Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:03, контрольная работа
Навык как свойство личности — это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.
В формировании навыка можно выделить следующие этапы:
• Аналитический - овладение отдельными навыками действия.
• Синтетический - объединение элементов в единое действие.
• Автоматизация - упражнение с целью придания действию, плавности, нужной скорости, снять напряжение. [3]
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: Общая психология (часть 4 «Сознание и деятельность»)
ТЕМА: Навыки и привычки. Формирование навыков.
Выполнила:
Студентка 2 курса, 4 семестра
Кублик Оксана*
Тюмень, 2013
Содержание
Введение
Любое действие человека строится на основе некоторых первичных действий, способность к выполнению которых возникла в результате предшествующего опыта. С другой стороны любое сложное человеческое действие в процессе своего освоения и выполнения порождает новые, еще более сложные автоматизмы.
Компоненты сознательной деятельности человека, образующиеся в результате упражнения, тренировки и привычки и являются навыками в специфическом смысле слова.
В самом начале любой деятельности человек не располагает для выполнения непривычного еще для него действия сложившимися способами, ему приходится сознательно определять и контролировать не только действие, направленное на цель, которую он себе ставит, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. [3,4,5]
Рассмотрению основных понятий
связанных с формированием
Общие понятия о навыке
Навык как свойство личности — это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.
В формировании
навыка можно выделить следующие
этапы:
• Аналитический - овладение отдельными
навыками действия.
• Синтетический - объединение элементов
в единое действие.
• Автоматизация - упражнение с целью
придания действию, плавности, нужной
скорости, снять напряжение. [3]
Навыки можно разделить на умственные (мышления и памяти), сенсорные (навыки восприятий), двигательные (психомоторные) и волевые.
Сенсорные навыки при перерывах менее устойчивы, чем двигательные. Кроме того, в первую очередь затухают более молодые и поэтому менее прочные навыки, а также более сложные по своей психологической структуре. Причинами, вызывающими деавтоматизацию, кроме перерывов, могут быть также вынужденное ускорение темпа работы, утомление, эмоциональное возбуждение и напряженность.
Закономерности формирования и затухания двигательных навыков, навыков наблюдения, восприятия, мышления, решения задач и самоконтроля весьма разнообразны. Существует единый закон формирования любых навыков, который заключается в том, что действия автоматизируются только тогда, когда в процессе их выполнения внимание направлено на их цель, достижение которой эти автоматизирующиеся действия обеспечивают. О некоторых особенностях умственных навыков речь пойдет ниже. [5]
Выработка навыков
Развивающиеся навыки всегда взаимодействуют с уже имеющимися. Облегчение или затруднение в усвоении нового навыка в результате его взаимодействия с уже ранее сформировавшимся называется переносом навыков (положительным или отрицательным).
Навык тем и отличается от автоматизма, что в начале подобных упражнений это действие выполнялось вполне сознательно при направленном на него внимании и только в последующем в основном упражнении автоматизируемые действия должны выполняться при направленном внимании не на них, а на их цель. При этом по мере совершенствования навыков цель автоматизируемых действий следует постепенно удалять от них и таким путем формировать все более и более сложный комплекс навыков выполнения какой-либо работы, совершенствуя тем самым сложные умения.
Выработка навыка совершается обычно скачкообразно. Зачастую при выработке навыков может наступить период, когда упражнение не дает продвижения или даже дает снижение; в первом случае принято говорить о «плато». Причины «плато» могут быть различные. Задержка иногда вызывается тем, что дальнейшее продвижение не может быть достигнуто постепенным совершенствованием уже выработавшихся приемов — простым ускорением движений и тому подобными количественными факторами, а требует некоторой качественной перестройки, методического перевооружения, для которого необходим известный подготовительный период. В течение этого периода упражнение как будто не дает никакого эффекта, зато затем сразу наступает значительный скачок. В других случаях периоды снижения эффективности работы могут наступить вследствие утомления, потери интереса и т. п. [3,5]
Существенное значение для правильного понимания и рациональной организации выработки навыков имеет их взаимодействие. Здесь можно выделить два момента — интерференцию и перенос.
