприятия узнает о том, как устроен окружающий его мир, воспринимая его в виде отдельных предметов и явлений – это, по определению, не будет мышлением, так как данные познавательные процессы предоставляют человеку непосредственные знания. Если человек что-либо извлекает из памяти, мы также имеем дело с теми знаниями, которые уже есть у человека и, следовательно, являются в любой момент потенциально доступными. Для того чтобы их получить и пользоваться ими, нет необходимости думать, размышлять. Мышление же открывает для нас еще не доступные знания, которые иным путем, кроме мышления, получить невозможно.

Мышление – это также процесс опосредствованного познания человеком действительности. Без мышления человек не смог бы решать задачи, принимать важные решения и т.п. Имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний каждый раз использует не только органы чувств, но и какие-либо специальные средства. К примеру, чтобы в деталях узнать то, что находится далеко от него, вне пределов досягаемости и возможностей его органов чувств, человек может использовать специальный прибор, скажем, бинокль, подзорную трубу или телескоп. Это самый простой пример применения средств в процессе мышления [11, с. 361].

Таким образом, мышление, один из важнейших когнитивных процессов, без которого человек не смог бы решать задачи и принимать важные решения. Мышление не сводиться к сумме ощущения, восприятия и памяти, это отдельный психический процесс.

1.2. Взгляды российских и советских психологов на мышление

Проблема мышления возникла как  предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в Вюрцбургской психологической школе. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Мышление сводилось к «сцеплению» ассоциаций. За реальность принимались лишь ощущения и их копии.

Психологический анализ мышления заключался в выяснении законов ассоциации, по которым сложные идеи или образы создаются из элементарных. Один из основоположников ассоциативной психологии А. Бэн отводит ассоциациям по сходству основную роль в мышлении.

Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Ципен – крупнейшие представители экспериментальной психологии того времени – считали, что универсальным законом являются законы ассоциации. Так, понятия суждения, умозаключения характеризуются как ассоциации представлений. Другие представители экспериментальной ассоциативной психологии считают, что мышление сводится к актуализации ассоциаций.

Репродукция идей стала краеугольным камнем ассоциативной теории мышления. Само мышление рассматривается как  производная функция от других психических  функций: памяти, внимания

Позже психологи того времени выдвинули  положение, что мышление несводимо к процессу ассоциаций, что оно имеет свою специфику, не сводимую к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Механизмом мышления является, по их мнению, детерминирующая тенденция, идущая от представления цели, не осознаваемая самим человеком.

Выдвинув впервые понятие «цель», «задача», эта школа противопоставила механизм мышления чувственному познанию. Мышление было объявлено актом «чистой» мысли, не связанной ни с прошлым  опытом, ни со знанием.

В советской психологии мышление определяется как обобщенное и опосредованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельности людей.

В советской психологии преодолены представления о мышлении как  о врожденном, имманентно развивающемся  процессе или как об акте «сцепленных» ассоциаций. Одно из основных положений советских психологов о мышлении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно исторически выработанных операций и знаний.

Рациональное познание не ограничивается отражением единичного, частного, а  отражает наиболее существенные связи  действительности. Процесс познания выражается не только в переходе от чувственного познания к рациональному, но и в том, что оно должно вновь вернуться к практике. Этот процесс, наиболее полно отражая действительность, возможен лишь благодаря языку, который является, по словам К. Маркса, «непосредственной действительностью мысли».

Эти положения марксистско-ленинской философии легли в основу взглядов советской психологии на природу психических процессов, в том числе и мышления. Мышление является особой формой человеческой деятельности, рождающейся в практике, когда перед человеком встает необходимость разрешить какую-нибудь задачу.

Для понимания природы мыслительной деятельности большое значение имеет  исследование ее генезиса. Психические  свойства формируются в процессе онтогенетического развития. Толкование психических процессов, в том  числе и мышления, как внутренних духовных свойств, как замкнутых в себе духовных функций пытался своими исследованиями опровергнуть Л. С. Выготский. Он неоднократно высказывал мысль, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом, что действие, сначала разделенное между двумя людьми, становится способом собственного поведения человека [2, с. 94].

Положение о том, что психическая  деятельность формируется из внешней, наиболее последовательно развито  А. Н. Леонтьевым и П. Я. Гальпериным. В работах П. Я. Гальперина указывается, что всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает более обобщенный характер. Происходит, по выражению автора, специфическое сокращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип.

А. Н. Леонтьев  усматривает в  этом моменте образование механизма  соответствующей психической функции, указывая далее, что многие звенья процесса становятся излишними, не получают подкрепления, затормаживаются и выпадают. Вместе с этим сокращением процесса происходит закрепление соответствующих рефлекторных связей «редуцированной системы».

А. В. Запорожец проводит эту точку  зрения на основании экспериментального изучения формирования произвольных движений у ребенка.

Развиваемые в советской психологии положения о том, что теоретическая  деятельность развивается из внешней, что психические свойства, как  общие, так и специальные, являются продуктом онтогенетического развития,  опираются на  учение  И. М. Сеченова   и  И. П. Павлова о рефлекторной природе психики. В «Элементах мысли» И. М. Сеченов говорит о том, что мысль начинается с образования представлений о предмете и непосредственно переходит во «внечувственную область»: «Переход мысли из опытной области во внечувственную совершается путем продолженного анализа, продолженного синтеза и продолженного обобщения. В этом смысле она составляет естественное продолжение предшествующей фазы развития, не отличающегося он неё по приемам, а следовательно, и процессами мышления».

Точка зрения советской психологии на мышление как на деятельность, выросшую из практической, возникшую в процессе жизни индивидуума, находит свое обоснование в учении И. П. Павлова, согласно которому в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте.

Таким образом, выдвигая положение  о рефлекторной природе мышления, советские психологи тем самым  отрицают положения идеалистической  эмпирической психологии, которая подходит к мышлению как к врожденной способности, как к функции, лишь количественно увеличивающейся в ходе созревания мозга.

Психологическое исследование мышления, его становление и развитие состоят, как отмечает С. Л. Рубинштейн, в раскрытии  его закономерностей как аналитико-синтетической деятельности.

Открытие рефлекторной основы всех, даже элементарных, психических актов  обнаружило их процессуальную структуру. Даже самые элементарные психические  процессы человека, такие, как ощущение и восприятие, являются процессами в том смысле, что они протекают во времени, обладают некоторой изменчивой динамикой. В каждом акте мышления человека она выражена в максимальной степени [7, с. 34].

Информация о работе Мышление и его развитие