Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 22:59, курсовая работа
В настоящее время государственная помощь неполным семьям предоставляется в различных Центрах помощи семье и детям. Деятельность этих Центров направлена на оказание помощи всем категориям проблемных семей. На мой взгляд, необходимо создать Центры, работающие с определенной группой семей, например с неполными семьями.
Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.
Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.
На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость. Наиболее яркий пример эндогамии можно встретить в Индии, где люди различных каст не могут сочетаться браком.
В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.
Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.
Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.
Семьи различаются: [8, с. 56]
- по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (3 и более ребенка);
- по стажу семейной
жизни: молодожены, молодая семья, семья
среднего супружеского
- по географическому признаку: сельская и городская семья;
- по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.
Представляет интерес и деление семьи по иным критериям: [9, с.43]
- аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;
- супружеская семья. В
последние десятилетия
Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.
Дистантная семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).
Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.
По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.
Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.
Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.
1.2. Понятие неполной семьи
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Из всего многообразия нетрадиционных форм брака и семейного жизнеустройства наиболее распространенными сегодня все же являются проживание людей в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и гомогенные (однополые) сексуальные союзы, а также семьи с одним родителем и ребенком (детьми), образовавшиеся после разводов, в результате внебрачного сожительства или случайных половых связей.
Такие формы семейного жизнеустройства в литературе и обиходе получили название неполных семей.
Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать". В целом по России показатель роста неполных семей увеличился с 16,1% до 19,6% в 2002г [4, с.75].
В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.
По данным Госкомстата РФ за 1996-1998гг., 3,8 млн. детей и подростков остались без одного из родителей. Рост числа и доли неполных семей продолжает расти [4, с.75].
Неполные семьи можно классифицировать по различным признакам: по причинам, вследствие которых они образовались; полу родителя; структуре (количеству детей, наличию или отсутствию совместно проживающих родственников); по наличию и мере участия второго родителя в содержании и воспитании детей; по этапу жизненного цикла семьи, который определяется как возрастом одинокого родителя, так и возрастом детей.
Под термином «неполные семьи»
понимаются такие категории семей, в которых
одинокий родитель проживает с ребенком
(детьми) несовершеннолетнего возраста
и несет за него (них) полную ответственность.
Проще говоря, неполная семья – это малая
социальная группа, состоящая из одного
родителя и проживающих вместе с ним детей,
где нет традиционной системы отношений
«мать- отец- ребенок». Они связаны родственными
отношениями, ведением общего хозяйства,
взаимной моральной ответственностью.
Среди неполных семей есть так называемые
прочие семьи, их еще называют неполными
расширенными семьями (брат и сестра без
родителей, бабушки, дедушки и внуки). Возникает
неполная семья в силу разных причин: рождения
ребенка вне брака, смерти одного из родителей,
расторжения брака, либо фактического
распада семейных отношений при их юридическом
сохранении. Соответственно выделяются
основные типы неполной семьи: внебрачная,
осиротевшая, разведенная, распавшаяся.
Различают также отцовскую и материнскую
семьи. Последние составляют абсолютное
большинство среди неполных семей. Воспитание
детей в неполной семье обладает рядом
особенностей. Вследствие отсутствия
одного из родителей, оставшемуся родителю
приходится брать на себя решение всех
материальных и бытовых проблем семьи.
При этом ему необходимо также восполнять
возникший дефицит воспитательного влияния
на детей. Совмещение всех этих задач весьма
затруднительно. Поэтому большинство
неполных семей испытывают материально-бытовые
трудности и сталкиваются с педагогическими
проблемами.
Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но это не означает, что неполная семья обязательно будет являться неблагополучной в воспитательном процессе. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
1.2.Причины формирования неполных семей
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. В настоящее время в России насчитывается более 40 млн. семей... Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).[3; 50]
«Ежегодно каждый третий-четвертый новорожденный становится ребенком из неполной семьи. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и поэтому большое число детей в возрасте 18 лет становится детьми «семей риска».[1, 298]
Возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, риски, связанные с безработицей, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается и на отношениях между детьми и родителями.
Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей: -неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей; -неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей; -неполные семьи по причине смерти одного из родителей; -прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры. Неполные семьи - сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, могут быть самыми разными. Основными причинами увеличения неполных семей являются:
Развод – частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.
Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка.
Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин.
Сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств.
Информация о работе Направление социальной работы с неполными семьями