Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:13, контрольная работа
Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому развитию психики мы многое знаем и умеем. В свою очередь, это высокое развитие психики возможно потому, что мы сохраняем приобретенные опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление и движение оставляют в нашей памяти определенный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних навыков и знаний. Таким образом, память занимает особое место в жизни и деятельности человека, характеризуясь как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика памяти 5
Глава 2. Виды нарушения памяти 10
Заключение 15
Список литературы 16
По нейропсихологическому синдрому нарушения памяти делят на модально- неспецифические, модально-специфические и нарушения памяти, как мнестической деятельности. [5]
1. Модально-специфические нарушения памяти
Связаны с определенной модальностью стимула. Возникают при поражении II и III блоков мозга.
Средние отделы виска
Левое полушарие: снижение слухо-речевой памяти до 2-3 элементов. Отсутствие продуктивности воспроизведения. Повышено влияние интерференции (помехи, мешающие воздействию). В процессе исследований применяют 2 типа интерференций:
1) гетерогенная – воздействие не связано ни с деятельностью, ни с материалом памяти;
2) гомогенная: а) повторяющая Деятельность или материал; б) когда и деятельность и материал вербальный одинаковый.
Сильно выражен «фактор края» – хорошо запоминается материал в начале и в конце. Семантическая организация помогает. Воспроизводит смысл фраз.
Правое полушарие: объем воспроизведения не меняется. Нарушается избирательность мнестических процессов (избирательная последовательность). Нарушается целостное схватывание предъявляемых элементов. При воспроизведении наблюдаются вплетения других слов: комнабуляция (смешение слов по смыслу), конфабуляция (холод – мороз, зима). Страдает память на мелодии.
Базальные отделы виска
Левое полушарие. Грубых дефектов не выделяют. Инертность (повтор слов). Повышенная тормозимость следов памяти под действием интерференции (гетерогенная, гомогенная, двойная гомогенная). Гетерогенная интерференция – разные задания. Гомогенная – пауза заполняется. Двойная гомогенная интерференция – слухо-речевой материал и действие запоминания в паузу. Гомогенная интерференция – наибольшая сложность.
Правое полушарие. Нарушение воспроизведения порядка элементов. Избирательность мнестических процессов.
Задне-нижние отделы виска
Левое полушарие. Нарушена зрительно-речевая память. Нарушается память на образы. Страдает называние. Не может вспомнить как называется предмет. Нарушено зрительное представление объектов.
Правое полушарие. Нарушение памяти на лица.
Задние отделы левого полушария
Нарушение объема зрительной памяти. Повышение действия интерференции. [7, с. 56]
2. Модально-неспецифические нарушения памяти (поражение I блока структуры мозга)
Основной дефект: общее нарушение памяти, проявляющееся в невозможности запечатления текущих воздействий, событий, независимо от того, к какой модальности они относятся.
Локализация. Различные исследования показали, что основным условием запечатлевания следов является сохранение оптимального тонуса коры. Это первый блок мозга. Поэтому модальные специфические нарушения памяти соотносятся с нарушением структур, входящих в первый блок мозга. А этот блок состоит из ряда уровней: каудального (уровень продолговатого мозга), диэнцефальный (уровень среднего мозга) лимбический уровень (образования лимбической системы, в частности, гиппокамп, и их связи, гиппокампный круг: ядра таламуса, гипокампы, мамилярные тела), корковый уровень, который включает в себя медиальные отделы лобной и височной долей мозга. Медиальные отделы лобной области мозга представляют собой корковый уровень неспецифической ретикулярной формации.
Симптомы:
1. Нарушение
кратковременной памяти, т.е. забывание
текущих событий. Забывания
2. Сохранность долговременной памяти, т.е. память на события, которые проходили до заболевания.
3. Нарушение
нормального тонуса коры, запоминание
материала носит флуктуирующий,
При поражении нижних, не корковых уровней сохраняется установка на запоминание (позитивный симптом), то есть больной включается в задание, пытается запомнить. Сохранен контроль. Больной в состоянии использовать смысловые признаки, чтобы запомнить материал.
При поражении корковых уровней появляются симптомы:
1. Нарушения установки на запоминание.
