Наркомания и токсикомания в подростковом возрасте их причины и профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть понятие наркомании и причины ее распространения среди подростков как психолого-педагогическую проблему.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Наркомания и токсикомания в подростковом возрасте…………………………………………………………………….... 6-23
Сущность и содержание понятий «наркомания» и «токсикомания»……………………………………………….. 6-12
1.2.Факторы и причины наркомании и токсикомании среди подростков…………………………………………………………… 13-18
Психолого-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков……..………………………19-22
Глава II. Эмпирическое исследование склонности подростков к наркомании……………………………………….50
2.1. Процедура проведения исследования……………….…………. 24-25
2.2. Результаты исследования………….……………………………..26-49
Заключение……………………………………………………………………… 50

Файлы: 1 файл

введение 1.docx

— 52.74 Кб (Скачать файл)

Совершенно точно можно  сказать, что наркомания и токсикомания – это зависимость. В психологии всегда существовало множество теорий, пытающихся как-то объяснить возникновение и развитие зависимости. Но лишь недавно – не более 15-17 лет назад – психологи занялись изучением существующих у человека стремлений заместить свою духовную неполноту химическими веществами, материальными объектами, психическими процессами или человеческими отношениями, обозначив это стремление термином «созависимость».

Что же такое созависимость? Наиболее полным пока является определение, данное на 1-й Конференции по созависимости (США, Аризона, 1989): «Созависимость – это устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных (т.е. ставших неуправляемыми) форм поведения и от мнения других людей, формирующееся при попытках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность» (имеется в виду, что эти попытки реализуются заведомо неверным путем). Есть и другие определения этого явления, в которых подчеркиваются различные его аспекты, например:

• чувство патологического стыда из-за отверженности, являющейся участью каждого человека в неблагополучной семье;

• потеря собственной внутренней реальности и зависимости от реальности внешней;

• чрезмерная озабоченность чем-то или кем-то и чрезвычайная зависимость – эмоциональная, социальная, иногда даже физическая от этого человека, процесса или явления;

• «семейственность» этого явления, то есть наличие созависимых особенностей у многих (если не у всех) членов семей, где есть химическая зависимость;

• остановка развития собственного «Я» и чрезмерно сильное реагирование на происходящее вокруг при недостаточности реакций на происходящее внутри нас;

• болезненная привязанность к отношениям с кем-либо и к проблемам, которые эти отношения вызывают;

• долговременное подчинение человека жестким правилам, не допускающим открытого выражения чувств и непосредственного обсуждения внутренних и межличностных проблем;

• попытки воссоздать отношения родителя и ребенка во всех других значимых для созависимого человека отношениях и т.д.

Подводя итог вышесказанному, нужно сказать, что сегодня определение  наркомании в официальной наркологии устарело. В реальной жизни к наркомании приравнивается не только токсикомания, но и употребление отдельных видов  медикаментов. К тому же,  в основе наркомании лежит созависимость, что делает ее опасной не только по социальным, медицинским показателям, но еще и опасной с точки зрения психологии. Наркомания, в том числе токсикомания – болезненная зависимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Факторы и причины наркомании и токсикомании среди подростков.

Родителям и учителю важно  знать не только, что такое наркотики  и наркомания, но и те обстоятельства, в связи с которыми у подростка возникает наркомания. Ведь не каждый человек, испытавший на себе воздействие наркотических веществ становится наркоманом. Существует много обстоятельств, от которых зависит, быть наркомании у подростка или он только немного постоит на краю наркоманической бездны, отвернется и пойдет дальше по дороге жизни обогащенный еще одним знанием. Что же это за обстоятельства? Ведь любой ребенок-подросток может заболеть наркоманий, так же как и любой взрослый. Но есть люди, у которых наркомания развивается с большей легкостью по сравнению с другими людьми. Объясняется это рядом обстоятельств, которые принято называть "Факторами риска".

Факторы риска не возникают  сами по себе, для их формирования необходима определенная почва. Чаще такой почвой является биологическая недостаточность  или некомфортный социо-психологический климат, в котором развивается ребенок.

Однозначно, на вопрос о причине  приема наркотиков не может ответить никто. Во всяком случае, известно совершенно точно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Наркоманы  встречаются среди всех слоёв  общества в любых семьях, любых  учебных заведениях, независимо от их элитности. 
Большинство исследователей этой проблемы давно пришли к выводу, что наркотики, как нелегальные (героин и марихуана), так и легальные (табак и алкоголь), являются не симптомом конкретного заболевания, а "симптомом" культуры, "симптомом" психологического состояния общества.[10]. Сегодняшние подростки оказываются в обществе, где прием наркотических веществ не только не считается зазорным, но и приветствуется. Виноваты в этом государство, так как не проводится должной антинаркотической политики, школа, так как не проводится должной работы по профилактике наркотической зависимости, не организовывается досуг школьников, и, прежде всего, ближайшее окружение ребенка – его семья.

