Нарушения памяти при локальных поражениях мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:13, контрольная работа

Описание работы

Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому развитию психики мы многое знаем и умеем. В свою очередь, это высокое развитие психики возможно потому, что мы сохраняем приобретенные опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление и движение оставляют в нашей памяти определенный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних навыков и знаний. Таким образом, память занимает особое место в жизни и деятельности человека, характеризуясь как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика памяти 5
Глава 2. Виды нарушения памяти 10
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Основы нейропсихологии.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Реферат по курсу

«ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»

 

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка 3 курса

Группы ЭК/ЗСв МНО-1,2-2010СП

Ермакова Л.В.

 

 

Научный руководитель:

доц., канд. экон. наук, М.В. Пестерникова

 

 

 

 

 

 

Казань 2011

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика памяти 5

Глава 2. Виды нарушения памяти 10

Заключение 15

Список литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря  высокому развитию психики мы многое знаем и умеем. В свою очередь, это высокое развитие психики  возможно потому, что мы сохраняем приобретенные опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление и движение оставляют в нашей памяти определенный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать  информацию, не теряя прежних навыков  и знаний. Таким образом, память занимает особое место в жизни и деятельности человека, характеризуясь как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Пиаже считал, что наличие  следов в нашем прошлом влияет на то, что мы делаем сейчас.

Б.В. Зейгарник приводит слова И.М. Сеченова, который указывал на то, что «… память является краеугольным камнем психического развития, что учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы …». И главную особенность человеческой памяти Сеченов видел не в фотографичности воспроизведения, не в «зеркальности» запечатления, а в переработке воспринятого, классификации и сортировке воспринятых образов. [2, с. 238]

Память - совокупность процессов, связанных с организацией и хранением прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование. Система обладает памятью, если она содержит информацию о сигнале, после того, как сигнал перестал действовать. Психологическая структура процесса памяти должна включать в свой состав, звенья, с помощью которых осуществляется восприятие, фиксация стимульной ситуации, хранение, забывание информации, извлечение прошлого опыта, которое может происходить в виде воспроизведения или узнавания.

На протяжении жизни  человека его память становится вместилищем  огромного количества информации, из которой реально используется не более 5-10 %. Это указывает на значительную избыточность памяти и важное значение не только процессов памяти, но и процесса забывания. До одной трети населения когда либо испытывали существенное недовольство своей памятью. Среди пожилых людей жалобы на снижение памяти распространены еще более широко.

Нейропсихология памяти как специальный раздел нейропсихологии когнитивных процессов стала интенсивно разрабатываться лишь в 60–70-е годы XX века, хотя описания различных форм нарушений (и аномалий) памяти при разных патологических состояниях в клинической литературе довольно многочисленны. [11, с. 253]

Именно поэтому, нарушения памяти, которые имеют место при различных заболеваниях или возрастных изменениях в организме человека, кардинально меняют его жизнь, и, именно поэтому, всегда привлекали внимание исследователей, в частности, в области нейропсихологии, решающей вопросы мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека в ракурсе изучения структур или факторов, участвующих в протекании мнемической деятельности и сопоставлении данных о нарушенных звеньях мнемической деятельности с системой взглядов на формирование процессов памяти. [9, с. 279]

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика памяти

 

Память как высшую психическую функцию можно определить как свойство центральной нервной  системы усваивать из опыта информацию, сохранять ее и использовать при  решении актуальных задач.

В настоящее время  различают память, как биологическую  функцию и как функцию психическую (или нервно- психическую).

Память как биологическая  функция - это, прежде всего, память филогенетическая, или наследственная, которая определяет строение каждого организма в соответствии с историей его вида. Биологическая память существует также и в онтогенетической форме (например, явление иммунитета). [11, с. 269]

Память как психическая  функция тоже относится к онтогенетической памяти.

Общей характеристикой памяти как биологической и психической функции являются:

  • прочность и продолжительность удерживания следов;
  • объем запечатленного материала;
  • точность считывания;
  • особенность воспроизведения материала.

По длительности процессы памяти подразделяются на три категории:

  • мгновенная память - кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд;
  • кратковременная память - процессы запечатления, длящиеся несколько минут;
  • долговременная память - долговременное сохранение следов. [8, с. 276]

 

Память как психическая функция характеризуется, помимо перечисленных параметров еще рядом других:

во-первых, процессы памяти можно характеризовать  с точки зрения их модальности: зрительная, слуховая, тактильная, двигательная, обонятельная, память на эмоционально окрашенные события;

во-вторых, это уровень управления или регуляции мнестическими  процессами (произвольным или непроизвольным уровнем реализации - запоминания и воспроизведения материала);

в-третьих, это характеристика памяти с точки зрения ее семантической  организации (неосмысленная и семантически организованная).

Явления памяти могут в равной степени относиться к эмоциональной сфере и сфере  восприятий, закреплению двигательных процессов и интеллектуального  опыта. В соответствии с этим различают  несколько видов памяти. Образная память - способность запоминать образы предметов: зрительные (зрительная или иконическая память), слуховые (слуховая или экоическая память), вкусовые и др. Понятием двигательная память определяют способность запоминать последовательность и формулы движений. Выделяют память на внутренние состояния, например, эмоциональные (эмоциональная память), висцеральные ощущения (боль, дискомфорт и т. д.). Возможно формирование матрицы памяти, отражающей характеристики целостной системы связей устойчивого патологического состояния. Эта система связей может воспроизводиться мозгом по памяти даже после того, как патологический фактор уже устранен. Учет этого обстоятельства необходим для понимания патогенеза и лечения хронических заболеваний. [1, с. 51] Специфической для человека является символическая память, в которой различают память на слова (символы) и память на мысли, идеи (логическая память).

