Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:40, реферат
Целью написания данного реферата является изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования и на основе полученного материала-подробное раскрытие вопроса что такое мышление, его сущность, как классифицируется мышление по типам и видам, а также в чем заключаются индивидуальные особенности мышления.
Объектом изучения является мыслительный процесс человека. Для работы использовалась учебная литература, в основном книги известного российского психолога Р.С.Немова. Также были использованы интернет-ресурсы, в частности, психологический словари.
-Отличие мышления от
других психологических
-Мышление как таковой процесс не существует, он выражается в воображении, восприятии, речи, памяти.
- Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.
- Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.
2.Эволюционные
основания формирования
Структура эволюционного процесса чрезвычайно сложна, она включает множество параллельно развивающихся эволюционных стволов и их многократное разветвление. Эволюция головного мозга представляет собой цепь преобразований, начало которой относится к возникновению трубчатой нервной системы у низших бесчерепных. Одно из важнейших ее достижений - появление первичного головного мозга у высших хордовых. В ходе эволюции бесчерепные были вытеснены первичными позвоночными с более развитыми органами обоняния, зрения и слуха.
Перескочив через многие
этапы эволюции головного мозга,
связанные как уже было показано
с развитие органов чувств, обратимся
непосредственно к формированию
мозга как инструмента
1.И.П. Павлов «Вклад в физиологию и психологию» Томск, 2004г.,Кафедра социальной и гуманистической психологии
Мышления1, «ручного мышления»2. И далее произошел скачок в высшей нервной деятельности – развития речи или “мышления со словами”3.
И.П.Павлов доказал, что сочетание зрительных и звуковых реакций создало в коре головного мозга человека новые, не обнаруженные у животных формации качественно высшего порядка. Это и есть то, что отличает людей от животных-мышление.
Вывод
Анализируя труды ученых об эволюции мышления, можно сделать вывод, что большинство ученых придерживалось мнения, что мышление человека с момента его зарождения и до настоящего времени развивалось не постепенно, а «скачками». Первобытный человек, употребив впервые примитивные орудия, свое отношение к ним строил на основе оценки полезного эффекта от их применения. Не оценив полученного эффекта, человек не знал бы как их изменять. Только у человека, с его мышлением, адекватное отражение опосредуется общественным опытом и коммуникативной практикой - и получает свое выражение в форме планомерности действий, оценки, научного предвидения.
3.Природа и виды мышления
Мышление-это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. 1 Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Реальный мыслительный акт субъекта исходит из
1.Северцов, Алексей Николаевич. Этюды по теории эволюции : индивидуальное развитие и эволюция
2.Психология мышления. Хрестоматия./под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М: МГУ, 1982
3Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
различных мотивов. Моментом начала мыслительного процесса является проблемная ситуация. Тогда же и появляется потребность что-то понять. Удивление или недоумение, противоречие, вопрос или проблема это то, с чего обычно начинается мышление. Эти ситуации затягивают личность в мыслительный процесс. Итак ситуация возникла, и она является фактором к возникновению, но если есть начало в этом случае должен быть определенный конец. Конец достигается тогда, когда поставленная задача решена. Тот случай, когда поставленная задача не решена, переносится субъектом как срыв или неудача. Процесс мышления в целом является сознательно регулируемой операцией. Эмоциональное состояние мыслящего, напряжение в начале и удовлетворение в конце напрямую связано с динамикой мыслительного процесса. В общем, конечно, весь процесс связан со всей психической жизнью человека. Мышление своеобразно окрашивается под действием определенных эмоциональных состояний субъекта, включая в себя каждый интеллектуальный процесс, исходит из потребностей и интересов человека.
Мыслительный процесс
является активным, целеустремленным
волевым актом. Разрешение задачи требует
значительного волевого усилия для
преодоления встающих перед мышлением
трудностей. Сознательная целенаправленность
существенно характеризует
Выражаются обобщения в понятиях - специфическом содержании мысли. Понятия при этом, не выступая в изолированном виде, они функционируют в единстве с наглядными моментами представлений и с речью, которая, вместе с тем является неким слуховым или зрительным образом. Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс. Они включаются в виде образных представлений, в виде схем и в виде слов. Словами оперирует понятийное мышление, так как оно является словесным. Мыслительный процесс включает в себя слабо и сильно обобщенные образы-представления. Как отвлеченное значение слова, так и наглядный образ могут быть носителями смыслового содержания и значения. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют два основных вида мышления: теоретическое, которое, в свою очередь подразделяется на 2 вида-понятийное и образное, и практическое, делящееся на наглядно-образное и наглядно-действенное1. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических и теоретических.
Теоретическое мышление направлено
на решение теоретических задач,
опосредованно связанных с
Практической мышление направлено на
решение практических задач, опосредованно
связанных с теорией.
Понятийное мышление - (словесно-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.
1 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 277 с.
2 Словарь по истории психологии, 2007 г.
В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений.1
Мышление образное - форма умственной деятельности с участием речи и посредством оперирования мысленными образами или что то же самое, с конкретными и собирательными понятиями.2
Наглядно-образное мышление
– вид мышления, характеризующийся
опорой на представления и образы.
Овладение наглядно-образными
Наглядно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно- действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной
1 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 277 с.
2 Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли. 1
Все перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.2
Вывод
На основании изученного материала, можно сделать вывод, что каждое из перечисленных видов общения может развиваться относительно независимо от других. Роль практического мышления в основном направлена на решение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на разработку теоретических задач или общих закономерностей процессов.
4. Основные формы мышления
Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает:
1) понимание - раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними;
2) решение проблем, задач; 3) целеобразование - порождение новых целей, программ поведения и деятельности; 4) рефлексию -осознание субъектом своих внутренних действий.
1 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии
2 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии
Понимание - это (в общепринятом смысле) своеобразный результат мыслительной деятельности. Чаще всего понимание выражается в раскрытии причин возникновения явления, а также в нахождении следствий, к которым оно ведет.
Рефлексия (лат. reflexio - отражение)- обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния1.
Функционирование мышления
связано со сложной аналитико-
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что Функционирование мышления связано со сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга. Современные исследования мышления при решении испытуемыми различных задач показали, что в этом процессе участвуют различные корковые структуры мозга, которые в процессе мышления образуют различные связи.
1 Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007
5.Формы мышления
Общепринято, что к формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Мышление функционирует и фиксируется в различных формах: предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.
Словесно-логическое мышление, в свою очередь, выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Мышление предметно-действенное
(наглядно-действенное) - форма мышления,
опирающаяся на непосредственное восприятие
предметов и действия с ними. В
этом мышлении субъект выполняет
мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение и др.) в действии, работают
руки и глаза. Такое мышление типично
для дошкольного возраста (собирает
и разбирает пирамидку, машинку).
«Поле зрения» ребенка