Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:44, курсовая работа
Цель исследования- выявление нарушения внимания у заболевшего ребенка.
Достижение поставленной цели обусловливает решение ряда задач:
- изучить понятие общей характеристики внимания;
- выявить нарушения внимания у детей;
- охарактеризовать психологическое тестирование внимания;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Внимание…………………………………………………………….......5
Общая характеристика внимания…………………………………................5
Нарушение внмания у детей с гиперактивностью………………….............9
Разрушение внимания в виде рассеяности и отвлеченности………….....13
Глава II. Психологическое тестирование внимания………………………….16
2.1 Тест «Тест «Кольца».……………..................................................................16
2.2 Тест «Цифровая таблица»…………………………………………..………16
Заключение…………………………………………………………………...….17
Список использованной литературы……………………………………….......18
Приложения……………………………………………………………………...19
В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении за такими детьми врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии (малыши позже начинают изъясняться фразами); у них детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), более позднее овладение сложными движениями (прыжками и др.).7
Трехлетний возраст, и при нормальном развитии, является для ребенка особенным: c одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память, а с другой, - наблюдается первый кризис развития. Основные проблемы этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое "Я".
Поэтому зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка с СНВГ в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу, а когда малыш идет в детский сад, и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить задание, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
Дальнейшее развитие
проявлений СНВГ происходит с
началом систематического
Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями: это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность:8
- ребенок не способен
удерживать внимание на
- не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих;
- не доводит выполняемую работу до конца, кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их;
- испытывает огромные
трудности в процессе
- избегает заданий, которые
требуют длительного
- часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте;
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- постоянно все забывает.
Гиперактивность:
- ребенок суетлив, беспокоен, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается;
- не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.;
- двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно;
- не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным;
- часто бывает болтливым.
Импульсивность:9
- ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;
- с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
- обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим;
- проявляет нетерпение,
требует немедленного
1.3 Разрушание внимания в виде рассеяности и отвлеченности
Отвлекаемость (отвлечение) внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.
Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие его от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду, чувство оскорбленного достоинства и пр. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борьбы с отвлекаемостью внимания.
Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.
Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. 10Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная.
Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения
в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.
Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение11, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.
Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Их знание необходимо учителю, чтобы не укреплять рассеянность некоторых детей, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.
Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время года часто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать ежедневно смотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в несколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом, коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не занимаются. Подобная неупорядоченность увлечений лишь укрепляет рассеянность, мешает учиться. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей.
Глава II. Психологическое тестирование внимания
2.1 Тест «Кольца»»
Цель теста12- оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.
Оценка темпа психомоторной
работы, работоспособности и
Ход теста- для проведения теста необходима таблица с кольцами, имеющих разрыв в разных частях. Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа). (см. Приложение 1)
2.2 Тест «Цифровая таблица»
Цель теста- исследование скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Ход теста13- предъявляется таблица, и по сигналу "начали" включается секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц."Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".(см.Приложение 2)
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только развитие его как отдельного психологического
процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили
переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организациявыполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы.
Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности. И зная основные этапы развития внимания в различные годы жизни ребенка, педагог может найти необходимое средство для улучшения внимания.
Список изпользованной литературы
Информация о работе Нарушение внмания у детей с гиперактивностью