Научное изучение ведущих психологических теорий античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 05:53, реферат

Описание работы

Примерно с III в. до н. э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека. На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ. Ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

История психологии – одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов – общей, возрастной, социальной психологии и т.д. с другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики. Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними. С древнейших времен происходило взаимодействие культур: идеи и духовные ценности, сложившиеся в недрах одной культуры, оказывали воздействие на другие. Самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления: «…психология как наука должна была начаться с идеи души», — писал Л. С. Выготский.

Зная историю развития этого предмета, мы по – новому осмысляем понятие «прогресса». Понятие прогресса в том смысле, что новое знание качественно лучше, чем старое, возможно в технике,  но не в гуманитарной науке. В настоящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нервной системе человека, но плоды духовной деятельности психологов и философов Древней Греции или Рима были не менее значительными или интересными, чем труды наших современников.

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII - VI вв. до н. э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний, которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. В философии психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, а исследование души связывалось с особенностями психики человека. От философии психология взяла важное для любой науки положение о необходимости строить свои теории на основе знаний, а не веры.

У каждого ученого существовало свое мнение о первооснове души. Так Фалес первоосновой души считал воду, так как вода является основой жизни. Анаксимен первоосновой считал – воздух. Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект, даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой.

Распространенность мнения о материальности души находит свое подтверждение в том, что  в самом начале развития психологии ученые считали главным качеством души активность. Таким образом, душа является источником жизни, в основе которой лежит активность.

Примерно с III в. до н. э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержание души человека. На первый план стали выходить не общие для всего психического законы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ. Ученые пришли к мнению о том, что душа человека служит источником не только активности, но и разума и нравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.

Ученые Древней Греции внесли огромный вклад в развитие психологии. Так как именно в этот период были сформулированы основные вопросы психологической науки, появились идеи о методе исследования психики, развивался сам предмет психологической науки

Ведущие проблемы, которые ставили психологи античности, - движущие силы и механизмы психического развития, регуляция поведения человека, качественные отличия его психики от психики других живых существ, особенности процесса познания – стали главными и для психологов последующих поколений, определили место психологии в системе других наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Научное изучение  ведущих психологических теорий  античности

2.1. Сократ «Познай  самого себя»

 

Принципиально новый подход к психике человека начал складываться  с начала  III в. до н. э., точнее, с появления теорий Сократа и Платона. С именем Сократа связано изменение проблематики философских учений античности. Он осуществил переход от анализа сущности природы и мировоздания к рассмотрению вопроса о том, что такое человек, в чем его сущность.

Сын ваятеля и акушерки, Сократ, получив общее для афинян того времени образование, стал философом, обсуждавшим проблемы теории познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы в любом месте – на улице, рыночной площади, в любое время. Сократ не брал денег за философствование. Смысл деятельности Сократа состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Впервые поставил под сомнение истинность прежней точки зрения на человека, рассматривающей его лишь как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей, и доказывал, что ничего важнее исследования именно человека, его души быть не может. Он также считал, что естественные законы не могут быть полностью распространены на человека, который подчиняется и другим законам, законам разума. Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность – это благо, реализуемое в поступках людей. Чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Определяя природу человека, Сократ установил приоритет познавательных способностей человека и нравственного начала в человеке: «человек  - это его душа, т.е. разум и нравственное поведение». Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Таким образом, Сократ приходит к важнейшему положению своих взглядов, связанному с переносом центра исследовательских интересов с окружающей действительности на человека, выразившемуся в известном изречении Сократа: «Познай самого себя». Первоначально изречение «Познай самого себя» означало, по-видимому, лишь призыв к самоконтролю и осознанию предела своих возможностей. Одним из важнейших положений Сократа была идея о то, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении о природе вещей может познать и передать другим. Он утверждал, что знание – это понятие о предмете. Достижение знания есть определенное действие, имеющее частную цель. Сократ переосмыслил дельфийский призыв в духе отказа от бесплодных спекуляций о мире в целом и положил его в основу своей интеллектуалистической этики («добродетель есть знание»), делающей самопознание и прежде всего познание своей нравственной сущности предварительным условием добродетельной и счастливой жизни. Под познанием самого себя Сократ разумел не обращение «вовнутрь» – к собственным переживаниям и состояниям сознания, а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души. Если софисты приняли за исходный пункт отношение человека не к природе, а к другим людям, то для Сократа важнейшим становится отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Сократ был пионером психотерапии, пытаясь с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума [1].

Он сделал это выражение весьма популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует, но и может передаваться от одного человека к другому [2].

Сократ увидел опасность растворения человека в хаотичной, «безосновной» субъективности софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для него самого. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить: сам Бог «обязал человека жить, занимаясь философией». Философия — вот истинный путь к Богу, философия — это своего рода умирание, но умирание для земной жизни, это подготовка к высвобождению бессмертной души из ее телесной оболочки. Дух в концепции Сократа обретает самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек не есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально. Он может только сказать: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности единому идеальному началу, общему всем людям.