Интерференция — это тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков либо снижают их эффективность.
Двумя основными видами интерференции, или торможения, являются так называемое ассоциативное и репродуктивное торможения. Ассоциативное торможение возникает в процессе выработки навыка, когда на один и тот же раздражитель вырабатываются в качестве реакций два различных навыка. В таком случае между одним и тем же раздражителем и двумя реакциями должны быть установлены ассоциативные связи. Если первая уже выработалась, то выработка второй тормозится. Таким образом, ассоциативное торможение затрудняет выработку нового навыка. Репродуктивное торможение сказывается в процессе воспроизведения. Если оба навыка, несмотря на ассоциативное торможение, укрепились, то интерференция двух конкурирующих тенденций ослабляет их силу и затрудняет их воспроизведение. [3]
Между тем в действительности навык является значительно более сложным образованием. Не только отдельные части, но и различные стороны его относительно независимы и изменчивы. Поэтому интерференция может возникать не только между навыками в целом, но и между отдельными частями и моментами их (направления, скорости, силы отдельных движений, а также общей структуры, или «формулы действия», при различии отдельных ее компонентов).
Наиболее наглядным примером интерференции, на мой взгляд, является тот факт, что навык работы на одной печатной машинке затрудняет выработку навыка печатания на машинке другой системы. Переучивать человека труднее, чем научить чему-либо заново. Однако, исследование интерференции показало далее, что интенсивность интерференции не определяется непосредственно и однозначно близостью между интерферирующими навыками во времени. Более отдаленный навык может иногда вызвать более сильную интерференцию, чем смежный. Интересной особенностью является так же то, что чем лучше человек владеет доминирующим, уже сформированным навыком, тем легче освобождается из-под его тормозящего влияния приобретаемый вновь и интерферирующий с ним навык. [1,3]
Не менее принципиальное значение имеет проблема переноса — одна из центральных проблем в учении о навыках. Под переносом подразумевают распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другие. Возможность переноса имеет огромное значение. Этой проблеме посвящено множество исследований. Результаты их разноречивы. В одних экспериментах получался перенос: упражнение одного навыка давало положительный эффект, распространявшийся и на выработку других; в других такого эффекта, т. е. переноса, не получалось. Это разноречие в результате представляется нам вполне закономерным. Оно отражает не просто разнобой субъективных точек зрения различных исследователей, как это часто представляется спорящим между собой авторам, утверждающим или отрицающим возможность переноса, а тот объективный факт, что перенос имеет место в одних условиях и не имеет места в других. Он не является автоматическим, механическим эффектом любого упражнения, а более или менее ясно выраженным результатом определенным образом организованного упражнения. [2,4]
Таким образом, физиологическим механизмом формирования навыков является выработка устойчивой системы временных связей - динамического стереотипа. Динамический стереотип выражается в устойчивой последовательности реакций при выполнении отработанного действия: начальная операция рефлекторно вызывает последующие операции, которые не регулируются уже со стороны сознания.
Применение навыков в новых условиях является умением. В новых условиях человек начинает думать о том, как ему изменить действие в соответствии с этими условиями. Человек начинает сознательно регулировать свои действия. При этом эти действия теряют такие качества, как связанность отдельных элементов, быстроту выполнения и т.д.
