Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:56, курсовая работа
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни.
Таким образом, профессиональное
самосознание можно определить как
качество личности, проявляющееся в
направленности субъекта на самого себя
в целях профессионального
Организующими факторами, влияющими
на процесс становления
Развитое самосознание, по мнению Е.А. Климова, - одно из условий формирования оптимального индивидуального стиля в решении трудовых задач, связанного с максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.
Самосознание личности, профессиональное самосознание представляют собой динамичные образования, способные развиваться, изменяться, расширяться (Грановская, 1988; Митина, 1990; Битянова, 1994; Маркова, 1996; и др.), поэтому в процесс профессиональной подготовки в ССУЗе необходимо включать специальную работу по их оптимизации.
Компонентом профессионального самоопределения является, по мнению Е.Г. Ефремова, Н.А. Рыбакова, профессиональная идентификация, которая определяется как "процесс самоотождествления и отождествления себя с другими представителями профессиональной среды (реальными и идеальными), на основании устоявшейся эмоциональной связи и обеспечивающий стабилизацию… профессионального развития" (Ефремов, 2000).
Исследователями обозначаются два уровня профессиональной идентификации - личностный и социальный. На личностном уровне обеспечивается профессиональная самотождественность индивида как субъекта профессиональной деятельности, на социальном уровне формируется социальная и профессиональная позиция за счет отождествления и разотождествления с другими социальными объектами. В качестве основного механизма идентификации рассматривают сопоставление профессиональных образов, интересов, взглядов, ценностей, оценок, моделей поведения, принятой в своей группе с теми, которые не включены в свою общность.
Функциями профессиональной идентификации являются: формирование и обеспечение стабильности профессионального Я индивида; профессиональное развитие человека и его профессиональная социализация; регуляция профессионального поведения (Ефремов, 2000).
Результатом процесса идентификации является профессиональная идентичность личности - качественная определенность профессиональной роли, позиции, способность более или менее однозначно ответить на вопросы "Кто я такой как профессионал?", "В чем суть нашей профессии не как ремесла, но как призвания?" (Василюк, 1997). Профессиональная идентичность выражается в степени отождествления себя с профессиональной ролью или идеальным специалистом, в принятии профессиональных норм и ценностей, в эмоциональном отношении к профессии, в осознании факта самореализации, в сформированности профессионально-потребностной сферы. Объективным показателем профессиональной идентичности является успешность профессиональной деятельности.
В процессе эффективной профессиональной подготовки с ростом профессионального образования растет профессиональная идентичность будущего специалиста. Слабая практическая подготовка, неуверенность в своих профессиональных способностях, неопределенность в профессиональном будущем могут быть причинами кризиса профессиональной идентичности.
Сложность вхождения в профессию заставляет подумать о новых путях профессиональной подготовки студентов. Без усиления профориентационной работы в ССУЗе, без специально организованной работы по самопознанию, формированию у студентов уверенности в своих силах, невозможно подготовить творческого, компетентного специалиста с адекватной профессиональной идентификацией.
Значимым компонентом
профессионального
Обучение, создающее условия,
в основном, для развития познавательной
сферы в ущерб ценностно-
В целом компоненты и структуру
профессионального
Профессиональная Я-концепция, профессиональная идентификация, профессионально-личностная компетентность являются системообразующими факторами формирования профессионального самоопределения личности.
В современных условиях динамично
меняющихся профессиональных технологий
подготовка специалистов высокой квалификации
существенно изменилась в сторону
формирования у них не столько
суммы конкретных знаний, умений, сколько
способности ориентироваться в
сложной обстановке профессиональной
деятельности, гибко встраиваться в
систему постоянно
В педагогическом плане существенно
продвинуться в решении данного
вопроса позволяет личностно-
Существующее введение студентов в специальность сводится лишь к общему ознакомлению с профессией и минимально влияет на процесс профессионального самоопределения, практически не затрагивая механизмов его формирования.
В целях изучения и разрешения
проблем профессионального
4. Модель психолого-педагогических основ формирования профессионально-личностного самоопределения студентов колледжа
1. Исследование специфики
профессионально-личностного
2. Мотивация студентов
к профессионально-личностному
3. Реализация разработанного учебного курса "Введение в специальность":
ознакомление с техникой самопознания, развитие рефлексивных способностей, формирование практических навыков;
расширение самосознания,
исследование индивидуальных
исследование особенностей
жизненной позиции, осознание
социальной роли студента, формирование
учебно-профессиональной
формирование представления
о сущности профессиональной
деятельности, личности профессионала,
профессионально значимых
развитие умения самоанализа
и формирование мотивации к
самосовершенствованию в
прояснение имплицитных
составляющих профессиональных
личностных мифов посредством
работы с образами, символами,
метафорами, активизации образного
мышления, воображения; конкретизация
представлений о
развитие способности целеполагания, планирования будущего через коррекцию уверенности в себе, в достижимости поставленных целей, прояснение ценностно-смысловой сферы;
построение возможных
вариантов личного и
4. Исследование специфики
профессионально-личностного
5. Индивидуальная корректировка
траекторий профессионально-
Модель реализуется поэтапно.
На каждом этапе решается определённая
задача с применением научно обоснованных
психологических и
Задачей начального диагностического
этапа является самопознание индивидуальных
особенностей и профессиональной направленности
личности. Традиционные психодиагностические
средства используются в целях создания
условий для получения
Формирующий этап решает задачу
моделирования планов, жизненной
и профессиональной стратегии в
процессе практической работы. Активный
характер используемых методов способствует
динамике мотивационного и познавательного
компонентов профессионально-
Завершающий диагностический
этап имеет целью проанализировать
персональный результат каждого
студента, оценить динамику его профессионально-
Этап корректировки
~ ~
Информация о работе Направленность личности как фоктор проффесионального образования