Наказание и поощрение детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:09, статья

Описание работы

наказание и поощрение детей
Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания
Задачи:
1. Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.
2. Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
3. Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
4. Специальные: оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

Файлы: 1 файл

наказания и поощерения.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Поощрения и наказания

(Родительское собрание)

 

Детей наказывай  стыдом, а не кнутом.

Не спеши  карать – спеши миловать.

Русские народные пословицы

 

Форма проведения – обмен мнениями.

 

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.
  2. Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
  3. Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
  4. Специальные: оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

 

Вопросы к собранию:

  1. Значение методов поощрения и наказания в воспитании детей в семье.
  2. Какие   методы поощрения и наказания приемлемы в семье?
  3. Какова их эффективность?

 

Участники родительского  собрания: учитель, родители учащихся, социальный педагог, психолог.

 

I. Подготовка к родительскому собранию

  1. Подбор и анализ нормативных правовых и информационно-методических документов, психолого- педагогической литературы.
  2. Подготовка анкет для родителей.

 

        -Проведение анкетирования родителей с целью выявления их представлений о возможном применении различных методов поощрения и наказания ребёнка.

- Анализ и обобщение результатов анкетирования родителей.

- Подготовка демонстрационной  таблицы «Поощрения и наказания»  с 

результатами анкетирования  родителей.

  1. Подготовка анкет для учащихся.
  2. - Проведение анкетирования учащихся с целью выявления применяемых в семьях методов поощрения и наказания ребёнка.

- Анализ и обобщение  результатов анкетирования учащихся.

- Подготовка демонстрационной  таблицы «Как поощряют и наказывают  учащихся в семьях» с результатами  анкетирования учащихся.

  1. Подготовка материалов для родителей о стилях типах поведения родителей с ребёнком.
  2. Продумывание и подготовка приглашений на родительское собрание, времени и даты собрания.
  3. Подготовка памятки для родителей.
  4. Подготовка рабочих мест для участников собрания: информационные материалы, бумага для записей, ручки, карандаши.
  5. Подготовка выставки книг о поощрениях и наказаниях.
  6. Подготовка ситуаций для анализа.
  7. Подготовка упражнений для тренинга.
  8. Подготовка высказываний учителя о поощрениях и наказаниях ребёнка.
  9. Диагностика уровня тревожности у детей.
  10. Подготовка проекта решения родительского собрания.

 

II. Проведение родительского  собрания

 

    1. Проведение педагогического всеобуча.

 

Классный руководитель. Проблемы, которые мы рассмотрим сегодня на собрании, являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребёнка.

К родительскому собранию мы провели диагностику уровня личной тревожности. (Приложение 1.)

Результаты теста показали, что у_____% наших с вами детей  тревожность высокая, у_____% - умеренная, у_____% - низкая. В общем, это неплохие результаты для класса в целом. Однако не стоит успокаиваться. Многие дети проявили тревожность при переживании неудач, что может быть связано и с боязнью непонимания родителей, с возможным наказанием.

Проблема наказания  – неисчерпаемая тема самых распространённых и бурных дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок не вырастет избалованным», «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т. д. Бывает,  правда и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребёнка.

Столько книг, фильмов, телепередач  посвящено этой теме, но зачастую родители пренебрегают мнением специалистов, воспитывая по принципам: «Чужая семья – потёмки», «Мой ребёнок, мне и решать как наказывать». Итак, проблема, которую мы будем обсуждать, довольно распространённая и всё – таки сложная. Начнём с сути понятий.

Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление.

Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы  получить наказание.

Чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением.

 

Можно выделить следующие виды наказаний:

*словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);

*физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);

*наказание  изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);

*наказание  трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);

*наказание  лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и     т. д.).

 

Разберём каждый вид  наказаний в отдельности.

Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость.

Да, к сожалению, зачастую физическое наказание становится не столько «воспитательной мерой», сколько проявлением мести за себя и жестокости по отношению к своим детям.

