Национальная психология и межнациональные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 02:40, контрольная работа

Описание работы

Национальная психология рассматривается в качестве составной части общественного сознания. Она реальна, проявляется в поступках и поведении людей и групп и опосредует все формы их сознания – политику, право, мораль, религию, науку, искусство, философию. Ее содержание и особенности формируются в результате функционирования механизмов национальной установки и национального стереотипа и имеют определенные свойства. Вследствие этого в структуре национальной психологии выделяют две стороны – системообразующую и динамическую.

Содержание работы

Национальная психология
1.1.Национальная психология и её структура (с.2)
1.2. Формирование национальной психологии (с. 3-5)
Понятие межнационального конфликта

Этнос и нация (с.6)
Причины конфликтов (с.6-7)
Типология конфликтов (с.7-8)
Социально-психологическая трактовка межнационального конфликта (с.8-9)
Пути разрешения межнациональных конфликтов (с.9-10)


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

--p.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

        План :

  1. Национальная психология

    1.1.Национальная психология и её структура (с.2)

    1.2. Формирование национальной психологии (с.  3-5) 

  1. Понятие межнационального конфликта
 
    1. Этнос и  нация (с.6)
    2. Причины конфликтов (с.6-7)
    3. Типология конфликтов (с.7-8)
    4. Социально-психологическая трактовка межнационального конфликта (с.8-9)
    5. Пути разрешения межнациональных конфликтов (с.9-10)
 
 

   Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Национальная психология. 

1.1.Национальная психология и её структура. 

Национальная (этническая) психология представлена психологическими явлениями, возникающими в результате взаимодействия (взаимовосприятия, общения, совместной деятельности и  др.) представителей различных наций (этносов), а также их национально-психологическими особенностями. Она существует и  проявляется в форме национального  самосознания, темперамента, интересов  и ценностных ориентаций, чувств, настроений и традиций представителей конкретных этнических общностей.

Национальная  психология рассматривается в качестве составной части общественного  сознания. Она реальна, проявляется  в поступках и поведении людей  и групп и опосредует все формы  их сознания – политику, право, мораль, религию, науку, искусство, философию. Ее содержание и особенности формируются  в результате функционирования механизмов национальной установки и национального  стереотипа и имеют определенные свойства. Вследствие этого в структуре  национальной психологии выделяют две  стороны – системообразующую  и динамическую.

Содержание  системообразующей стороны раскрывают следующие национально-психологические свойства:

национальное  самосознание– осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения  в системе общественных (государственных, межэтнических и др.) отношений;

национальный  характер– исторически стожившаяся  совокупность устойчивых психологических  черт представителей той или иной этнической общности;

национальный  темперамент– специфические поведенческие  характеристики представителей нации, обусловленные преобладающим у  них типом высшей нервной деятельности;

национальные  интересы и ориентации– общественно-психологические  явления, отражающие мотивационные  приоритеты представителей той или  иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности;

национальные  чувства– эмоционально окрашенное отношение  людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям;

национальные  традиции – прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы ритуалов, действий, поведения и общения представителей конкретной этнической общности.

Динамическая  сторона психологии нации, в отличие от системообразующей, позволяет выявить и осмыслить специфику проявления и функционирования национально-психологических явлений, что позволяет раскрыть национально-психологические особенности людей. В связи с этим в структуре динамической стороны национальной психологии выделяют:

мотивационно-фоновыеособенности (работоспособность, деловитость, осмотрительность и др.), которые характеризуют  побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов  и целей;

интеллектуально-познавательные(логика, широта, глубина и скорость мышления и др.), раскрывающие особенности  восприятия и мышления носителей  национальной психологии, выражающееся в наличии у них специфических  познавательных качеств, отличных по характеристикам  от представителей других народов;

эмоционально-волевыеособенности, обусловливающие функционирование у представителей общности четко  выраженных своеобразных эмоциональных  и волевых качеств, от которых  во многом зависит результативность деятельности (например, сдержанность англичан, горячность итальянцев, волевая  устойчивость китайцев, способность  японцев выдерживать длительные волевые усилия;

коммуникативно-поведенческие(взгляды, внешние формы поведения, приемы и способы обмена информацией), охватывающие специфику информационного и  межличностного взаимодействия, общения  и взаимоотношения представителей конкретных народов. 

1.2. Формирование национальной психологии 

 Возникновение национальной психологии детерминировано формированием наций. Возникновение наций по-другому поставило проблему социальной структуры общества, которая   намного усложнилась. Возникла ситуация, когда с помощью принципов этнической психологии, пытались объяснить сложную систему национальных отношений. Национальная психология качественно новый этап в развитии этнической психологии. Ее возникновение относится к X V I I I в., и связано с именами Канта, Юма, Фихте, Гельвеция, Гегеля. Национальная психология оперирует категориями, которых не имела этническая психология. Это прежде всего, такие категории как «национальных характер»,   «национальное самосознание», «национальные чувства». Дело состоит не в формальном введении, этих понятий в научный оборот, а в том, что в системе национальных отношений, которые сложились в связи с формированием наций, эти понятия играют решающую роль. Качественное отличие национальной психологии от этнической состоит, в частности, в том, что национальная психология имеет намного более сложную структуру, чем этническая. Если сферу этнической психологии составляют чувства, настроения, переживания, эмоции, проявляющиеся через психологическое состояние определенного этноса, то национальная психология включает в себя такие важные структурные элементы, как национальный характер, национальное самосознание и национальные чувства. В структуре национальной  психологии определяющим и ведущим элементом выступает национальный характер.

