Насилие над детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия разрушался один из наиболее устойчивых мифов о том,что дети – это единственный привелигерованный класс в нашем обществе,охраняемый и оберегаемый государстврм и обществом. Еще совсем недавно считалось,что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефектностью

Файлы: 1 файл

Курсовая насилие над детьми.docx

— 25.64 Кб (Скачать файл)

Введение.

В последние десятилетия  разрушался один из наиболее устойчивых мифов о том,что дети – это  единственный привелигерованный класс  в нашем обществе,охраняемый и  оберегаемый государстврм и обществом. Еще совсем недавно считалось,что  случаи жестокого обращения с  детьми в нашей стране встречаются  редко и связаны с психическим  заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или  моральной дефектностью.В силу,прежде всего, идеологических и ряда других причин проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта  для обсуждения. Сейчас мы начинаем пожинать плоды такого подхода и  осознавать масштабы и серьезность  этой проблемы.Уже ни для кого не секрет,что ребенок может столкнуться  с насильственнымидействиями в  любое время и в любой ситуации: в школе,на отдыхе,в общественном месте.Даже семья не является здесь  исключением,несмотря на то,что данный социальный институт является необходимым  фактором для нормального развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические  аспекты проблемы насилия и жестокого  обращения.

К сожалению, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю  развития человечества, тенденция роста насильственных действий в отношении  детей отмечается сегодня во всем мире.

Американский историк  Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория» приводит примеры того, что «история детства – это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться».Чем глубже в историю – тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». Дети, если им удавалось вырасти, восприозводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства.

Вплоть до 4 века н.э. детоубийство не считалось нарушением правовых и  моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. Ребенка, который слишком много или слишком мало кричпл или просто был не нужен, как правило, убивали .Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов и городов.

Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н.э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей – их убийц. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Ребенка рассматривали как нежелательный результат половых связей: бремя греха и вины лежало на младенце. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми». Заброшенность, телесные наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость известны в истории.

В 16 в. сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога и исполнения политических и долговых обязательств. Чтобы держать детей под контролем, чтобы «сделать их менее опрометчивыми и непослушными», часто прибегали к запугиванию. Перед детьми держали изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть и разорвать на куски.

Обычной практикой вплоть до 20 в. Считалось воспитание и развитие ребенка не собственными родителями, а в семьях кормилицы или воспитателей. Известное воспитательное и ,как  считалось, прогрессивное учреждение для детей в 19 в. В России –  Царскосельский Лицей – представляло собой закрытый интернат, где воспитывались мальчики с 6 лет, практически лишенные контактов с матерью и отцом. Насколько эмоционально тяжело было находиться в Лицее, можно только догадываться по ряду косвенных данных, таких как например попытки воспитанников к самоубийству.

В 18-19 в. В Европе бедных детей  отдавали в зависимость в работные дома. В романах Ч.Диккенса описываются  ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были работать наравне со взрослыми: 5-6- летние дети работали нередко по 14-16 часов в день. Хозяин использовал длинные, острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули.

Мнение, что младенцы и  дети – всего лишь нечувствительная «движимость», которая не может реагировать на что-либо или помнить, сохранялась до начала 20 в.

Считается, что в 20 в. Возникло иное отношение к детям, которые  достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны  каждого государства.

Однако действительность не оправдала этих надежд. Первая и  вторая мировые войны, гражданская  война в России, социальные потрясения, голод, разруха – таковы главные  вехи 20 в. Повлекшие за собой:

- огромное количество  детей-сирот;

- массовую беспризорность  и безнадзорность;

- еще более жестокое обращение с детьми.

Именно в начале 20 в. Во многих странах стали предприниматься  попытки к созданию действенной  системы защиты детей от насилия  и жестокого обращения. Основными  предпосылками создания такой системы  явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную  жизнь.

В 1924 г. Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития.

В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В 1948 г. Генеральная  Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и что дети имеют право на особую заботу и помощь.

В 1959 г. Генеральная  Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматриваются наиболее важные принципы.

В 1989 г. принята конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 г.

Первые научные исследования проблемы насилия появились в  Европейском средневековье. Теологи – Блаженный Августин, Фома Аквинский пытались разъяснить прихожанам, как необходимо использовать насилие, чтобы оно не расходилось с христианскими заповедями, при этом насилие, связанное с уничтожением еретиков, таковым не считалось и было широко распространено в Европе в 13-18 в.

Из светских исследований насилия в позднем Средневековье  можно назвать работы Н.Макиавелли, который признавал насилие как  одно из важнейших средств для  объединения разрозненной страны под  властью одного правителя. Т Гоббс  считал, что, для того чтобы сохранить  с таким трудом добытый мир  и безопастность, ограничить эгоизм человеческого поведения, государь может и должен использовать все  средства, в том числе и насилие.