2. Пропадаем
компенсирующий эффект
3. Нарушается
избирательность
При наиболее сильных поражениях этих структур к нарушениям памяти добавляются нарушения сознания. Эти нарушения никогда не возникают при поражении поверхности полушарий. Эти нарушения проявляются в виде дезориентировки во времени и в месте, растерянности и спутанности больного. [12, с.4-9]
Диэнцефальная структура на уровне гипофиза. Возникает преамнестический синдром. Нарушения памяти выявляются только в специальных пробах. Следы памяти подвержены интерференции. Ретроактивное торможение. Чувствительность к побочным воздействиям.
Поражение на уровне круга Пейпеца (на уровне гипоталамуса, гипокампа, мамилярных тел). Возникает амнестический синдром, который сопровождается грубейшими модально не специфическими нарушениями в памяти. Корсаков впервые описал симптомы, как симптомы, возникающие в результате хронического алкоголизма, когда возникает дефицит витамина В1 - тиамина, а недостаток этого витамина приводит к нарушению работы нервных клеток к таламусе, мозжечке и коре головного мозга. [7, с. 58]
Для корсаковского синдрома характерны не только нарушения кратковременной памяти, но и трудности с долговременной памятью. Пример - больной, который постоянно здоровается с доктором. Такая симтоматика может возникать не только при хроническом алкоголизме, но и в результате нарушения работы этих структур мозга. Одни считают, что это связано с нарушением фиксации материала, другие считают, что это нарушение воспроизведения, третьи считают, что нарушен механизм перевода из кратковременной в долговременную память. У таких больных можно вырабатывать двигательные навыки. [6, с. 114]
Медиабазальные области лобных долей мозга. Дезориентация в месте, во времени, личности. Объем запоминания как в норме, но может соскальзывать на ассоциации. Конфабуляции. Паузы приводят к нарушению воспроизведения. Семантическая память (на понятия) нарушается. [4, с. 62]
Правое полушарие. Расстройство избирательности, амнезия на источник. Может отрицать, что он что-то запоминал. Память на события (эпизодическая память).
Левое полушарие. Дефицит воспроизведения материала смыслового. Меньше конфабуляций. Смысловой материал страдает больше. Нарушение объема памяти. Нарушена избирательность следов памяти. Ретроактивное торможение.
3. Псевдоамнезии
В основном при поражении префронтальных отделов. При поражении левого лба или при двустороннем поражении. Нет цели что-либо запомнить. Нарушена память как психическая Деятельность. Сама память не страдает. Страдает фактор произвольности. Разрыв между произвольной и непроизвольной памятью.
Нарушения памяти по латеральному признаку (обобщение). Левое полушарие играет ведущую роль в произвольной мнестической памяти. Обеспечивает отсроченное воспроизведение. Отвечает за семантическую память (смысл). Связано с объемом воспроизведения. Правое полушарие играет большую роль в непроизвольном запоминании. Осуществляет эпизодическую память (на события). Избирательность памяти.
Заключение
Анализ нарушений памяти в последние годы продолжает разрабатываться в нескольких направлениях:
♦ изучается структура нарушений памяти, возникающих при разных по локализации очагах поражения;
♦ исследуется роль определенных мозговых структур в осуществлении разных по характеру мнестических процессов;
♦ анализируются особенности нарушений разных звеньев и этапов в структуре мнестической деятельности;
♦ исследуются особенности модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти в детском возрасте и др. [7, с. 56]
Новое и интенсивно развивающееся направление в нейропсихологии памяти – это изучение особенностей нарушений мнестических процессов (в том числе и латеральных различий) при поражении глубоких подкорковых областей мозга и при воздействии на эти структуры вследствие стереотаксических операций. Отчетливые латеральные различия в нарушениях мнестических процессов обнаружены и в этих случаях.
Перечисленные направления работ по нейропсихологии памяти свидетельствуют об интенсивном развитии этого раздела нейропсихологии когнитивных процессов, происходящем в русле как клинических, так и экспериментальных исследований.
Список литературы
Информация о работе Нарушения памяти при локальных поражениях мозга