Индивидуальная память различается  по объему, быстроте, точности и прочности  запоминания. Объем памяти исчисляется количеством информации, которая может быть в ней зафиксирована.

Запоминание (быстрота, точность, воспоминание) и забывание во многом зависят от личностных качеств, конкретного  отношения данного человека к  тому, что подлежит запоминанию. Запоминание связано с отношением к впечатлениям. Важное значение для запоминания имеет спонтанность мышления - умственные стереотипы приводят к интеллектуальной слепоте.

В зависимости от организации  процессов памяти и длительности удержания информации различают  непосредственную, кратковременную, промежуточную (буферную) и долговременную виды памяти. Первые три вида иногда объединяют в кратковременную память. Каждая из них реализуется на основе различных механизмов, обладает различной емкостью, спецификой фиксируемых данных. Кратковременная память делится также на так называемый непосредственный отпечаток, промежуточную форму кратковременной памяти (или стадию консолидации) и оперативную память.

Функциональное значение этого вида памяти состоит в продлении  эффекта коротких внешних сигналов на время, достаточное для оценки их значения в центральной нервной системе и отбора полезной информации. [10, с. 432] Кроме того, непосредственная память обеспечивает непрерывный характер восприятия. Это модально-специфическая память с рядом хранилищ для каждого канала сенсорной информации.

Информация из непосредственной переводится в кратковременную  память. Это модально-неспецифический  вид памяти (с одним накопителем  информации). Информация представлена абстрактным последовательным кодом. Объем кратковременной памяти равен 7±2 структурным единицам или блокам, каждый из которых может быть обозначен одним словом или короткой фразой. Процессами кратковременной памяти можно управлять произвольно. Время хранения информации в памяти - до 20 секунд - срок, достаточный для опознания, отбора и кодирования сигналов. Работу кратковременной памяти иллюстрируют явления эйдетизма. Эта форма памяти отличается повышенной чувствительностью к различным внешним воздействиям (интоксикации, гипоксия, травмы, аффекты). Оперативная память, как разновидность кратковременной памяти, служит для удержания информации по ходу ее извлечения из долговременной памяти в процессе осуществления тех или иных видов деятельности и имеет большое значение при реализации почти всех психических процессов. [1, с. 53]

Промежуточная (буферная) память имеет единственное хранилище информации, в котором она удерживается до трех суток.

Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически  на протяжении всей жизни. Долговременная память имеет двигательные, образные и словесные структуры. В каждой из них существует два блока информации. В первом последняя хранится в организованном виде и активно используется. Это примерно 10 % всех запасов долговременной памяти (в среднем). В другом блоке информация неорганизована и произвольному воспроизведению у большинства людей недоступна. [1, с. 54]

Механизмы непосредственной памяти связывают с изменениями  на уровне рецепторов. Работу кратковременной  памяти объясняют циркуляцией импульсов в замкнутых нейронных цепях. Стадия консолидации памяти представляет собой латентный период длительностью от 15 до 60 мин. В течение этого времени нейронные контуры кратковременной памяти должны быть неактивными. Разные воздействия на мозг в этот период могут привести к стиранию следов памяти и амнезии.

После стадии консолидации информация переходит в долговременную память. Механизмы последней согласно гипотезе Хебба, связаны с длительным изменением синаптических связей. Биохимическая  теория памяти Хидена объясняет механизм долговременной памяти с процессами образования РНК. Основным субстратом хранения памяти считается синапс. Не исключается возможность участия в этом нейроглии. Есть все основания считать, что гиппокамп и связанные с ним образования (миндалевидное тело, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела) играют особо значительную роль в фиксации и хранении следов памяти. Установлено, что двустороннее поражение гиппокампа приводит к грубым нарушениям памяти, которые известны в клинике под названием «корсаковский» или «лимбический» синдром. Поражение мозговой коры никогда не приводит к общему нарушению следов памяти, однако, при этом наблюдается выпадение возможности закреплять следы модально-специфических раздражений, соответствующих локализации поражения. Поражение лобных долей больших полушарий специфически нарушает способность произвольного управления функцией памяти, но не препятствует бесконтрольному, пассивному запечатлению и репродукции следов памяти. Повреждение височных областей коры приводит к нарушению правильной последовательности воспроизведения памятных следов. [1, с. 55]

Если обобщить разные схемы памяти, то блочная структура памяти: стимул - сенсорный отпечаток (иконическая память, эхоическая память) - механизм стирания информации – угасание (1 сек.) - для перевода в следующий уровень необходим процесс внимания - кратковременная память (первичная память) 7+2 объекта, следы уходят в результате механизма замещения (от 20-30 сек. до нескольких минут) - механизм перевода в долговременную память - это повторение - долговременная память (вторичная), забывание за счет работы механизма интерференции, следы сохраняются неопределенно долго.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды нарушения памяти

 

Нарушения памяти носят  название амнезии и по типу расстройств  выделяют разные виды амнезии.

Амнезии - отсутствие памяти, гипомнезии - ослабление памяти. Могут возникать при разных заболеваниях мозга, при атеросклерозе, при задержке психического развития. Гипермнезии - усиление памяти. Могут возникать как при заболеваниях и травмах, так и быть врожденными. Парамнезии - обманы памяти. Могут возникать по типу уже виденного (де жавю), смешение следов (катамнации), когда некоторые следы из одного события перемещаются в другие.

По динамике протекания амнезии делятся на ретроградную и атероградную амнезии. Атероградная - забывания тех событий, которые происходят после заболевания, ретроградная - до заболевания.

Информация о работе Нарушения памяти при локальных поражениях мозга