Мышление и его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: раскрыть понятие мышления и его развитие.
Задачи:
1. Раскрыть понятие мышления.
2. Дать анализ взглядам российских и советских психологов на понятие мышления.
3. Раскрыть основные виды умственных операций.

Содержание работы

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ 5
1.1. Определение мышления 5
1.3. Виды мышления 9
1.4. Основные виды умственных операций 11
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 15
2.1. Закономерности этапов развития мышления в онтогенезе 15
2.2. Зарождение мышления и его развитие в раннем возрасте 21
2.3. Проявление мышления в дошкольном возрасте. Изменения мышления в дошкольном возрасте 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

исп Курсовая работа Мышление и его развитие.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Мыслительная деятельность заключается  не только в умении познать окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи личностно мотивированным.

Таким образом, анализируя все вышесказанное о взглядах советских психологов на проблему мышления, следует подчеркнуть, что мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.

1.3. Виды мышления

Мышление подразделяется на виды в зависимости от используемых средств, характера решаемых задач, степени развернутости и осознанности производимых операций, преследуемых при этом целей и качества получаемого  результата.

Теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих  законов и правил. Оно оперирует  наиболее общими категориями и понятиями. Всякого рода научные концепции, теории, методологические основания  науки являются продуктом этого  вида мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества.

Основная задача практического  мышления - подготовка физических преобразований действительности, то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы  действий и преобразований. Его способность заключается в том, что оно часто развертывается в условиях дефицита времени, а также в том, что в условиях практической деятельности его субъект обладает ограниченными возможностями для проверки гипотез. После того как вы со своими грибами упали в реку с неправильно рассчитанного и сделанного плавательного средства, бессмысленно составлять план переправы через реку.

Теоретическое и эмпирическое мышление отличаются друг от друга по характеру понятий, которыми мышление оперирует. Теоретическое мышление оперирует по возможности точно определенными понятиями, относительно которых степень согласия людей достаточно высока. Эмпирическое мышление- это мышление интуитивно и ситуативно определяемыми понятиями, кроме того, в данном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может быть низкая степень согласованности.

Продуктивное  и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление порождает новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого, делающего новое открытие, писателя, создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину. Репродуктивное - это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные задачи. В таком мышлении человек идет известным, пройденным путем, поэтому данный вид мышления также называют нетворческим.

Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличие от аналитического, интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, его процесс осознается в минимальной степени.

Очень важным с точки  зрения приспособительных функций  мышления является его деление на реалистическое и аутистическое. Реалистическое мышление основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важными потребностями и обстоятельствами, оно регулируется логическими законами, а его течение осознанно контролируется и направляется. Аутистическое мышление основывается на произвольных, иррациональных допущениях при игнорировании реальных фактов. Основной его движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые или неосознаваемые желания или страхи. Оно плохо контролируется сознанием.

Наглядно - действенное - мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации (обстановке). Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными материальными предметами. Этот вид мышления можно наблюдать уже у детей раннего возраста, начиная с 6-8-го месяца жизни.

Наглядно - образным мышлением называют мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов.

Словесно - логическое мышление - высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает во внутреннем, умственном плане [5, с. 463].

Таким образом, мышление подразделяется на: теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, продуктивное и репродуктивное, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, наглядно-действенное и наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Каждое из этих видов мышления значимо и важно для человека.

1.4. Основные виды умственных операций

К основным видам умственных операций относятся:

- Сравнение

- Анализ

- Синтез

- Абстракция

- Конкретизация

- Индукция

- Дедукция

Сравнение

Сравнение — это одна из ключевых операций, осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных, в частности, когнитивно-коммуникативных задач, находящаяся в зависимости от условий, в котором она совершается, которая не может быть понята вне единства процесса, в ходе которого она осуществляется, результата, к которому приводит и субъекта, который её осуществляет [4, c. 215]. Заключается она в установлении сходства и различия. Осуществляется операция непосредственно (воспринимая предметы одновременно) или опосредованно (путём умозаключения, используя косвенные признаки). При этом важны сравниваемые свойства. Важно также выбрать единые показатели для сравнения. Нельзя, например, при измерении расстояния сравнивать в одном случае километры, а в другом — время, затраченное на путешествие. Необходимо выбрать существенный признак для сравнения. Чтобы избежать ошибок, нужно производить разностороннее сравнение.

Анализ и  синтез

Процессы анализа и  синтеза активно используются при сборке мозайки.

