Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:48, реферат
Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мышление и у человека, и у животных, вторая сигнальная система (абстрактное мышление) есть только у человека. Яркий пример, свидетельствующий об отсутствии абстрактного мышления у животных, - поведение обезьяны в лаборатории И.П. Павлова. Для достижения полезного результата (получение пищи) обезьяна научилась гасить огонь, заливая его водой из бака, который стоял на берегу. Находясь на плоту, обезьяна должна была гасить огонь водой из озера, но она каждый раз ходила за водой на берег, не подозревая, что вода из озера обладает таким же свойством в тушении огня, что и вода из бака.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Нейрофизиологические механизмы мышления человека………………….4
2. Структура процесса мышления……………………………………………....6
3. Вербальный и невербальный интеллект…………………………………..…8
4. Объективное и субъективное………………………………………...……..10
5. Восприятие окружающего мира……………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………..…15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Нейрофизиологические
2. Структура процесса мышления………
3. Вербальный и невербальный интеллект…………………………………..…8
4. Объективное и субъективное…………
5. Восприятие окружающего мира……………………………………………12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Мышление - это процесс оперирования закодированной с помощью механизмов памяти информацией, приобретение новой информации и формирование всех видов психической деятельности. Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мышление и у человека, и у животных, вторая сигнальная система (абстрактное мышление) есть только у человека. Яркий пример, свидетельствующий об отсутствии абстрактного мышления у животных, - поведение обезьяны в лаборатории И.П. Павлова. Для достижения полезного результата (получение пищи) обезьяна научилась гасить огонь, заливая его водой из бака, который стоял на берегу. Находясь на плоту, обезьяна должна была гасить огонь водой из озера, но она каждый раз ходила за водой на берег, не подозревая, что вода из озера обладает таким же свойством в тушении огня, что и вода из бака.
У человека имеется образное (конкретное) и абстрактное мышление, у животных - только конкретное.
1. Нейрофизиологические механизмы мышления человека
Изучение того, как мозг "делает мысль", только недавно стало предметом физиологии. Поэтому сведения о нейрофизиологическом механизме деятельности второй сигнальной системы еще крайне ограничены. При современном уровне знаний для характеристики особенностей этой деятельности приходится изучать не столько ее физиологический механизм, сколько локализацию и условия образования возникающих при этом условных связей. В настоящее время накоплены пока разрозненные сведения о нервных процессах, которые разыгрываются в структурах мозга человека при его мыслительной деятельности. Некоторые результаты получены при выяснении
Что же могут представлять собой такие проявления нервной деятельности мозга, лежащие в основе того или иного мыслительного акта? По-видимому, речь должна идти об очень тонко специализированных интегративных процессах возникновения в структурах мозга сложнейших мозаик активности, которые были обозначены как "констелляции" (А.А. Ухтомский, 2005), а сейчас часто называются английским термином "паттерны". Конечно, возникающие узоры активности в структурах мозга, отражающие увиденный предмет или мысли о нем, несут такую информацию на своем "языке".
Задача перевода с
языка нейрофизиологии на язык психологии
связана с проблемой
Известное представление о быстрой временной "развертке" нервных процессов, реализующих некоторые акты мышления, получено по показателям ВП, компоненты которых выражают соответственно 1-й этап сенсорного анализа физических свойств (0-100 мс), 2-й этап осознания его значения (100-200 мс) и 3-й этап принятия решения и подготовки к действиям (200-300 мс). Исследование взаимосвязи динамики СП структур мозга человека при различных актах мыслительной деятельности может заполнить разрыв и быть связующим звеном между показателями нейронного и системного уровней их изучения.
2. Структура процесса мышления
Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.
Появление речи в процессе эволюции принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем ее в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь в жестах и мимике. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова.
Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становиться более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной - с другой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные признаки, которые непосредственно недоступны объекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как самому субъекту, так и его партнеру.
С позиции теории функциональных систем П.К. Анохина основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесс мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует набор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального действия. В случае неудачи активируется ориентировочно - исследовательская деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания акцептора результатов, а также эфферентного синтеза. Возникают новые замыслы, идеи и, возможно, привлекаются иные способы доказательств.