В 1920-х годах начала интенсивно развиваться детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребенка в норме и  патологии. Российскими учеными, среди  которых, несомненно, наиболее значительными  считается Л.С. Выготский, было показано, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением его основных его потребностей в познании, общении и содержательной активности. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых уделялось изучению психолого-педагогических условий развития ребенка в семье, детском доме, школе, детском саду.

Основы современных научных  представлений о проблеме насилия  над детьми были заложены в 1961 г. ,когда  на ежегодном собрании Американской академии педиатрии Н. Кеmp провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статистические данные о распространении насилия над детьми, в том числе: сексуальное психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка.

Во второй половине 20 в. На Западе сложилась самостоятельная  научная дисциплина валейнсология, изучающая насилие, с отдельными направлениями: социологическим, психологическим, юридическим, международным.

В настоящее время в  мировой литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения  с ребенком. С 1970-х годоа появились  специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы насилия  и жестокого обращения с детьми. Эти исследования направлены на изучение состояния причин насилия над  детьми, разработку программ терапии, направленных на предотвращение насилия  в семье, разработку и проведение программ помощи детям, пережившим психическую  травму, детям с посттравматическим синдромом, разработку программ ранней профилактики насилия.

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение рассматривается как  одна из ведущих причин асоциального детства. Как определенные последствия  различных видов насилия изучаются  особенности детей, которые остаются вне семьи, беспризорных и безнадзорных детей, детей имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей с девиантным и делинквентным  поведением.

В настоящее время мировое  сообщество признает проблему насилия, жестокого обращения и пренебрежения  нуждами детей как одну из самых  острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения  и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения  их нуждами объединяют усилия специалистов для безопастности создания действенной  системы защиты детей.

 

 

 

Определение общих  понятий.

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми и жестокое обращение с детьми. Эти термины применяются в Х Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

В Белоруси нет ни единого  подхода к определению понятий  «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании  одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением.Имеется много ошибочных представлений, когда  люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е попадают под действие уголовного кодекса.

В самом общем виде под  насилием понимают форму принуждения  со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью  приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого  господства. «Насилие, - отмечает один из исследователей этого понятия  Г.Н. Киреев, - особый тип отношений  между людьми сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования, и, несмотря на то, что субъективный фактор опосредован и определен  материальными отношениями, насилие  существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет  место присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господство над ней».

Формы насилия многообразны, условно их можно подразделить на экономические, социальные, политические, идеологические, физические и др.

Насилие может иметь вид  физического , эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают широкий диапазон разлияных действий.

Физическое насилие – это нанесение физических повреждений ребенку или риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия, как удары кулаком, избиение, удары ногой, трясение, кусание, поджигание, удушение, погружение в горячую воду, вызывающие внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияния сетчатки) или внутренние повреждения.

Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опасности) ребенка.Часто психологическое насилие обозначают как эмоциональное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического) и вербальное насилие (по способу нанесения травмы). Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется присвоением кличек, оскорблением, угрозой физической расправы или ущерба, криком и проявлением гнева, отказом во взаимоотношениях (эмоциональная и вербальная изоляция), давлением или принуждением выполнять то, что человек выполнять не хочет.

Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослого, вовлекающего в сексуальные действия ребенка, или сексуальная эксплуатация ребенка. Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания; эксгибиционизи (демонстрация половых органов); нежелательные прикосновения и ощупывания частей тела; вуйеризм (систематическое подглядывание); обман (особенно в отношение детей и подростков) и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение информации, несоответствующей возрасту, инцест; демонстрация порно и развратные действия, а так же непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.

Сексуальное насилие в  отношении детей включает большое  количество действий и дополняется  такими из них как принуждение  или поощрениеребенка совершать  сексуально окрашенные прикосновения  к телу взрослого или ребенка, принуждение к обнажению, вовлеченте в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями.Отметим, что  не все сексуальные насильственные действия включают раздевание и прикосновения. Принципиально важным при определении  сексуального насилия является тот  факт, что при сексуальном насилии  вовлечение ребенка в ситуацию производится взрослым человеком или кем-то значительностаршим по возрасту и положению, находящимся  в позиции власти и доверия. Ребенок не способен осознанно дать согласие на какие-либо сексуальные отношения со взрослыми и часто не воспринимает ситуацию сексуального насилия как насильственную. Более того, многие взрослые люди, например, считают, что если нет физического ущерба ребенку и если ребенок сам согласился на сексуальрые действия со взрослыми, то такие случаи не относятся к сексуальному насилию.

Информация о работе Насилие над детьми