Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 14:43, реферат
Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса принятия решении. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и тысячи решений.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Мышление руководителя…………………………………………...3
1.1. Характер и сущность мышления руководителя………………….3
1.2. Свойства практического мышления руководителя…………..…11
2. Принятие решений…………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….25
Волевое начало в деятельности руководителя, влияние волевых процессов на мыслительные формируют и специфические его свойства: инициативность, умение брать ответственность на себя, решительность, «осторожная смелость» — т.е. все то, что обозначается особым обобщающим свойством — «стремящимся разумом».
Одной из важнейших и постоянно
решаемых руководителем задач
Данная особенность
Это свойство дифференцирует
руководителей на «дальновидных» и
«близоруких», а его наличие предоставляет
первым преимущества перед вторыми.
Максимальная выраженность опережающего
отражения характеризуется
Главная сложность решения
прогностических задач в
В связи с этим прогностичность мышления руководителя неотделима от еще одного важного мыслительного качества — рефлексивности. Рефлексия означает способность встать на позицию другого и предвидеть на основе этого его поведение; строить свое поведение исходя из предполагаемых ответных реакций другого. Наиболее важна роль рефлексивных механизмов мышления в конфликтных ситуациях, в ситуациях конкуренции.
Здесь собственное поведение уже изначально строится с учетом возможного поведения другого лица (лиц). В этом плане существуют общие правила руководства: «никогда не следует исходить из того, что другой менее умен и компетентен, хитер и изощрен, чем ты сам»; «в качестве прогнозируемых вариантов надо рассматривать те, которые для данной ситуации являются наиболее правильными».
Используя это правило, руководитель в конкурентных ситуациях может использовать прием выбора «необычных» вариантов поведения. Они обладают преимуществом внезапности и ставят предлагающего их субъекта в выигрышное положение. В связи с этим прогностичность мышления предполагает также и его оригинальность, нестереотипность.
1.2. Свойства практического мышления руководителя
Наряду с рассмотренными — наиболее значимыми и общими чертами мышления в деятельности руководителя — необходимо рассмотреть еще одну их категорию. Они обозначаются понятием основных свойств практического мышления. Главными среди них являются следующие свойства.
Порождаясь конкретикой практических ситуаций, мышление руководителя изначально направлено на решение, удовлетворяющее всем особенностям этих ситуаций. Его продукт — ответ является не самоцелью, а средством для организации последующих действий.
В силу этого суть процесса практического мышления состоит в том, что его результатом должно быть решение, обладающее свойством реализуемости. Абстрактно правильное решение, но при этом не соотнесенное с конкретными особенностями ситуации, может оказаться просто невыполнимым — часто именно из-за его безупречности, идеальности.
Находя ответ, руководитель
уже в самом прогрессе его
поиска учитывает возможности его
реализации, использования его как
средства для последующих действий.
Поэтому часто выбираются не абстрактно
лучшие варианты, а варианты удовлетворительные,
но допускающие большие
Другой аспект мотивируемости состоит в том, что решения должны быть, или, по крайней мере, выглядеть обоснованными, подкрепленными соответствующей мотивировкой и по отношению к вышестоящему руководству («умение отстоять решение наверху»). Это в значительной степени уменьшает ответственность руководителя в случае неудачи в реализации решения.
В связи с этой особенностью руководитель также вынужден часто выбирать такие решения, которые являются не лучшими, с его точки зрения, но которые он в большей мере в состоянии обосновать, для которых он имеет более правдоподобную версию их мотивировки.
Природа управленческой деятельности такова, что не доверять можно всему, но только не своему опыту. Более того, последний выступает критерием оценки степени достоверности любой иной информации, поступающей извне.
Однако именно опыт является
предельно
Предельная индивидуализованность опыта как главного фактора мышления руководителя окрашивает в соответствующие тона и сам процесс использования этого опыта на практике — процесс практического мышления.
Наряду с этим есть и еще одно — также специфическое проявление индивидуализированности мышления руководителя, в особенности руководителя высшего уровня. Оно состоит в том, что очень часто руководитель «не считает нужным объясняться», т.е. аргументировать, обосновывать — объективировать свое мнение и свои решения. Но именно объективизация требует абстрагирования от индивидуальных особенностей. Поэтому отсутствие объективирования ведет к тому, что и процесс, и результаты приобретают еще более индивидуализированный характер.
При неспецифической мотивации сам мотив лежит вне сферы мыслительного процесса, выступает как внешний стимул. Например, руководитель может совершенно не хотеть разбираться в том или ином конфликте, решать связанные с его устранением проблемы, портить отношения с конфликтующими сторонами, но он должен это делать. Задачи руководства — это не познавательные и тем более — не творческие, а сугубо практические задачи.
Следовательно, их решение разворачивается именно на основе внешнего — неспецифического мотивирования. Более того, это мотивирование часто носит характер принуждения, когда те или иные задачи решаются не по побуждению, а по обязанностям — должностным, функциональным, правовым.
Любая информация и любой
«шаг» мышления подвергается обязательной
оценке (часто — несознаваемой) с
точки зрения того, насколько он
полезен для решения
Хорошо известен, например, феномен, когда сформировавшаяся у руководителя оценка — «сложившееся мнение» приводит к прямой предвзятости, тенденциозности восприятия и интерпретации фактов, а то и просто к игнорированию тех из них, которые не соответствуют или противоречат этой оценке.
Среди наиболее известных
противоречий такого рода можно отметить,
например, несовместимые, а часто
и антагонистические
Многие ситуации управления настолько объективно сложны, а с психологической точки зрения субъективно неопределенны, что практически не поддаются строго рациональному анализу и такому же — рационально-логическому преодолению. Они в силу своей сложности и противоречивости предъявляют наиболее высокие требования к процессу мышления и не допускают их разрешения только через рациональное, логическое мышление.
Таким образом, антиномичность мышления есть следствие объективной противоречивости, антиномичности содержания управленческих ситуаций. Способность выходить из них — важнейшее качество мышления руководителя. Антиномии в практике управления могут разрешаться различными способами. Например, это может быть игнорирование антиномичной ситуации и ожидание того момента, когда «сама жизнь внесет свои коррективы».
Свойство антиномичности мышления руководителя вплотную подводит к более общей и наиболее сложной проблеме психологии мышления — к проблеме интуиции. Она выходит далеко за пределы вопросов, рассматриваемых в данной публикации. Отметит лишь, что для интуиции как явления и как процесса характерны следующие психологические особенности.
Интуитивное решение, действительно, часто приходит мгновенно, неосознанно и непроизвольно; но лишь после того, как длительные, а иногда мучительные интеллектуальные произвольные поиски решения оказались безуспешными и человек на время как бы оставил их. Они, перейдя из области осознаваемого в подсознательное, однако не прекратились, а их результат впоследствии проявляется в «мгновенном» решении.
В целом интуиция связана
не только с особенностями процесса
мышления, но и с более общими
интеллектуальными
Значительно меньшая, чем
в «обычном» мышлении, роль слов,
понятий и большая — наглядной
информации. Часто вообще интуитивное
мышление в связи с этим отождествляют с наглядно-образным
или, по крайней мере, очень с ним сближают;
подчеркивают роль зрения, «усмотрения
истины» в интуиции.
Информация о работе Мышление руководителя и принятие решений