Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:09, статья
наказание и поощрение детей
Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания
Задачи:
1. Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.
2. Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.
3. Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
4. Специальные: оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.
Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.
Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.
Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь здесь идёт о наказании лишением. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.
Определить необходимое наказание очень сложно. Оно должно соответствовать проступку. Дети очень чувствительны к справедливости наказания. Если родители используют авторитарные методы наказания, то они оказывают мало влияния на ребёнка.
Итак, подытожим, каковы рекомендации психологов родителям в выборе методов воспитания:
● при выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости;
● ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость;
● будьте справедливы к детям;
● не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший;
● прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным).
Чтобы решение проблемы сдвинулось с мёртвой точки, необходимо начать с себя. В психологии есть очень важное правило: если хочешь изменить поведение кого–либо, надо в первую очередь изменить своё поведение. Прежде всего, посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нём соседи, учителя и т. д.). Вы лучше знаете его. На какие качества, которые вам нравятся в нём, вы могли бы опереться? Например, вы знаете, что ваш ребёнок очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребёнка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы так рада, если ты сегодня пришёл пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили бы проблемы».
Теперь рассмотрим такой
метод стимулирования желательного
поведения ребёнка как
В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что–нибудь, возбудить желание сделать что–нибудь».
В таком толковании заложены
приёмы поощрения – это совместное
действие, сочувствие, подарок –
и результат поощрения –
Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.
Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Я так рада, что ты добился успеха – ответственно готовился к контрольной и получил пятёрку!»
Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого (так же, как и при наказании). Действенная похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребёнка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, не заигрывать с ребёнком – дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать и способности, уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по–разному.
Ещё один момент – похвала тогда будет эффективной, когда звучит не слишком часто.
Часто родители, желая воспитать ребёнка «без комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путём сравнения результатов его действий с результатами других. Например: «Очень хорошо, что ты единственный, кто написал тест на «пять». Значит ты самый умный в классе». Конечно, ребёнок нуждается в одобрении и положительных оценках. Но эффективность похвалы очень зависит от того, кто его хвалит и как это делается. Потребность во внешнем одобрении – своего рода наркотик, привыкнув к которому, человек теряет самого себя; он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку, а не на то, чтобы достигнуть успехов. В результате он не только не слышит и не понимает, что говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует. У детей, которые привыкли к постоянным поощрениям в виде похвалы, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности.
Как быть, если есть необходимость поощрять детей более активно? Это можно сделать, выработав систему поощрений. Чтобы эффект от них не пропал даром, оно должно быть чем – то, чего ребёнок хочет или в чём нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам детей. Родители обычно сами придумывают формы поощрения в зависимости то склонностей и предпочтений сына или дочки.
Упражнение «Виды поощрения».
Классный руководитель. Перечислите виды поощрений, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей. (Покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поездка в парк, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и т. д.).
(После обсуждения принимаются некоторые идеи.)
Упражнение «Правильно ли?»
Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно.
1) После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая пианистка в школе!»
(Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)
2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены».
(Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)
3) Мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!»
(Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты помыл посуду!» или «Я рада, что ты полюбил шахматы!»)
4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»
(Ребёнка «захваливают».
Лучше сказать: «Ты много
2. Результаты социологического опроса учеников и их родителей
Родителям предлагается
сравнить обобщенные результаты предварительного
анкетирования детей и
3.Подведение итогов родительского собрания
Классный руководитель. Надеюсь, что наше собрание помогло вам многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили. В заключение предлагаю вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов. (Приложение 2).
4.Обсуждение проекта решения родительского собрания
(Обсуждается и принимается решение родительского собрания)
Проект решения родительского собрания
1.Рекомендовать родителям чаще использовать различные методы поощрения ребёнка.
2.Подготовить информацию о положительном опыте семейного воспитания.
Родительское собрание «Поощрения и наказания»
Приложение 1. Диагностика школьной тревожности
Вопросы |
Почти никогда (1 б.) |
Иногда (2 б.) |
Часто (3 б.) |
Почти всегда (4 б.) |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
1. Я спокоен |
||||
2. Мне хочется докопаться до сути |
||||
3. Я разъярён |
||||
4. Я падаю духом |
||||
5. Я напряжён |
||||
6. Я испытываю любопытство |
||||
7. Мне хочется стукнуть кулаком |
||||
8. Я стараюсь получать хорошие оценки |
||||
9. Я раскован |
||||
10. Мне интересно |
||||
11. Я рассержен |
||||
12. Я прилагаю много сил |
||||
13. Меня волнуют неудачи |
||||
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится |
||||
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать |
||||
16. Я стараюсь |
||||
17. Я чувствую себя неудачником |
||||
18. Я чувствую себя исследователем |
||||
19. Мне хочется что-нибудь сломать |
||||
20. Я не справляюсь с заданием |
||||
21. Я взвинчен |
||||
22. Я энергичен |
||||
23. Я взбешён |
||||
24. Я горжусь собой |
||||
25. Я чувствую себя свободно |
||||
26. У меня хорошо работает голова |
||||
27. Я раздражён |
||||
28. Я решаю самые трудные задачи |
||||
29. Мне не хватает уверенности |
||||
30. Мне скучно |
||||
31. Мне хочется что-нибудь сломать |
||||
32. Я стараюсь не получить двойку |
||||
33. Я уравновешен |
||||
34. Мне нравится думать |
||||
35. Я чувствую себя обманутым |
||||
36. Я хочу показать свои способности |
||||
37. Я боюсь |
||||
38. Я чувствую уныние |
||||
39. Меня многое приводит в ярость |
||||
40. Я хочу быть среди лучших |
||||
Родительское собрание «Поощрения и наказания»
Приложение 1. Диагностика школьной тревожности
Ключ
Шкала |
Пункты |
Познавательная активность |
2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 |
Мотивация достижения |
4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 |
Тревожность |
1, 5, 9, 13, 17, 25, 29, 33, 37 |
Гнев |
3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 |
Оценка результатов
ПА – шкала познавательной активности
МД – мотивация достижения
Т – шкала тревожности
Г – шкала гнева
Формула: ПА + МД + (- Т) + (- Г)
Нормативные показания
Тревожность |
Девочки |
Мальчики |
Высокая |
27 – 40 |
24 – 40 |
Средняя |
20 – 26 |
17 – 23 |
Низкая |
10 – 19 |
10 - 18 |
Родительское собрание «Поощрения и наказания»
Приложение 3. Анкета для родителей № 1
1.Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?
а) да; б) нет.
2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?
а) как к необходимому и значимому методу семейного воспитания;
б) как к родительской обязанности;
в) не задумывался(- ась) над этим.
3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?
а) как к необходимому в некоторых случаях методу семейного воспитания;
б) как к важному методу;
в) как к нежелательному методу семейного воспитания.
4. Наказывали ли вас в вашей семье?
а) да, регулярно;
б) иногда, если этого заслуживал (- а);
в) почти никогда.
5. Как вы поощряете своего ребёнка?
а) материально;
б) морально;
в) сочетаю различные формы поощрения.
6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?
а) покупка одежды;
б) покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка;
в) денежное поощрение;
г) словесные формы поощрения;
д) объятия, поцелуи и т. д.
7. Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?
а) физическое наказание;