Мышление, сущность мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:40, реферат

Описание работы

Целью написания данного реферата является изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования и на основе полученного материала-подробное раскрытие вопроса что такое мышление, его сущность, как классифицируется мышление по типам и видам, а также в чем заключаются индивидуальные особенности мышления.
Объектом изучения является мыслительный процесс человека. Для работы использовалась учебная литература, в основном книги известного российского психолога Р.С.Немова. Также были использованы интернет-ресурсы, в частности, психологический словари.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 58.70 Кб (Скачать файл)

Мышление наглядно-образное - форма мышления, которая осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без  этого осуществляться не может. В  этом процессе человек привязан к  действительности, а необходимые  для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной  памяти. Данная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Мышление словесно-логическое (понятийное) - это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой форме мышления человек  использует понятия, суждения и умозаключения, из которых строятся различные рассуждения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и  существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Понятие  выражается в значении слова и  не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и  познания. Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в  процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Суждения - результат  опыта многих поколений, а не практического  опыта индивида. Это позволяет  получать суждения логическим путем. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные).

Суждения приобретаются  и усваиваются в процессе умственного  развития, а не присущи человеку от рождения.

Умозаключение- форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое - заключение (следствие). Умозаключение позволяет решать проблемы, не имея непосредственной чувственной информации. Например: «Если идет снег, значит, холодно».

Рассуждение- ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок). Рассуждения могут быть двух видов: индуктивные и дедуктивные.

Рассуждение индуктивное (индукция) - это такое рассуждение, при котором  на основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждение (вывод).

Рассуждение (дедукция) - это  распространение общего положения  на частные случаи

Мышление как процесс  решения задач.

 В современной когнитивной  психологии обычно выделяют два  этапа в процессе мышления: этап  создания модели проблемной ситуации  и этап оперирования с этой  моделью, поиск решения в проблемном  пространстве. При построении модели  проблемной ситуации участвуют  структуры и схемы знания из  долговременной памяти и используются  для создания новой модели. Поиск  решения в проблемном пространстве  идет не по принципу выбора  альтернатив, а на основе строго  определенного, непрерывного прогнозирования  искомого. Наиболее осмысленные  варианты, позволяющие отбирать  наиболее удачные способы решения,  называют «эвристиками». В отечественной  психологии мышление как процесс  решения задач изучался рядом  ученых: Я.А. Пономаревым, А.В. Брушлинским и др.

Вывод

Исходя из изученного материала, можно сделать выводы, о том, к формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. Мышление функционирует и фиксируется в различных формах: предметно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической

6.Индивидуальные различия в мыслительной деятельности

Мыслительная  деятельность всегда индивидуально своеобразная, она характеризуется индивидуально-психологическими различиями, которые влияют на ход мыслительной деятельности: глубиной, широтой, гибкостью, самостоятельностью, скоростью, последовательностью и т.д. их называют качествами ума.

Понятие ума шире понятия  мышления1. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями 1

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 

окружающего мира, умный  человек должен хорошо понимать и  других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления - основные

качества ума. К ним  относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и  некоторые другие мышления.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия  умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно  воспроизведение усвоенного, чем  активные поиски неизвестного. Инертный ум - это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы  и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные и слабые стороны  своей деятельности вообще и умственной в частности.

Другие качества ума - глубина, широта и последовательность также  имеют важное значение. Человек глубокого ума способен "доходить до корня", вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются  в процессе обучения детей в школе, а также путём настойчивой  работы над собой.

Сложность определения уровня мыслительных способностей объясняется  в первую очередь тем, что мыслительная деятельность человека неоднозначна и  ее уровень состоит из совокупности многих факторов. Спорной представляется и сама концепция интеллекта: что именно считать интеллектом? Способность в короткие сроки решить большое число сложных задач, либо способность найти нетривиальное решение? Насколько важно, к примеру, развитие дивергентного, "латерального" мышления, и как взаимосвязаны уровень способностей и творческая отдача? Эти вопросы изучаются теорией интеллектуальных различий.

