Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:56, курсовая работа
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни.
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
Важнейшим критерием осознания
и продуктивности профессионального
становления личности является ее способность
находить личностный смысл в профессиональном
труде, самостоятельно проектировать,
творить свою профессиональную жизнь,
ответственно принимать решения
о выборе профессии, специальности
и места работы. Конечно, эти жизненно
важные проблемы возникают перед
личностью в течение всей ее жизни.
Личность же постоянно изменяется,
развивается, значит, на разных стадиях
ее развития одни и те же задачи профессионального
самоопределения решаются по-разному.
Постоянное уточнение своего места
в мире профессий (либо конкретной профессии),
осмысление своей социально-
Можно констатировать, что
перед личностью постоянно
1. Основные моменты профессионального самоопределения личности
Профессиональное
Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Профессиональное
Актуализация
Профессиональное
Повтор (возрастная переидизация личности).
В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют и подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность. Важнейшая
задача этого возраста – выбор
профессии. Это период реалистической
оптации. Профессиональные намерения
подростков диффузны и неопределенны.
Выбор учебно-
Юность. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.
Молодость. Освоение профессиональной
деятельности приводит к развитию следующих
психологических
Актуальным становится профессиональный
рост. Часть сверстников уже добилась
определенных профессиональных достижений.
Но подавляющее большинство
Возможны два пути: либо
оставаться в избранной профессии
и утверждать себя в ней, становиться
профессионалом, либо профессиональная
миграция, означающая смену работы
или профессии. Это наиболее продуктивный
возраст – период реализации себя
как личности, использования своего
профессионального потенциала. Именно
в этом возрасте реализуются жизненные
и профессиональные планы, оправдывается
смысл самого существования человека.
Профессия предоставляет
Все эти профессионально
обусловленные изменения
Наряду с этими психологически
позитивными изменениями
Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28-33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера.
Период относительно спокойной
жизнедеятельности 34-42 года. Женщины
и мужчины примеряются с
Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 лет обусловлены следующими моментами:
- постепенное физическое
старение, ослабление
- изменение жизненного
пространства за счет
- сужение перспектив
2. Профессиональное становление личности
Началом данного процесса
является формирование профессиональных
намерений, которое завершается
осознанным, желанным, а иногда и
вынужденным выбором профессии.
Этот период становления личности получил
название оптации. Особенность социальной
ситуации развития заключается в
том, что юноши и девушки находятся
на завершающем этапе детства
– перед началом
Следующая стадия становления
начинается с поступления в
После окончания учебного
заведения наступает стадия профессиональной
адаптации. Социальная ситуация коренным
образом меняется: новая система
отношений в разновозрастном
производственном коллективе, иная социальная
роль, новые социально-экономические
условия и профессиональные отношения.
Ведущей деятельностью
Профессиональная активность
личности на этой стадии резко возрастает.
Она направлена на социально-профессиональную
адаптацию – освоение системы
взаимоотношений в коллективе, новой
социальной роли, приобретение профессионального
опыта и самостоятельное
По мере освоения профессии
личность все больше «погружается»
в профессиональную среду. Реализация
деятельности осуществляется относительно
устойчивыми и оптимальными для
работников способами. Стабилизация профессиональной
деятельности приводит к формированию
новой системы отношений
Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации.
На этой стадии профессиональная
активность постепенно стабилизируется,
уровень ее проявления индивидуализируется
и зависит от индивидуально-психологических
особенностей личности. Но в целом
каждому работнику присущ свой устойчивый
и оптимальный уровень
И лишь часть работников,
обладающих творческими потенциями,
развитой потребностью в самоосуществлении
и самореализации, переходит на следующую
стадию – профессионального
Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяются следующие стадии:
оптация (формирование профессиональных
намерений, профессиональное самоопределение,
осознанный выбор профессии на основе
учета индивидуально-
профессиональная подготовка
(формирование профессиональной направленности
и системы социально и
профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности);
первичная и вторичная
профессионализация (формирование профессионального
менталитета, интеграция социально
и профессионально важных качеств
и умений в относительно устойчивые
профессионально значимые констелляции,
высококвалифицированное
профессиональное мастерство
(полная реализация, самоосуществление
личности в творческой профессиональной
деятельности на основе относительно
подвижных интегративных
Переход от одной стадии
профессионального становления
к другой означает смену социальной
ситуации развития, изменение содержания
ведущей деятельности, освоения либо
присвоения новой социальной роли,
профессионального поведения и,
конечно, перестройку личности. Все
эти изменения не могут не вызывать
психической напряженности
Информация о работе Направленность личности как фоктор проффесионального образования