Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 14:43, реферат
Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса принятия решении. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и тысячи решений.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Мышление руководителя…………………………………………...3
1.1. Характер и сущность мышления руководителя………………….3
1.2. Свойства практического мышления руководителя…………..…11
2. Принятие решений…………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….25
Что бы ни делал менеджер, в основе его действий лежит принятие тех или иных решений. Принятие решений столь тесно вплетено в повседневную деятельность менеджера, что, принимая их, он иногда и не замечает этого. Впрочем, иногда менеджеру приходится принимать решения, судьбоносные для его предприятия. На принятие подобных решений и их систематический анализ, подчас уходят годы! Но, как бы то ни было, менеджмент — это всегда процесс принятия решений.
Важность процесса принятия решений в управлении предприятием никто не подвергает сомнению. Тем не менее, немало споров ведется вокруг так называемого "решения проблем", т.е. получения ответов. Следует, однако, отметить, что повышенное внимание к этой теме лишь уводит нас в сторону, мешая сосредоточиться на главном.
Действительно, самым распространенным источником ошибок в управлении предприятием является чрезмерное внимание, которое уделяется поиску правильного ответа, вместо того, чтобы искать правильный вопрос. Единственный вид решения, которое действительно фокусируется на решении текущих проблем, — менее важное, рутинное, тактическое решение. Если и условия конкретной ситуации, и требования, которым должен удовлетворять ответ, известны и достаточно просты, поиск решения проблемы действительно то единственное, что нам нужно.
В этом случае задача заключается лишь в том, чтобы выбрать один из нескольких очевидных вариантов. А критерием выбора в этом случае, как правило, будет критерий экономии: принятое решение должно дать нам возможность добиться желаемого результата при минимуме затраченных усилий и "нервных клеток”. Например — возьмем простейший пример — менеджеру нужно решить, какая из двух секретарш должна каждое утро готовить кофе на весь офис.
Конечно, большинство тактических решений гораздо сложнее и важнее, чем в приведенном нами примере. Но они всегда, так сказать, одномерны: ситуация четко определена и требования очевидны. Единственная задача — наиболее экономичным способом использовать известные ресурсы. Однако важные решения — решения, которые могут иметь далеко идущие последствия, — скорее стратегические. Такие решения связаны либо с необходимостью прояснения ситуации (или ее изменения), либо с необходимостью уточнения ресурсов (или выяснения, какими они должны быть).
Такого рода решения — исключительная прерогатива менеджеров. Любой менеджер должен принимать подобные стратегические решения, и чем выше уровень менеджера в правленческой иерархии, тем больше стратегических решений ему приходится принимать.
К числу стратегических решений относятся все решения, связанные с целями бизнеса и их достижением. К их числу относятся все решения, отражающиеся на продуктивности предприятия, поскольку они всегда направлены на изменение ситуации в целом. К ним относятся также все решения, касающиеся организационной структуры и решения по крупным капиталовложениям.
Кроме того, большинство
решений, которые считаются
К стратегическим решениям
— каков бы ни был их масштаб,
сложность или важность — нельзя
применять подходы, используемые при
решении текущих проблем. Действительно,
в этих решениях, являющихся исключительной
прерогативой менеджеров, самой важной
и трудной задачей будет не
столько поиск правильного
Более того, недостаточно лишь
найти правильный ответ. Гораздо
важнее и сложнее разработать
соответствующую эффективную
Вот почему одна из наиболее ответственных задач во всем процессе принятия решений — это обеспечение того, чтобы обычные решения, принятые в разных подразделениях организации и на разных уровнях управленческой иерархии, были совместимы между собой и соответствовали общим целям всего предприятия.
Процесс принятия решений состоит из пяти фаз:
Следует отметить, что на эту фазу процесса принятия решения нельзя отводить слишком много времени. Однако нет ничего глупее совета решать как можно быстрее то, в чем же действительно заключена проблема, поскольку именно такие поспешные советы на этом этапе приводят в последствии к колоссальным потерям времени.
Диагноз на основе симптомов — метод, используемый большинством менеджеров, — не приводит к решению. Он основан скорее на опыте, чем на анализе, который служит единственным инструментом менеджера, не имеющего возможности систематически накапливать такой опыт.
Итак, чтобы подойти к определению проблемы, менеджер должен начать с поиска так называемого "критического фактора". Речь идет об элементе в данной ситуации, который необходимо изменить, прежде чем можно будет изменить, убрать или подействовать на что-либо еще.
