Направленность личности как фоктор проффесионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни.

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 53.06 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, профессиональное самосознание можно определить как  качество личности, проявляющееся в  направленности субъекта на самого себя в целях профессионального самоопределения, соотнесении требований профессий  со своими возможностями, осознании  себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.

 

Организующими факторами, влияющими  на процесс становления профессионального  самосознания, являются: социальная ориентация (желаемый образ жизни, социальные ценности и социальный идеал) (Митина, 1998); отнесение  себя к профессиональной общности людей, обусловливающее взаимоподдержку и взаимовыручку; представления о себе в рамках патриотического самосознания - как гражданина своей страны, в рамках планетарного самосознания - как осознание причастности ко всему человечеству; космического сознания - как сознания своей причастности к универсуму и осознание себя как его индивидуального проявления (Маркова, 1996; Сапогова, 1998); в историческом контексте - сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности (Климов, 1996; Маркова, 1996; Долгополов, 1996).

 

Развитое самосознание, по мнению Е.А. Климова, - одно из условий  формирования оптимального индивидуального  стиля в решении трудовых задач, связанного с максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.

 

Самосознание личности, профессиональное самосознание представляют собой динамичные образования, способные развиваться, изменяться, расширяться (Грановская, 1988; Митина, 1990; Битянова, 1994; Маркова, 1996; и др.), поэтому в процесс профессиональной подготовки в ССУЗе необходимо включать специальную работу по их оптимизации.

 

Компонентом профессионального  самоопределения является, по мнению Е.Г. Ефремова, Н.А. Рыбакова, профессиональная идентификация, которая определяется как "процесс самоотождествления и отождествления себя с другими представителями профессиональной среды (реальными и идеальными), на основании устоявшейся эмоциональной связи и обеспечивающий стабилизацию… профессионального развития" (Ефремов, 2000).

 

Исследователями обозначаются два уровня профессиональной идентификации - личностный и социальный. На личностном уровне обеспечивается профессиональная самотождественность индивида как субъекта профессиональной деятельности, на социальном уровне формируется социальная и профессиональная позиция за счет отождествления и разотождествления с другими социальными объектами. В качестве основного механизма идентификации рассматривают сопоставление профессиональных образов, интересов, взглядов, ценностей, оценок, моделей поведения, принятой в своей группе с теми, которые не включены в свою общность.

 

Функциями профессиональной идентификации являются: формирование и обеспечение стабильности профессионального  Я индивида; профессиональное развитие человека и его профессиональная социализация; регуляция профессионального  поведения (Ефремов, 2000).

 

Результатом процесса идентификации  является профессиональная идентичность личности - качественная определенность профессиональной роли, позиции, способность  более или менее однозначно ответить на вопросы "Кто я такой как  профессионал?", "В чем суть нашей профессии не как ремесла, но как призвания?" (Василюк, 1997). Профессиональная идентичность выражается в степени отождествления себя с профессиональной ролью или идеальным специалистом, в принятии профессиональных норм и ценностей, в эмоциональном отношении к профессии, в осознании факта самореализации, в сформированности профессионально-потребностной сферы. Объективным показателем профессиональной идентичности является успешность профессиональной деятельности.

 

В процессе эффективной профессиональной подготовки с ростом профессионального  образования растет профессиональная идентичность будущего специалиста. Слабая практическая подготовка, неуверенность  в своих профессиональных способностях, неопределенность в профессиональном будущем могут быть причинами  кризиса профессиональной идентичности.

 

Сложность вхождения в  профессию заставляет подумать о  новых путях профессиональной подготовки студентов. Без усиления профориентационной работы в ССУЗе, без специально организованной работы по самопознанию, формированию у студентов уверенности в своих силах, невозможно подготовить творческого, компетентного специалиста с адекватной профессиональной идентификацией.

Значимым компонентом  профессионального самоопределения  учащегося является его профессионально-личностная компетентность - владение учащимся определенным набором знаний, умений, навыков  в профессиональной области и  способность применять их в тех  пределах, которые предусмотрены  образовательной программой, а также  способностью мобильно приспосабливаться  к изменяющимся условиям профессии. Спецификой профессиональной компетентности современного специалиста является его обращенность в будущее (вероятностное  самоопределение), способность к  самоорганизации и дальнейшему  самостоятельному совершенствованию  своего профессионализма, понимание  им перспективы профессионально-личностного  роста и адекватное оценивание в  этом аспекте своей личности. Особенностями  личностной компетентности специалиста  являются качества адаптивно-толерантной  личности, позволяющие гибко реагировать  на происходящие изменения в системе  общественных производственных отношений, планировать свою профессиональную карьеру и сохранить при этом свою уникальность и неповторимость.

Обучение, создающее условия, в основном, для развития познавательной сферы в ущерб ценностно-эмоциональному восприятию мира, ведет к однобокому формированию специалиста со "знаниевым мышлением", эрудированного, но не компетентного (не умеющего делать) человека. Задачи модернизации образования не могут быть решены лишь в контексте реализации когнитивной функции профессионального обучения. Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, рефлексивностью и др., могут быть сформированы в личностно ориентированной системе обучения, для реализации которой необходимо создать условия для выхода на индивидуальную траекторию профессионально-личностного развития учащегося, его самовыражения, возможности реализовать себя в познании, общении, деятельности, актуализировать свой неповторимый, индивидуальный потенциал. Успешное оспособление (Г.П.Щедровицкий) знаний происходит, если студент к ним неравнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл. Это возможно, если педагогом созданы условия для стимулирования у студентов ценностного субъективного отношения к овладению знаниями. В индивидуальном сознании знания приобретают "личностную окраску", когда учебная ситуация преобразуется в личностно-ценностную, а учебная информация из обезличенной превращается в значимую для студента.