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия  интеллекта:

1. Биологическая трактовка: "способность сознательно приспосабливаться  к новой ситуации"

2. Педагогическая трактовка: "способность к обучению, обучаемость"

3. Структурный подход, сформулированный  А. Бине: интеллект, как "способность адаптации средств к цели". С точки зрения структурного подхода интеллект - это совокупность тех или иных способностей.

Первая методика интеллектуального  тестирования была создана в 1880 году Джоном Кеттелом. Именно он впервые употребил слово "тест" Он измерял время реакции. Чуть позже появился тест Бине, в нем оценивались уровни таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила воли и способность к вниманию, наблюдению и анализу. Параллельно широкое распространение получила идея стадийного различия - умственный возраст. Эта методика применима только для детей до 12 лет. Для детей старше 12 лет на первое место выступает уже не возраст, а индивидуальные различия. Штерн впервые объединил эти две концепции, предложив термин IQ - буквально: "интеллектуальное частное" - отношение умственного возраста к хронологическому.

IQ Методика Айзенка

В настоящее время наиболее широкое распространение получили разработки в области определения IQ Ганса Юргена Айзенка. По Айзенку, фундаментальным базисом интеллектуальных различий является скорость протекания психических процессов.

Скорость психических  процессов не является фундаментальным  показателем интеллекта.

По Айзенку, между сложностью задачи и временем, затраченным на ее решение, существует логарифмическая зависимость. Общий уровень способностей определяется с помощью комплекса тестов с использованием словесного, цифрового и графического материала.

Максимально открытая задача состоит в том, чтобы найти  наибольшее количество ответов за фиксированный  промежуток времени.

Исследования показали, что  разные люди по-разному справляются  с этими двумя типами задач. Особенно ярко это выражено у детей. Так, один ребенок может хорошо справляться  с закрытыми задачами, но в то же время задачи открытого типа могут  вызывать у него затруднения, и наоборот. В связи с этим в тест необходимо включать задачи обоих типов.

Заключение

Информация, полученная человеком  из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и  внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением  понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы понимаем, что на улице ветер.

Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более  или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений  между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений  мышление раскрывает новые, непосредственно  не данные абстрактные свойства: выявляя  взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего  мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

Устанавливая связи и  отношения между вещами, человек  опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно  и на данные прошлого опыта, сохранившиеся  в его памяти. Эта обусловленность  мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда сталкиваешься  с результатом какого-то явления, по которому можно сделать заключение о причине явления. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и  крыши домов, мы можем заключить, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие  в памяти представления о ранее  бывших и наблюдавшихся событиях. Если бы этих представлений не было, мы не смогли бы установить причину  данного явления. Учитывая то, что  прошлый опыт у каждого человека индивидуален, то следственно и процесс  мышления довольно индивидуален.

Когда, например, мы думаем о  связи между, засухой и жизнью растений, то всегда имеем при этом известные наглядные образы. Но эти  образы играют лишь подсобную роль, облегчая в известной степени  процесс мышления, их конкретные внешние особенности не имеют значения для акта мышления. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у разных людей при мысли об указанной выше связи конкретные образы вещей могут быть совершенно различными: один человек представит себе засохшую степь, покрытую трещинами, другой - поле ржи с высохшими колосьями, третий - опаленную листву молодых деревьев и так далее.

Мышление человека органически  связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается  на общественную практику человека. Это  отнюдь не простое “созерцание" внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим  перед человеком в процессе труда  и других видов деятельности.

В жизни каждого индивидуума  мышление не существует как чисто  интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т.е. не существует изолированно от сознания человека в целом.

Для написания данного  реферата была изучена  психолого-педагогическая литература по теме исследования и на основе полученного материала- достаточно подробно раскрыт вопрос что такое же мышление, его сущность, как классифицируется  мышление по типам и видам,  а также в чем  заключаются индивидуальные особенности мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:  Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:  Деловая книга, 2005

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. 

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. 

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Общие основы психологии 

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Психология образования 

6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мышление, сущность мышления