Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:03, контрольная работа
Навык как свойство личности — это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.
В формировании навыка можно выделить следующие этапы:
• Аналитический - овладение отдельными навыками действия.
• Синтетический - объединение элементов в единое действие.
• Автоматизация - упражнение с целью придания действию, плавности, нужной скорости, снять напряжение. [3]
Привычки можно разделить на положительные и отрицательные. Положительные привычки (например, привычки рационального режима труда у станка, санитарно-гигиенические привычки, привычки культурного поведения в быту и т. д.) — важное условие производительности труда, соответствия поведения общественным нормам, условие охраны здоровья. Облегчая соблюдение тех или иных правил, привычки оказывают большую помощь в организации личной и общественной жизни человека. Отрицательные привычки (неупорядоченное и небрежное выполнение работы, нарушение норм культурного поведения и т. п.) оказывают противоположное влияние.
Также отличием от навыков являются большие индивидуальные различия между людьми в формировании привычек. Привычки играют важную роль в формировании устойчивых форм поведения, характеризующих черты личности. [3,4]
Физиологической основой привычки, как психического образования, является прижизненно сформированный динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга. Она формируется в процессе неоднократного выполнения какого-либо действия на той стадии его освоения, когда при его выполнении уже не возникает какого-либо затруднения волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия психическое самочувствие, окрашиваемое преимущественно положительным эмоциональным тоном.
По видам привычки объединяют на ситуативные (например, привычка, уходя гасить свет в помещении) и характерными, отражающими особенности поведения человека в целом (например, привычки здороваться со старшими, тихо говорить в общественном месте и т.д.). Комплекс привычек создает паттерн поведения, характерный для того или иного человека и являющейся следствием социокультурных влияний, которые человек испытывает в разные периоды жизни. [5]
Система сформированных человеком привычек во многом предопределяются его убеждениями, которые рассматриваются как осмысленные знания человека, органически слившиеся с его чувствами и получившие для него личностный смысл. В то же время необходимо учитывать, что сами по себе знания не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования весьма важно единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно реализовывать в поведении человека. Следовательно, действенность убеждений обусловлена потребностью руководствоваться ими в повседневной деятельности, что делает поведение человека последовательным, логичным и целеустремленным. [4]
Убеждения формируются в жизненном опыте человека под влиянием окружающей действительности, собственной деятельности, а также в процессе учебно-воспитательной работы с ним. Получаемые в этом случае знания служат источником формирования тех или иных убеждений. Однако их направленность во многом зависит от содержания его знаний и привычек, созданных путем формирования у человека опыта общественных отношений и нравственного поведения. Следовательно, складывающиеся стихийно убеждения (например, в тех случаях, когда они формируются под влиянием социально негативных и общественно незрелых художественных произведений) могут быть ошибочными, искаженными. В этом случае существенную роль играет несовершенство понятийного мышления, неумение отделять существенное от несущественного, наличие ошибок в анализе получаемых новых знаний и др.
Итак, навыки и привычки являются основой простых действий. Высшим уровнем регуляции деятельности человека на основе реализации знаний, навыков, умений, привычек и убеждений выступает сознательность, которая рассматривается как интегральное психическое образование, отражающее соотношение содержания деятельности (иногда - привычек) человека и его убеждений в конкретном действии.
Деятельность
По определению Петровского деятельность- это внешняя (физическая), внутренняя (психологическая) активность человека, определяемая сознательной целью. По мнению Платонова деятельность - это взаимодействие человека с миром, в результате которой человек изменяет мир и самого себя. [4,5]
Структура деятельности включает - мотивы,
действия, цели.
Цели:
• Цели - то, на что направлена непосредственно
деятельность.
• Цель - это ради чего совершается деятельность.
• Цель - это предполагаемый результат.
Они бывают личные и общественные, далекие
и близкие.
Мотивы:
• Это побуждение деятельности человека.
• Это обоснование решения поступать
так, а не иначе.
При этом действие являет собой относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей и подчиненные общему мотиву.
Действия возможно разделить на моторные, двигательные, центральные (умственные), сенсорные (чувственные), мнестические (связанные с памятью), осознанные, неосознанные, физические, внутренние (сравнивать, рассуждать), умственные (мыслительные операции).
При этом в любой деятельности можно выделить следующие этапы: этап постановки цели, затем составление плана деятельности. Заетм следует этап исполнения составленного плана, по его завершении происходит проверка результатов и исправление ошибок, сопоставление результатов с запланированным. Вслед за этим происходит оценка работы, подведение ее итогов. [4,5]
Заключение
Навыки, таким образом, это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Но ни одна из высших форм человеческой деятельности не может быть сведена к простой механической сумме навыков. С другой стороны, в любую форму деятельности навыки входят необходимой составной частью; только благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на разрешение более сложных задач. В труде, игре и учении — в них всех совместно и в каждом из них по-своему проявляется, и формируется личность.
Список литературы