 

В целом компоненты и структуру  профессионального самоопределения  можно представить в виде схемы:

 

Профессиональная Я-концепция, профессиональная идентификация, профессионально-личностная компетентность являются системообразующими факторами формирования профессионального самоопределения личности.

 

В современных условиях динамично  меняющихся профессиональных технологий подготовка специалистов высокой квалификации существенно изменилась в сторону  формирования у них не столько  суммы конкретных знаний, умений, сколько  способности ориентироваться в  сложной обстановке профессиональной деятельности, гибко встраиваться в  систему постоянно обновляющихся  требований к профессионалу. Задачей  профессионального образования  сегодня является обеспечения условий  подготовки такого специалиста, способствующих оптимизации его профессионального  самоопределения. При этом, с одной  стороны, необходимо удовлетворить  социальный заказ на качество специалиста, с другой - важно сохранить уникальность его личности, заложить потенциал  профессионально-личностного развития, способности к самоорганизации, адаптивно-толерантных способностей.

 

В педагогическом плане существенно  продвинуться в решении данного  вопроса позволяет личностно-ориентированное  профессиональное обучение, к целевым  ориентациям которого относится  помощь в самоопределении и самореализации личности. Выход на индивидуальные траектории развития, обеспечивающие оптимизацию соотношения процессов  социализации и индивидуализации, дает возможность создания условий для  формирования личности, имеющей многовариативный образ профессионального будущего, готовой мобильно реагировать на происходящие изменения в системе общественных производственных отношений и сохранившей при этом свою уникальность и неповторимость.

 

Существующее введение студентов  в специальность сводится лишь к  общему ознакомлению с профессией и  минимально влияет на процесс профессионального  самоопределения, практически не затрагивая механизмов его формирования.

 

В целях изучения и разрешения проблем профессионального самоопределения  студентов колледжа нами разработана  модель психолого-педагогических основ  формирования профессионально-личностного  самоопределения студентов колледжа.

 

 

4. Модель психолого-педагогических основ формирования профессионально-личностного самоопределения студентов колледжа

 

1. Исследование специфики  профессионально-личностного самоопределения  студентов при помощи диагностического  инструментария, на основании которого  осуществляется индивидуальное  планирование профессионального  будущего. (выстраивается индивидуальная  траектория развития профессионального  самоопределения студента в процессе  работы в рамках учебного курса  или всего процесса профессиональной  подготовки?).

 

2. Мотивация студентов  к профессионально-личностному самоопределению.

 

3. Реализация разработанного  учебного курса "Введение в  специальность":

 ознакомление с техникой  самопознания, развитие рефлексивных  способностей, формирование практических  навыков;

 расширение самосознания, исследование индивидуальных особенностей  самооценки, формирование адекватной, положительной самооценки;

 исследование особенностей  жизненной позиции, осознание  социальной роли студента, формирование  учебно-профессиональной мотивации;

 формирование представления  о сущности профессиональной  деятельности, личности профессионала,  профессионально значимых личностных  качеств, компетентности специалиста  в процессе работы с профессионально-личностной  моделью выпускника; прояснение  профессиональных установок;

 развитие умения самоанализа  и формирование мотивации к  самосовершенствованию в процессе  работы с Я-концепцией;

 прояснение имплицитных  составляющих профессиональных  личностных мифов посредством  работы с образами, символами,  метафорами, активизации образного  мышления, воображения; конкретизация  представлений о профессиональных  предпочтениях;

 развитие способности  целеполагания, планирования будущего через коррекцию уверенности в себе, в достижимости поставленных целей, прояснение ценностно-смысловой сферы;

 построение возможных  вариантов личного и профессионального  будущего, планирование индивидуальной  профессиональной карьеры, коррекция  жизненной стратегии посредством  конструктивно-познавательной деятельности.

 

4. Исследование специфики  профессионально-личностного самоопределения  студентов при помощи диагностического  инструментария, на основании которого  осуществляется анализ особенностей  ее динамики: самооценки, степени  готовности к осуществлению профессиональной  деятельности, развитости толерантно-адаптивных  способностей, особенностей профессионального  личностного мифа, индивидуальной  стратегии профессионального самоопределения.

 

5. Индивидуальная корректировка  траекторий профессионально-личностного  роста студента через коррекцию  педагогических условий (применение  методов исследовательских проектов  студентов, как по специальным,  так и по общеобразовательным  дисциплинам, выполняемых в профессиональном  аспекте; акцентирование профессиональной  значимости конкретной учебной  дисциплины в предметной педагогической  деятельности педагогов, реализация  личностно-ориентированного профессионального  обучения).

 

Модель реализуется поэтапно. На каждом этапе решается определённая задача с применением научно обоснованных психологических и педагогических технологий.

 

Задачей начального диагностического этапа является самопознание индивидуальных особенностей и профессиональной направленности личности. Традиционные психодиагностические средства используются в целях создания условий для получения студентами новой информации о себе, для размышления  ими о себе и своей жизни, для  формирования установки на профессионально-личностный рост.

 

Формирующий этап решает задачу моделирования планов, жизненной  и профессиональной стратегии в  процессе практической работы. Активный характер используемых методов способствует динамике мотивационного и познавательного  компонентов профессионально-личностного  самоопределения студентов.

 

Завершающий диагностический  этап имеет целью проанализировать персональный результат каждого  студента, оценить динамику его профессионально-личностного  самоопределения.

 

Этап корректировки педагогических условий заключается в разработке рекомендаций по оптимизации процесса профессионального обучения на основании  индивидуальных особенностей профессионально-личностного  самоопределения студентов.

~ ~


Информация о работе Направленность личности как фоктор проффесионального образования