«В молодые годы, - рассказывал Сократ, - у меня была настоящая страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы. Мне представлялось удивительным и необыкновенным знать причины каждого явления - почему что рождается, и почему погибает, и почему существует. И я часто метался из крайности в крайность, и вот какого рода вопросы задавал себе в первую очередь: когда теплое и холодное, взаимодействуя, вызывают гниение, не тогда ли, как судили некоторые, образуются живые вещества? Чем мы мыслим - кровью, воздухом или огнем? Или же ни тем, ни другим и ни третьим, а это наш мозг вызывает чувство слуха, и зрения, и обоняния, а из них возникают память и представление, а из памяти и представления, когда они приобретут устойчивость, возникает знание? Размышлял я и о разрушении всего существующего, и о переменах, которые происходят в небе и на земле, - и всё для того, чтобы в конце концов счесть себя совершенно непригодным к такому исследованию... До тех пор я кое-что знал ясно, - так казалось и мне самому, и остальным, - а теперь, из-за этих исследований, я окончательно ослеп и разучился даже тому, что знал прежде...».

«Но однажды, - продолжал Сократ, - мне довелось услышать о книге Анаксагора, в которой было написано, что разум - это главная сила во Вселенной и причина всех явлений; и отсюда в конце концов я извлек желаемое объяснение. Мне показалось истинным, что причиной всех явлений должен быть Разум; и я решил, что если это правда, то разум - устроитель должен устраивать все наилучшим образом и всякую вещь помещать там, где ей всего лучше находиться».

Сократ полагал, что разум разлит по всей Вселенной, что человеческий разум составляет лишь ничтожную долю общего разума. В доказательство бытия высшего Разума Сократ ссылался на порядок во Вселенной, на соответствие человеческих органов чувств явлениям природы: глаза созданы для зрения, уши - для слуха и т.д. [3]

Познание в учении Сократа изначально этически окрашено. Человек знающий — это человек, получивший в свои руки орудие господства над своими страстями, над животным началом в себе. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считает Сократ, только вместе они могут составить счастье человека. Счастье и есть осознанная добродетель. Разрушая ходячие представления, которые люди повторяют без достаточного понимания, Сократ настаивал на возможности точного знания нравственных добродетелей, доказывал, что истинное благо человека состоит не в удовлетворении случайных желаний, а в жизни сообразно с добродетелью.

В психологии существует такое понятие, как Сократовская беседа – способ раскрытия знания, которым обладает человек, при этом знание становится доступным своему носителю. Этот метод помогает актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека. Суть заключалась в том, что Сократ никогда не предъявлял собеседнику знание в конечной форме, считая, что самое главное – привести человека к самостоятельному открытию истины. Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы, которыми Сократ постепенно и приводил своих слушателей к нужным выводам [4]

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результату – самосовершенствованию человека, в образовании которого он выделял две ступени: изучение этики и изучение специальных практических жизненных вопросов. Он впервые подошел к душе, прежде всего, как к источнику разума и нравственности человека.                                                                                           

В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно – как нечто отличное от тела. Душа невидима, в отличие от видимого тела. Сократ говорил о том, что душа и тело разделены: душа – это разум, она бессмертна и божественна, тело – только инструмент, который находится на службе у души [5].

 

 

 

2.2. Платон «Душа  и царство идей»

 

Центральным понятием концепции Платона является понятие "мира идей", идеального, вечного, истинного бытия, которое стоит над материальным миром, миром чувственных вещей или миром небытия. Материальный мир переходящ, тленен и в истинном смысле слова не существует. Платон прибег к следующему доказательству существования мира идей: человеческий разум имеет образы вещей, у которых есть источники в виде реальных предметов внешнего мира, но разум содержит также понятия, которые не имеют опоры, источников в мире внешней реальности. Он говорил о том, что душа - это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных, воспринимаемых вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом, жизнь души циклична и бесконечна. Душа сохраняет опыт телесных воплощений и может страдать, покинув тело, что заставляет человека остерегаться безнравственных поступков. И все же в зависимости от того, насколько нравственно прожита жизнь, последующего телесного воплощение души может быть различным ("тот, кто предавался распутству и пьянству..., перейдут, вероятно, в породу волков или других хищников...") [6].

Платоновская идеалистическая диалектика развивалась в борьбе против материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, а также против античной софистики. Как и всякая великая эпоха в истории философии, эпоха Платона обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о сущности знания. Этот поворот мышления в сторону исследования самого себя совершается здесь впервые, и великое научное значение Платона заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и самую важную сторону деятельности Сократа [7].

Платон основал свою школу, которую назвал Академией. Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с неодушевленной материей.

Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души, те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов недосягаемо для предметов, но заставляет стремиться быть похожими на них. Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи [8].

Суть философской концепции Платона состоит в том, что первоосновой мира является не материальная, а идеальная сущность – «идея». Согласно этому учению, мир вещей, воспринимаемых посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не совершенно отделены от истинно существующего, каким-то образом они «причастны» ему. А именно: всем, что в них есть истинно сущего, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны причинам. Эти причины – формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые только умом, бестелесные и нечувственные. Платон называет их видами и – гораздо реже – идеями. Виды, идеи – зримые умом формы вещей. Каждому классу предметов чувственного мира, например классу коней, соответствует в бестелесном мире некоторый вид, или идея, - вид коня, идея коня. Этот вид уже не может быть созерцаем чувствами, как обычный конь, но может быть лишь созерцаем умом, к тому же умом, хорошо подготовленным к такому постижению. Идея, или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь – вожделеющая душа – не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь – страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И наконец, разумную часть души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем [9].

Информация о работе Научное изучение ведущих психологических теорий античности