Нарушение внмания у детей с гиперактивностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- выявление нарушения внимания у заболевшего ребенка.
Достижение поставленной цели обусловливает решение ряда задач:
- изучить понятие общей характеристики внимания;
- выявить нарушения внимания у детей;
- охарактеризовать психологическое тестирование внимания;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Внимание…………………………………………………………….......5
Общая характеристика внимания…………………………………................5
Нарушение внмания у детей с гиперактивностью………………….............9
Разрушение внимания в виде рассеяности и отвлеченности………….....13
Глава II. Психологическое тестирование внимания………………………….16
2.1 Тест «Тест «Кольца».……………..................................................................16
2.2 Тест «Цифровая таблица»…………………………………………..………16
Заключение…………………………………………………………………...….17
Список использованной литературы……………………………………….......18
Приложения……………………………………………………………………...19

Файлы: 1 файл

Государственное автономное образовательное учреждение.docx

— 209.53 Кб (Скачать файл)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 
БЕЛЕБЕЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

Изменения характеристики внимания у заболевшего ребенка

Реферативная работа по ОП.09. Психология

Специальность 060501

Сестринское дело (базовый уровень подготовки)

 

Выполнила: студентка группы 3М11

Филимонова Е.В.

Руководитель: Попенко С.В

Преподователь дисциплины

ОП.09.Психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белебей,2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Внимание…………………………………………………………….......5

    1. Общая характеристика внимания…………………………………................5
    2. Нарушение внмания у детей с гиперактивностью………………….............9
    3. Разрушение внимания в виде  рассеяности и отвлеченности………….....13

Глава II. Психологическое тестирование внимания………………………….16

2.1 Тест «Тест «Кольца».……………..................................................................16

2.2 Тест «Цифровая таблица»…………………………………………..………16

Заключение…………………………………………………………………...….17

Список использованной литературы……………………………………….......18

Приложения……………………………………………………………………...19

 

 

 

 

Введение

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в  отношениисущности и права на самостоятельное рассмотрение  которых  среди  психологовдо сих пор нет согласия, несмотря на то, что его  исследования  ведутся  ужемного веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого  процессавнимания не существует, что  оно  выступает  лишь  как  сторона  или  моментлюбого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет  собой  вполне  независимое  психическоесостояние  человека,  специфический   внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы “жертвует собой” ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию - контроль и регуляцию деятельности.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствуете том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Объект исследования – заболевший ребенок.

Предмет исследования – нарушение характеристики внимания

Цель исследования- выявление нарушения внимания у заболевшего ребенка.

Достижение поставленной цели обусловливает решение ряда задач:

- изучить понятие общей характеристики внимания;

- выявить нарушения внимания у детей;

- охарактеризовать психологическое тестирование внимания;

- описать тест «На уровень внимания у школьников в 3-4 классах»;

- описать тест «Объем кратковременной памяти».

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава I. Внимание

1.1Общая характеристика внимания

Внимание – это упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач1. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое - поддержку общего уровня настороженности. Свойства. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других. Оно является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека. К.Д. Ушинский писал: “Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”.

 Специфическое значение  внимания как выражения отношения  личности к объекту сделало  это понятие особенно дискуссионным. Представители английской эмпирической  психологии – ассоционисты –  вовсе не включали внимание  в систему психологии, для них  не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления  и их ассоциации; поэтому для  них не существовало и внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в. понятие  внимания начинает играть все  большую роль. Оно служит для  выражения активности сознания  и используется как корректив  к ассоциативной психологии, сводящей  сознание к механическим связям  ощущений и представлений. Но  при этом внимание по большей  части мыслится как внешняя  по отношению ко всему содержанию  сила, которая извне формирует  данный сознанию материал.Поскольку  во внимании выражается отношение  личности к объекту, на который направлено еесознание, значимость этого объекта для личности имеет основное значение "для привлечения к нему внимания.

Не подлежит сомнению, что привлечение внимания к тому или иному объекту связано и с силой исходящих от него раздражении, как это обычно подчеркивается в традиционной механистической теории внимания. Сильный, резкий звук, яркий цвет, вообще интенсивное раздражение – при прочих равных условиях – скорее привлечет к себе внимание, чем более слабое раздражение. Однако решающее значение имеет, в конечном счете не столько сама по себе сила или интенсивность раздражителя, сколько относительная значимость соответствующего объекта для данного субъекта. Сосредоточенные на каком-нибудь деле, мы сплошь и рядом не обращаем внимания на очень сильные раздражители, не имеющие отношения к тому, чем мы заняты, – на сильные посторонние шумы и т.п., между тем как малейшая деталь, имеющая отношение к тому, чем мы заняты, и представляющая для нас интерес, привлечет наше внимание. Ученый, заинтересованный какой-нибудь проблемой, сразу обратит внимание на, казалось бы, мелкую деталь, которая ускользнет от внимания другого человека, не проявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразу подметит малейшие оттенки в поведении ее ребенка, которые ускользнут от внимания постороннего безразличного наблюдателя2.