В России с каждым годом  растет число неполных и дезадаптированных семей. Многие семьи не являются благополучными, так как в этих семьях ребенок не получает должного внимания, воспитания, заботы. Вот, например, вполне благопристойная семья, где отец целиком поглощен своей работой. Неважно, каковы мотивы этой сверхзанятости – увлеченность своим делом, производственная необходимость или банальное стремление заработать побольше денег. Эта семья – несомненно неблагополучна. И очень часто ее неблагополучие проявляется в детях, в частности – в обнаруживающихся у них проблемах с наркотиками.

Вот семья, где очень милые  родители, но матери часто случается  раздражаться – либо потому, что  ребенок слишком много капризничает, утомляя этим мать, либо из-за того, что ей не удается как следует высыпаться, и она, дабы снять раздражительность и лучше спать, принимает «легкие» успокаивающие или снотворные средства. Эта семья также неблагополучна. И здесь неблагополучие этой семьи может в конце концов проявиться в наркомании у ребенка, ставшего подростком или юношей.

Какими же признаками характеризуется  неблагополучная семья? Вот только некоторые из них:

    • любая форма зависимости у кого-либо из членов семьи. Это не только явные и порицаемые обществом формы зависимости – наркомания или алкоголизм, но и такие ее виды, которые подчас не осознает даже сам страдающий такой зависимостью человек: например, зависимость от работы или от отношения к другому человеку;
    • неполная семья. Неполнота семьи – это неблагополучность уже сама по себе, точно так же, как, например, отсутствие руки у человека ограничивает его функции, и такая ограниченность совершенно не зависит от душевных, нравственных качеств этого человека. И любая неполная семья – неблагополучна, независимо от причин ее неполноты, от существующих отношений между ее оставшимися членами или от достоинств самих этих членов. Неважно, почему именно семья стала неполной – ушел ли один из супругов, погиб ли он в катастрофе, на войне, умер ли от болезни – во всех таких случаях семья лишается возможности во всей полноте выполнить свои функции;
    • длительная и тяжелая соматическая или психическая болезнь кого-либо из членов семьи. Как и предыдущие, этот фактор определяет выключенность человека из семейной жизни во всей ее полноте – хотя, разумеется, при хороших отношениях в семье психологически это может почти не ощущаться;
    • наличие в семье «секрета», «тайны». Этот признак относится уже не столько к причинам дисфункции, как предыдущие, сколько к следствиям, симптомам неблагополучия. Впрочем, «секрет», из какой бы области он ни был: работа отца, прошлые любовные похождения матери или национальность бабушки, – это всегда не только признак отсутствия полной доверительности в отношениях, но и фактор, который эту доверительность ограничивает.

Характерными признаками неблагополучной семьи могут  служить также установленные  в ней негласные правила. Вот  некоторые из них:

    • не говорить о своих проблемах;
    • не выражать открыто своих чувств;
    • избегать прямых высказываний, стремиться к выражению своих мыслей иносказаниями, а своих потребностей – через манипуляции;
    • привычка строить нереальные планы и возлагать на людей или обстоятельства несбыточные надежды;
    • «Делай, как я говорю... – не как я делаю»;
    • играть, развлекаться – это плохо;
    • «не выносить сор из избы» и «не раскачивать лодку» – т.е. не вспоминать о тех проблемах, о которых всем удалось хотя бы на время забыть.

Еще один из очень ярких  признаков неблагополучия в семье  – роли, которые играют в них  члены. И такие роли – не только признак, но и механизм формирования неблагополучия в семьях. Ведь описанная выше созависимость наиболее ярко и полно проявляется у человека в его отношениях с другими людьми, прежде всего — с ближайшими родственниками (супругом, детьми, родителями, братьями или сестрами) и друзьями.