Рассматривать процесс выработки любых навыков (в частности, умственых) пердставляется маловозможным без примера школьного образования. По мере продвижения к старшим классам у обучающихся все чаще выступает интерес к математике, к наукам, требующим логической работы мысли, в то время как в младших классах относительно более силен интерес к конкретному описательному и повествовательному материалу. Эти сдвиги интересов связаны с развитием способностей, в частности с ростом способности к рассуждению, к отвлеченному теоретическому мышлению. Развитие же способности к отвлеченному теоретическому мышлению в свою очередь связано с овладением в ходе обучения системой теоретического знания и обусловлено им. [1]
Освоение системы знаний
Освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, является основным содержанием и важнейшей задачей обучения. Очень важно, чтобы учащийся не только знал правила математики (арифметики, алгебры и т. д.), но и умел решать математические задачи, чтобы он не только умел вывести основные приемы их решения, но и достаточно быстро и бегло ими владел; нужно, следовательно, чтобы у учащегося выработались соответствующие навыки. [1]
Процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д. Каждый из этих процессов является компонентом в сложном и все же в известном смысле неразложимом, едином процессе учения, который совершается как двусторонний и социальный по своему существу процесс передачи, сообщения и усвоения знаний. Восприятие материала — это восприятие знаний, которые были выработаны людьми и которые педагог передает учащемуся, обрабатывая их определенным образом, вместе с тем и материал, поскольку он обработан учителем, является отчасти передатчиком его мыслей ученику. То, как материал воспринимается, существенно зависит от того, как он подается; то, как он осмысливается и усваивается, — от того, как он излагается. [1,2]
Восприятие, запоминание, мышление учащегося и т. д. формируются в самом ходе обучения. В процессе усвоения знаний выделяется несколько теснейшим образом взаимосвязанных моментов, или сторон, как-то: первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом — в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. Эти моменты могут быть отнесены к различным стадиям процесса учения, поскольку для каждого из них в ходе учебной работы выделяется особый этап, на котором ему должно быть уделено особое внимание. [2]
Воспринять материал — это всегда значит в той или иной мере его осмыслить и так или иначе к нему отнестись. Поэтому восприятие материала непрерывно связано с процессом его осмысления. Для того чтобы восприятие материала было полноценным, даже вообще сколько-нибудь осмысленным, работа мысли, направленная на его осознание, должна не только следовать за первичным восприятием учебного материала, но и предварять его. Восприятие учебного материала всегда обусловлено теми предпосылками, которые были созданы до его восприятия и создаются в процессе восприятия.
Систематическая — школьная — учеба как основная деятельность связана с определенным периодом в жизни подрастающего человека. Она может начаться лишь тогда, когда в результате дошкольного воспитания, включающего в себя тоже — пусть как подчиненный момент — некоторое обучение, ребенок достигает известной ступени развития, когда ему становится доступен новый тип мотивации деятельности — установка на результат, сознание обязанностей, способность принять на себя задание; когда более или менее значительный удельный вес могут приобрести у него познавательные интересы и известного уровня достигают его познавательные возможности. Школьный возраст кладет начало новому типу отношений ребенка к миру, к себе и своим обязанностям и новому типу познания. Это период опосредованного познания, когда ведущую роль в развитии ребенка начинает играть систематизированный общественно-исторический опыт, обобщенный в системе научного знания. [1]
Привычки
От навыков и умений следует отличать привычки. Так же как и навыки, они приобретаются в результате повторения действий, но в то время как навыки являются способом достижения целей, которые могут отвечать разным потребностям, привычное действие отвечает определенной потребности, которая требует выполнения именно данного действия. Невозможность осуществить привычное действие тогда, когда возникает потребность в нем, вызывает, в свою очередь, неприятное чувство, так как потребность в этом действии в данном случае не удовлетворяется.
Существенным для различий между навыком и привычкой является также то, что навыки формируются благодаря упражнению, т.е. целенаправленному и определенным образом организованному повторению, привычки же складываются в итоге простого повторения, не вызывающего совершенствования действий. Привычными для нас, например, являются умывание утром и вечером, мытье рук перед едой, соблюдение определенного режима труда и отдыха, определенного порядка в расположении инструментов на рабочем месте, аккуратность и тщательность в работе, общение с другими людьми, некоторые особенности речи (привычные выражения, слова) и т. д. [3]