 Относительная значимость  впечатления существенно зависит  от направленности интересов. Внимание  является в большей мере функцией  интереса. Оно поэтому связано  с потребностями личности, с ее  устремлениями и желаниями, с  общей ее направленностью, а также  с целями, которые она себе  ставит.

 В интересах, обусловливающих  внимание, сочетаются и эмоциональные, и интеллектуальные моменты. То, что непосредственно связано  с интересом, приобретает в силу  этой связи эмоциональную окраску; в свою очередь то, что связано  с нашими эмоциями, с чувствами, может в силу этого приобрести      интерес. Эмоциональные моменты оказывают значительное влияние на направление нашего внимания. Но интерес всегда включает не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты. 3Именно единство и взаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментов определяет сущность интереса. То, что нам только эмоционально привлекательно, может вызвать у нас просто склонность, желание обладать соответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам еще неизвестно. Интерес – это желание узнать еще что-то об объекте. Он поэтому возбуждается проблематичностью, неизвестностью, наличием каких-то задач. Интересно то, чего мы еще не знаем и что уже хотим узнать. Интересно то, что еще не исчерпано, не до конца изведано. Интересен человек, который для нас еще не исчерпан.

Функции внимания:

    1. Отбор значимых воздействий;
    2. Игнорирование не существующих воздействий;
    3. Регуляция деятельности относительно цели.

Свойства внимания:

Устойчивость-внимания проявляется в способности в течение длительноговремени  сохранять состояние  внимания  на  каком-либо  объекте, предметедеятельности, не отвлекаясь и не ослабляя  внимание.

Устойчивость  вниманияможет определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальнымифизиологическими особенностями человека, в частности со свойствами  нервнойсистемы,  общим  состоянием  организма в данный  момент  времени;   другиехарактеризуют психические состояния (возбужденность,  заторможенность  и  т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или  отсутствием  интереса  кпредмету деятельности, значимостью для личности),  четвертые  —  с  внешнимиобстоятельствами осуществления деятельности.

Люди со слабой нервной системой или  перевозбужденные  могут  довольнобыстро утомляться, становиться  импульсивными.  Человек,  который  не  оченьчувствует  себя  физически,  также,  как  правило,   характеризуетсянеустойчивым вниманием.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество  –рассеянность)проявляется в  различиях,  которые  имеются  в  степени  концентрированностивнимания на одних объектах и его отвлечении от других. 4Человек,  к  примеру,может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь  интересной  книги,на  занятии  каким-либо  увлекательным  делом  и  не  замечал  ничего,   чтопроисходит вокруг. При этом его  внимание  может  быть  сконцентрировано  наопределенной части читаемого  текста,  даже  на  отдельном  предложении  илислове,  а  также   более   или   менее   распределено   по   всему   тексту.

Сосредоточенность внимания иногда  называют  концентрацией,  и  эти  понятиярассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с  одного  объектана другой,  с  одного  вида  деятельности  на  иной.  Данная  характеристикачеловеческого внимания проявляется в скорости, которой он  может  переводитьсвое внимание с одного объекта на другой, причем такой  перевод  может  бытькак непроизвольным так и произвольным.  В  первом  случае  индивид  невольнопереводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно  заинтересовало,а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя  сосредоточиться  накаком-нибудь,  даже   не   очень   интересном   самом   по   себе   объекте.

Переключаемость внимания, если  она  происходит  на  непроизвольной  основе,может свидетельствовать о его неустойчивости,  но  такую  неустойчивость  невсегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она  нередкоспособствует  временному  отдыху  организма,  анализатора,   сохранению   ивосстановлению работоспособности нервной

системы и организма в целом способствует  временному  отдыху  организма,   анализатора,   сохранению   ивосстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимани функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение  и отвлечение внимания. Первыйхарактеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто  и  полностьюсосредоточивается  на  нем;  второй  —  тем,  как осуществляется процессотвлечения внимания.

Распределение внимания5. Она состоит вспособности рассредоточить внимание на  значительном   пространстве,параллельно выполнять несколько видов деятельности или  совершать  несколько различных действия.

Объем внимания — это такая его  характеристика, которая  определяетсяколичеством  информации,  одновременно   способной   сохраняться   в   сфереповышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика  среднегообъема  внимания  людей  –   5   –   7   единиц   информации.

1.2 Нарушение внмания у детей с гиперактивностью

Наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста представляют собой минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.

 По общему интеллектуальному  развитию дети с ММД находятся  на уровне нормы, но при этом  испытывают значительные трудности  в школьном обучении и социальной  адаптации.Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия, как нарушение развития устной речи.6Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром неустойчивости внимания с гиперактивностью (СНВГ).

Первые проявления СНВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным действиям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.); отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют);могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

Информация о работе Нарушение внмания у детей с гиперактивностью