Анализ — логический прием определения понятия, когда  его разлагают по признакам на составные части, чтобы таким  образом сделать познавание ясным  в полном объеме. Таким образом, из частей целого можно мысленно создать его структуру. Вместе с частями предмета мы выделяем его свойства. Анализ возможен не только при восприятии, но и по памяти, то есть при представлении.

Синтез — способ собрать  целое из частей или явлений, а  также их свойств, как антипод  анализа.

В детском возрасте анализ и синтез впервые возникают при практических манипуляциях предметами. И с возрастом с целью разобраться в строении устройства человек его собирает и разбирает. Так как это не всегда возможно, в некоторых случаях сначала предметы изучаются отдельно, а потом производят мысленные операции над их совокупностью. Так, при изучении микробиологии сначала изучают строение отдельных микроорганизмов и лишь потом в практической деятельности врач анализирует их совокупность при исследовании воды.

Анализ и синтез бывает не только практическим, но и теоретическим. Если при этом они отделены от других мыслительных операций, они становятся механистичными. Так, оторванная от других процессов разборка ребёнком игрушки совершенно бесполезна, в то же время и при её сборке детали собираются не как-нибудь к их простой сумме.

Анализ и синтез всегда тесно взаимосвязаны между собой.

Абстракция  и конкретизация

Абстракция — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или  явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Выделенная часть или свойство рассматриваются отдельно от других. При этом происходит выделение из информации отдельных частей или свойств. Так, оперируя термином «стол» мы представляем абстрактный стол без отдельных свойств, присутствующих у всех известных нам столов. Это конкретное понятие.

От конкретных понятий  можно совершить переход к  абстрактным, то есть признакам и  свойствам предметов и явлений: «трезвость», «мудрость», «яркость». Они, с одной стороны, совершенно отдельны от других свойств. С другой же они нуждаются в чувственной опоре, без неё становясь формальными.

При совершении процесса абстракции можно совершить 2 ошибки:

А) Усваивая определённые понятия трудно перейти от конкретных примеров к другой обстановке.

Б) Абстрагирование от существенных признаков, в результате чего искажается представление.

Конкретизация — выделение  частного из общего. При этом мы представляем конкретные предметы во всём их многообразии. Конкретизация понятия «стол»: «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол».

Индукция и  дедукция

Индукция — процесс  логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.

Чтобы избежать ошибки при  индуктивном умозаключении необходимо знать, от чего зависит наблюдаемый нами факт или явление и установить, меняется ли это свойство, или качество, при единичных случаях, которые мы наблюдали.

Дедукция — метод  мышления, при котором частное  положение логическим путем выводится  из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

Метод дедукции очень  важен в реальной жизни. Однако, чтобы  избежать ошибок при использовании  дедуктивного метода, важно осознавать, что наблюдаемый отдельный случай попадает под общее положение. Здесь уместно вспомнить эксперимент известного советского детского психолога Л. И. Божович. Она спрашивала учеников, какая борона глубже разрыхляет землю — 60- или 20-зубчатая. Чаще ученики не давали правильный ответ, хотя им были известны законы давления [3, с. 316].

Таким образом, основные виды умственных операций очень широко используются в повседневной жизни и разнообразны в своем применении.

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1:

Мышление выступает  главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания и терпения.

Анализируя взгляды советских психологов на проблему мышления, следует подчеркнуть, что мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.

Мышление подразделяется на: теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, продуктивное и репродуктивное, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, наглядно-действенное и наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Каждое из этих видов мышления значимо и важно для человека.

 

ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

2.1. Закономерности этапов развития мышления в онтогенезе

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются.

Один из наиболее известных  психологов современности, швейцарский  ученый Ж. Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая  оказала большое влияние на современное  понимание его развития. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций [12, с. 77].

Теория мышления ребенка, предложенная Ж. Пиаже, получила название "операциональной" (от слова "операция"). Операция по Пиаже, представляет собой "внутреннее действие, продукт преобразования ("интериоризации") внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)".

В развитии операционального интеллекта у детей Ж. Пиаже выделил следующие  четыре стадии:

Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка  от рождения до примерно двух лет. Она  характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.

Стадия операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у  ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.

Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в  возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.

Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое [9, с. 119].

В нашей стране наиболее широкое  практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я. Гальпериным.  В ее основу было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Им была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами.

Информация о работе Мышление и его развитие