А вот какие роли играют в неблагополучных семьях дети:

«Гордость семьи», «семейный  герой». Ребенок, играющий подобную роль – олицетворение надежд семьи. Он отличник в школе, занимается спортом, музыкой, иностранными языками, участвует во всевозможных кружках и секциях. Его успехи служат как бы оправданием для семьи, дают ей возможность обрести ценность в собственных глазах. Отличается высокой самодисциплиной. Привык не показывать своих истинных чувств, хотя обычно внутри у него бушуют тщательно сдерживаемые эмоции, иногда прорывающиеся наружу. Он принимает на себя ответственность за проблемы других людей в подсознательных попытках уйти тем самым от ответственности за решение проблем собственных. Несмотря на «блестящую» видимость, проблемы с наркотиками или с алкоголем зачастую возникают и у таких детей, хотя как правило, на поверхность они выходят позже.

«Трудный ребенок», «козел отпущения». Чувствуя недостаток родительского внимания к себе, этот ребенок стремится завоевать его чем угодно – пусть даже непослушанием, дурными поступками, открытым бунтом. Не имея настоящего семейного тепла, пытается получить его, формируя суррогатные семейные отношения внутри компании сверстников, часто становясь вожаком дворовых компаний. Его роль позволяет другим членам семьи отвести внимание от реально существующих в семье проблем, например, от пьянства отца. По сравнению с «трудным ребенком» отец выглядит не таким уж и плохим, и всегда есть кого обвинить во всех семейных бедах, кем оправдать все свои трудности. В подростковом и более старшем возрасте привычка бунтовать может выразиться в форме употребления алкоголя или наркотиков.

«Одинокий ребенок», «потерянный  ребенок». Он с раннего детства уходит от скандалов в семье в мир своих фантазий, книг, игрушек, вымышленных друзей. Спокоен, редко капризничает (хотя часто поступает по-своему), застенчив, склонен к уединению. Служит эмоциональным подкреплением для семьи, поскольку является единственным ее членом, не создающим никаких внешних проблем. Для него характерна гиперответственность, т.е. стремление принимать на себя ответственность за других людей, пытаясь таким способом уйти от ответственности за решение собственных проблем.

«Шут», «клоун». Он привык прятать свою боль, свои страхи, напряжение, неуверенность за маской шута. Своим шутовством он отводит от себя гнев окружающих, а иногда и вносит разрядку в семейные конфликты. Главный мотив такого поведения – страх. Глубинный смысл его роли для семьи состоит в том, что он отвлекает внимание от проблем, помогая спрятаться от них, избежать необходимости решать эти проблемы. Вырастая, он пытается веселить всех вокруг бесконечными шутками и анекдотами, часто бывая «душой компании», но близких друзей у него обычно не бывает, потому что искренних, открытых отношений с людьми он боится, опасаясь быть отвергнутым.

Мы видим, что каждый ребенок  из неблагополучного семейства имеет свои серьезные проблемы, в том числе психологические. Из проблем в семье вытекают проблемы в обществе и, прежде всего, в самом себе.

 В подростковом возрасте  у еще ребенка начинает формироваться  система ценностей, мировосприятие. Подросток начинает критично  относиться к себе самому и  окружающим. На первый план выходит  критика своего тела, появляются  кумиры и идеалы, к которым  нужно стремиться. Не менее важным  в этом возрастном периоде  становится то, что подросток  стремиться утвердиться в обществе, конкретной группе, получить уважение. Пути для достижения вышеназванных  целей каждый выбирает разные. Но все чаще главный путь  для «достижения желаемого» - наркомания.

Психологические факторы  наркомании определяют индивидуальный процесс приобщения подростка к  наркотикам. Этот процесс включает последовательность поступков и выборов, которые молодой человек совершает наедине с собой или в общении с другими людьми, что в конечном итоге приводит к психической и физической зависимости от наркотика. Психологических причин также несколько, среди которых можно назвать следующие:

- неправильное воспитание  в семье, 

- вовлеченность в группу  сверстников, употребляющих наркотики, 

- антисоциальное поведение,

- дезадаптированность к учебному процессу,

- личностные характеристики.

Подводя итог вышесказанного, можно говорить о множестве причин наркомании среди подростков, но основными  являются две: отношения в семье  и коллективе( социальные причины) и личностное поведение подростка( психологические причины). Родители всегда ссылаются на «дурную компанию», в которую вовлечен подросток, и винят во всем группу сверстников. Это, конечно, немаловажный фактор, но не стоит забывать и о том, что если бы дома, в семье все было бы хорошо, подросток не проводил столько времени на улице, в окружении сверстников. Поэтому родители, в первую очередь, являются виновниками наркозависимости ребенка-подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Психолого-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков

Вопросы формирования наркотической  зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное  внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время  как 5-7% от всех подростков уже имеют  опыт хотя бы разового употребления наркотиков.[14].

Информация о работе Наркомания и токсикомания в подростковом возрасте их причины и профилактика