Выявить критический фактор с помощью прямого анализа соответствующей проблемы далеко не всегда легко. Зачастую приходится использовать два дополнительных подхода. Один подход предполагает, что совершенно ничего не изменяется и не перемещается; требуется ответить на вопрос: что же в таком случае произойдет спустя какое-то время? Другой подход является как бы "проекцией назад" и связан со следующей постановкой вопроса: что из того, что могло бы быть сделано или, наоборот, не сделано в тот момент, когда эта проблема проявилась впервые, реально повлияло бы на нынешнюю ситуацию?
Классификация проблемы требуется для того, чтобы узнать, кто должен принимать решение, к кому следует обратиться за помощью в принятии такого решения, а кого нужно просто проинформировать. Существует четыре принципа классификации:
Уже сама по себе эта классификация
позволяет гарантировать, что принятое
решение не просто устраняет какую-то
сиюминутную или локальную
"Пользуйтесь фактами"
— вот важнейшая рекомендация,
которую дают авторы
Чтобы решение было достаточно эффективным, вовсе не обязательно иметь в своем распоряжении все факты; однако необходимо знать, какой информации вам не хватает, чтобы судить о величине риска, связанного с отсутствием этой информации, а также о степени точности и строгости, которую допускает предлагаемый ход событий. Если нужную информацию получить нельзя, необходимо выдвигать какие-то предположения. И лишь дальнейшие события покажут, были эти предположения обоснованными или нет. Другими словами, менеджер должен четко определить границы неизвестного.
Альтернативное решение — единственный способ перенести наши базовые предположения на сознательный уровень, заставить себя проанализировать их и проверить их достоверность. Одной из характеристик по-настоящему первоклассного ученого является то, что он всегда рассматривает альтернативное объяснение изучаемых им явлений, даже если на первый взгляд они кажутся ему достаточно знакомыми и не вызывают особых сомнений.
Какой будет эта альтернатива, зависит от конкретной проблемы. Но при решении любых проблем в организации особенно важно, чтобы всегда рассматривалась так называемая "пустая" альтернатива, т.е. альтернатива, не предусматривающая никаких действий, поскольку именно в этом случае традиционный образ действий и позиции, отражающие скорее прошлые, а не нынешние потребности, сильнее всего сказываются на видении и воображении руководства этой организации.
Только на этой стадии менеджер должен попытаться определить оптимальное решение. Если до сих пор он действовал в соответствии с изложенными здесь рекомендациями, у него к этому моменту уже должно быть либо несколько вариантов, каждый из которых способен достаточно эффективно решить соответствующую проблему и из которых он может выбрать самый подходящий, либо полдюжины (или около того) решений, каждое из которых далеко от совершенства и отличается от остальных лишь типом присущих ему недостатков.
Есть четыре критерия для выбора лучшего из возможных решений:
Тем не менее, этот вариант может быть единственно правильным. В таком случае необходимо предпринять (в рамках принятого решения) меры для повышения квалификации исполнителей.
Основной принцип эффективного доведения принятого решения до работников — информировать их лишь о наиболее существенных изменениях, причем сообщать им об этом следует в четкой, точной и не допускающей неоднозначного толкования форме. Другими словами, это проблема экономии и точности. Но мотивация является проблемой психологии и потому подчиняется несколько иным правилам. Она требует, чтобы любое решение стало "своим решением" для людей, которым предстоит воплотить его в жизнь.
Люди, которым придется выполнять принятое решение, должны всегда принимать участие в разработке альтернативных решений. Нередко бывает так, что это помогает повысить качество окончательного решения, выявляя какие-то моменты, которые могли ускользнуть от внимания менеджера, обнаруживая скрытые трудности и указывая на имеющиеся, но не используемые ресурсы.
.
Заключение
С каждым годом менеджеру — какие бы функции он ни выполнял и на каком бы уровне ни работал — приходится принимать все больше и больше стратегических решений. В дальнейшем ему также все меньше и меньше придется полагаться на свою способность принимать правильные тактические решения исключительно на основе интуиции.
Тактические корректировки, разумеется, всегда будут нужны. Однако они должны проводиться в рамках базовых стратегических решений. Даже самая высокая квалификация в принятии тактических решений не освободит менеджера будущего от необходимости принимать стратегические решения. Даже менеджеру, которому сегодня еще удается справляться со своими обязанностями, не прибегая к специальным методам принятия решений, рано или поздно придется с этими методами ознакомиться и начать применять их на практике.
Список литературы
Информация о работе Мышление руководителя и принятие решений