В ряде исследований зарубежных психологов отмечалось, что в Соединённых Штатах и Западной Европе жестокое обращение с детьми встречается с частотой, вызывающей беспокойство; от 1 до 2 млн людей в детстве подвергаются насилию и даже угрозе применения оружия со стороны родителей. Большинство опрошенных родителей (73 %) признались, что прибегали к той или иной форме насилия по отношению к детям в возрасте от 3 до 17 лет: били, пугали детей оружием или ножом, наказывая ребёнка. Всё чаще такие случаи становятся темой репортажей и в нашей стране.

Иногда избиение ребёнка является следствием конфликта между мужем и женой, когда озлобленность против одного из супругов переносится на относительно беззащитного ребёнка. Дети в таких семьях, понимая чувства родителей, не озлобляются против них, но несправедливость этого мира также приводит к печальным последствиям в формировании личности. Дети становятся замкнутыми, неуравновешенными, высок их уровень тревожности.

Психологами был проведён эксперимент, в котором отношения  между родителями и детьми наблюдали  непосредственно в семьях трёх типов:

►в семьях, где по отношению  хотя бы к одному ребёнку проявляли  жестокость; 

►в семьях, в которых  родители относились к ребёнку равнодушно или занимали позицию полного  его отвержения (например, очень  плохо кормили);

►в семьях, где не было ни случаев жестокости, ни равнодушия по отношению к детям (контрольная группа).

Образовательный уровень  и доходы в этих семьях были равными. Улыбка, похвала, эмоциональный контакт  между членами семьи считались  положительными признаками поведения. К отрицательным отнесли критичность, сарказм, неодобрение и гнев. В семьях, где были приняты жестокость и равнодушие, родители проявляли по отношению к детям больше отрицательных признаков поведения, чем родители в контрольной группе. В семьях, где родители занимали позицию отстранённости, дети чаще конфликтовали с родителями, братьями и сёстрами, чем дети в контрольной группе. Дети, с которыми были жестоки, вели себя плохо по отношению к родителям, у них чаще наблюдалась агрессия по отношению к другим детям.

Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:

● агрессия родителей  приводит к агрессии детей;

● дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;

● наказания ведут  к появлению такой черты характера, как замкнутость;

● повышается уровень  тревожности ребёнка.

Сделайте вывод, приведут ли такие последствия к целям, ради которых родители используют наказание  как метод (например, станет ли ребёнок  лучше учиться)?

Организуется  дискуссия, обмен опытом.

 

Рассмотрим следующий  наказания – наказание словом. Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. В общем, просто из - за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из – за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый является  для ребёнка в детстве огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование таких высказываний при общении с ребёнком? Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и в правду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет. А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка: опять – таки агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. д.

Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое?

«Ты – высказывания»  - такие фразы ,где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате ребёнок чувствует, что он плохой, и обижается.

«Я – высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

«Я – высказывание»  лучше начать с нейтральной констатации поступка, которое вас не устраивает. Затем следует описание ваших чувств, переживаний по этому поводу. Затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы хотели вы. При этом используйте такие обороты, как «мне бы хотелось», «я была бы рада» и др.

Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо  «Ты – высказывания» («Ты опять  получил двойку! Когда это кончится!», «Ты опять не прибрал в своей  комнате», «Как ты посмел уйти в гости  без моего согласия») в своей  речи поменять на «Я – высказывания» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим – выучи и расскажи мне эту тему», «Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно», «Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз посоветуйся со мной»).

Следующий вид наказаний  – наказание изоляцией. Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну). Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка – главная ценность.

Такой метод наказания применяют и сами дети в среде сверстников. Но в школе, участвуя в наказании своего товарища, они не могут так или иначе не сопереживать ему. Одним такое наказание другого приносит радость, других огорчает. Бывает, что школьники, подражая поступкам взрослых, сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель. Наглядным примером такого поведения детей является кинофильм Р. Быкова «Чучело», в финале которого Железная Кнопка кричит: «Тогда я сама всем! Всем! Объявляю бойкот!».

Информация о работе Наказание и поощрение детей