Национальная  психология - составная часть гуманитарного  знания, - что изучает психологические  особенности народов на этапе  возникновения такой их общности как нация. Развиваясь в границах этнической психологии, национальная психология, как качественно 

новый этап в ее развитии, пользуется в  большей мере, чем психология этническая историческим методом исследования, для нее также важное значение приобретают экономические факторы, формирующие ее черты. Особенно большое  значение приобретает культурологический метод исследования, который дает возможность через систему культурных, духовных ценностей раскрыть черты  национального характера.

     Поскольку предметом этнической  психологии есть дух народа, то  национальная психология изучает  дух нации, национальный дух.  И если Штейнталь, Лацарус и  Вундт были теми мыслителями,  которые убедительно доказали, что  народный дух составляет предмет  исследования этнопсихологии, то  Фихте и Гегель показали, что  дух нации составляет предмет  национальной психологии.

     Правда, их взгляды являются противоречивыми.  Особенно это относится концепции  Фихте. Последний предпринял попытку  теоретического обоснования учения  о духе народа. Фихте отождествлял  знание с бытием бога, считая, что мир существует только  в знании, и само знание есть  мир и поэтому мир опосредованным  путем, через посредство знания  есть само бытие бога. Фихте  пишет: «Все, что действительно  существует, существует с безусловной  необходимостью и с безусловной  необходимостью существует именно  так, как существует. Оно не  могло бы не существовать или  быть иным, чем оно есть. В истинно  сущем нет поэтому возникновения,  изменений или произвольного  основания. Единое истинно сущее  и существующее безусловно само  через себя есть то, что все  языки называют богом. Бытие  бога не есть основание или  причина (или что-нибудь в этом  роде) знания, так чтобы оно было  отделимо от последнего, но оно  есть истинно само знание; в  знании бог существует совершенно  гак же, как и в самом себе - как безусловно на себе основывающаяся  сила, и скажем ли мы: он существует, - или же скажем: знание существует, - в обоих утверждениях  один и тот же смысл».

 Фихте, исходя из тезиса существования бога, божественного, утверждал, что судьбы народов определяются божеством и производным от божественного является народный дух, а каждый субъект - это проявление народного или национального духа. Фихте исходит из тезиса о существовании первоначального состояния абсолютной разумности. Этот тезис, подчеркивает Фихте, вынуждает нас признать существование первоначального нормального народа, который по мнению Фихте, сам по себе без всякой науки или искусства находится в состоянии  совершенно развитой культуры. Какие же это народы, которые первоначально, т.е. на начальном этапе своего развития находились в состоянии этой, как пишет Фихте, совершенной разумной культуры? С точки зрения Фихте, такими народами являются германские народы.  
 

Фихте идеализирует древние германские племена, считая, что, живя в лесах, они находились на той же ступени культуры, на которой  находились греки в их героический  период. Он считает, что благодаря  древним германским народам в  национальном характере европейских  народов сохранились лучшие черты, а сами эти народы отличались от других наличием в их характере таких  черт как любовь к свободе, равенству, независимости.

     Фихте пытается раскрыть содержание  тезиса о том, что судьба  каждого народа определяется  богом. По его мнению, истинная  религиозность или христианство (для Фихте данные понятия являются  тождественными) определяют сущность  современной эпохи. Отстаивая  данную точку зрения, Фихте был  склонен отождествлять нравственность  и религию. 

     Что же касается взглядов на  проблему, национального характера,  то учению Фихте присуще подчеркивание  религиозного аспекта в содержании  данного феномена. Божественное  выступает первопричиной всего  сущего в мире. Производными от  божественного выступает национальный  дух, а субъект это проявление  национального духа.

     Концепция национального духа, духа  народа является составной частью  учения Гегеля. С точки зрения  Гегеля, в процессе самопознания  дух реализует себя, проходя при  этом три ступени в своем  развитии. Этим и объясняется  структура «философии духа», которая  делится на три раздела: учение  о субъективном, объективном и  абсолютном духе.

     Исходя из тезиса о разумности  человека как такового, Гегель  переходит к характеристике различных  рас. Здесь имеются глубокие  замечания об особенностях тех  или иных рас, о зависимости  этих особенностей от их географического  расположения. Расовые отличия, о  которых Гегель так детально  пишет, выступают как сущностные  отличия всеобщего природного  духа.

 В  «философии духа» Гегель рассматривает  национальный характер лишь постольку,  поскольку национальный характер  имеет в себе зародыш, с которого  развивается история наций. Гегель  правильно утверждал, что географическая  среда (пустыня, близость страны к морю или отдаленность от него) влияет на формирование национального характера. Такое влияние существует.

     Теоретическое обоснование Фихте  и Гегелем учения о духе  народа, духе нации и как иллюстрация  этого учения, рассмотрение ими  национальных характеров отдельных  народов, свидетельствует о том,  что этническая психология в  их учении приобрела качественно  новый уровень в своем развитии. Они заложили фундамент - национальной  психологии и вместе с Кантом  и Юмом были творцами этой  научной дисциплины.

Информация о работе Национальная психология и межнациональные конфликты