Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:31, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть понятие наркомании и причины ее распространения среди подростков как психолого-педагогическую проблему.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Наркомания и токсикомания в подростковом возрасте…………………………………………………………………….... 6-23
Сущность и содержание понятий «наркомания» и «токсикомания»……………………………………………….. 6-12
1.2.Факторы и причины наркомании и токсикомании среди подростков…………………………………………………………… 13-18
Психолого-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков……..………………………19-22
Глава II. Эмпирическое исследование склонности подростков к наркомании……………………………………….50
2.1. Процедура проведения исследования……………….…………. 24-25
2.2. Результаты исследования………….……………………………..26-49
Заключение……………………………………………………………………… 50
Данный факт свидетельствует о том, что надо предпринимать комплекс мер по профилактике наркомании среди молодежи и, прежде всего, среди подростков.
Во второй половине 90-х
гг. в список «вредных привычек», профилактикой
которых традиционно занималась
школа, была добавлена еще одна «новая»
- наркомания (или вернее наркомания
и токсикомания). Отсутствие стратегических
и тактических представлений
о целях и методах профилактики
наркомании в школе, ограниченность
внутренних ресурсов школы, на которые
она преимущественно опиралась,
обострение противоречий между новейшими
ценностными трансформациями и
консервативными
Профилактика наркомании в школе охватывает учеников, их родителей, а также учителей. На учебный год составляется «целый план: цикл бесед, лекций с детьми, с родителями, с классными руководителями». Но основу «антипропаганды наркотиков» в школе составляют мероприятия, формулируемые районными, городскими и областными структурами, которые «спускаются» сверху зачастую в форме «интенсива» (так называемые декады, месячники «Без наркотиков», «Против наркотиков» и т.п.). Эти акции являются частью обширной пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
Выделяют три направления деятельности педагога-психолога по профилактике наркомании:
1.работа со школьниками;
2.работа с родителями;
3.работа с педагогами.
В рамках первого направления проводятся классные часы психологии общения с учащимися 5-11 классов. Цель данной работы - формирование психологической устойчивости подростков к асоциальному поведению, к различным видам социальной сознательности. Для более плодотворной работы на классных часах используются: интересные тесты, нестандартные анкеты. Школьникам нравятся сюжетно - ролевые игры, игры с элементами тренинга.
Анализируя первое и второе направление профилактической работы по наркомании несовершеннолетних, выделяют основные методы психолого-педагогического воздействия на формирование формально-нравственной личности подростков. Очень важным является семейное консультирование. На семейном консультировании практикуются разные методы: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий родителей, их расположенность к ребенку, к его проблемам. Хорошо себя зарекомендовали регулярно проводимые общешкольные родительские собрания, по различной тематике, вопросам обучения и воспитания школьников.
К профилактической работе по наркомании привлекают различных специалистов: врача-нарколога, представителей по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, работников полиции и прокуратуры. Данные мероприятия лучше проводить за «круглым столом». Во время проведения «круглых столов» родители и учащиеся получают ответы на многие вопросы, которые ставит перед ними жизнь.
Третье направление
Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» антинаркогенных барьеров, воспитания личностной
устойчивости к наркогенному соблазну.Сегодня в школе есть предметы, которые позволяют системно вести разговор о вреде наркотических средств. Например, ОБЖ, валеология.
На основе высказанных положений можно сформулировать алгоритм решения проблемы и основанные направления антинаркотической профилактики.
Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготовки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.
Во-вторых, необходимо в экстренном порядке отработать реальные механизмы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консультативных пунктов. Они должны на профессиональном уровне обеспечить семьям первичную помощь, они должны стать посредниками между семьей и специалистами.
В-третьих, нужно найти достойное место в общеобразовательных программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней.
В-четвертых, необходимо обеспечить реальную социальную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры, комиссии по защите прав несовершеннолетних).
Первичная профилактическая помощь должна опираться на школьную психологическую службу, на центры психолого-педагогической реабилитации, на сеть консультативных пунктов для детей и подростков.
Формируя убеждение о
вреде наркотических веществ, нужно
постоянно помнить, что нельзя работу
строить на методах запугивания,
без глубокого разъяснения
В просветительской работе не следует давать подробные сведения о наркотиках, о том, где и как они произрастают, как их изготавливают. Профилактическую работу с подростками следует вести педагогически мудро. Особенно важно раскрыть влияние на мозг и подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. «Важно донести до сознания подростка, что порабощенность наркотикам ведет к утрате жизненных перспектив, деградации личности. Убедить в том, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций».[12].
Эффективность профилактической работы определяется тем, насколько точно она ориентирована на конкретную личность, соответствует ли уровню ее развития, установкам, ожиданиям, стремлениям, интересам, учитывает ли мировоззрение, ценностные критерии, верования, привычки, стереотипы. Чтобы быть действенной, профилактическая работа должна строиться с учетом психологии поведения, психологии мышления, психологии массового и индивидуального сознания.
Применяемые сегодня в
целях профилактики и борьбы с
наркоманией разнообразные
Информация о работе Наркомания и токсикомания в подростковом возрасте их причины и профилактика