У человека различают три основных вида мышления: элементарное (конкретное), абстрактное (оно свойственно только человеку) и словесно - логическое (дискурсивное). Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период онтогенетического развития мышления.
3. Вербальный и невербальный интеллект
На основании соотношений первой и второй сигнальных систем И.П. Павлов предложил классификацию специально человеческих типов высшей нервной деятельности, выделив художественный, мыслительный и средний типы.
Художественный тип характеризу
Большинство людей принадлежат к среднему типу. По мнению И.П. Павлова, крайние типы - "художественный" и "мыслительный" - служат поставщиками нервных и психиатрических клиник.
Два специально человеческих типа ВНД - художественный и мыслительный - тяготеют к разным типам темперамента. Темперамент по И.П. Павлову определяется как сочетание трех основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения. Установлено, что испытуемые с меланхоличным темпераментом (со слабыми нервными процессами, их инертностью и преобладанием торможения над возбуждением) имеют более высокие показатели вербального интеллекта и по соотношению сигнальных систем относятся к "мыслительному" типу. Флегматики, сангвиники и холерики по сравнению с меланхоликами примерно одинаково тяготеют к художественному типу. Однако меланхоликам в большей степени противостоят холерики. Таким образом, черты темперамента и когнитивные особенности специально человеческих видов деятельности образуют своего рода различные эмоционально - познавательные комплексы.
Интеллектуальные особенности "мыслительного" типа сочетаются с повышенной тревожностью и пессимизмом меланхолического темперамента.
Особенности "художественного"
типа могут сочетаться с любым
из трех других типов темперамента,
для которых в целом характерен
более оптимистический
На основе исследований выяснено, что наиболее высокий уровень невербального интеллекта характерен для "художников", которые обладают коммуникативными способностями: музыкальными, коммуникативно-речевыми, педагогическими. Художественный тип мышления чаще наблюдается у лиц с сильной нервной системой и экстравертов. Вербальный интеллект характерен для "мыслителей". Он сочетается с хорошо развитыми познавательными способностями (математическими, когнитивно-лингвистическими). "Мыслителей" отличает слабая нервная система и высокий уровень интроверсии.
Межполушарная асимметрия
мозга по - разному представлена
у мыслительного и
4. Объективное и субъективное
Не все воспринимаемые раздражения обязательно отражаются в сознании, т.е. вызывают яркие впечатления во второй сигнальной системе. Однако эхо не означает, что они остаются вне сферы высшей нервной деятельности. Например, можно выработать условный рефлекс даже на субсенсорное раздражение - на неслышный звук. Факт выработки условного рефлекса свидетельствует о том, что такое субсенсорное звуковое раздражение достигло коры больших полушарий, участвовало в образовании временной связи, но не иррадировало на словесные комплексы второй сигнальной системы, очевидно, ввиду малой интенсивности. С другой стороны, мысленное представление, например, о движении получает объективное выражение в характере электрической активности мозга.
Как возникла способность нервных процессов выражать свою деятельность субъективными переживаниями? В самом общем виде можно предположить, что субъективное, чувственное сопровождение актов центральной нервной деятельности возникло в эволюции форм отражения окружающего мира: при этом фрагментарные отражения различных признаков, явлении внешнего мира разными сенсорными системами стали объединяться новым высшим аналитико-синтетическим механизмом мозга в слитное целостное мгновенное его восприятие в виде субъективного образа.
От старых психологических представлений сохранилось обыкновение подразумевать под психическим только субъективную сторону высшей нервной деятельности. Нередко психическому даже противопоставляют физиологическое как объективную его сторону. Однако, как подчеркивал И.П. Павлов, образование условных рефлексов - это и есть элементарная психическая деятельность.
Существуют предположения
о возможных
Сходный принцип кооперативной деятельности нейронов, агрегаты которых создают паттерны "ансамблевой информации", лежит в основе представления о том, что взаимодействие этих паттернов организует слитное надклеточное объединение, невероятное с точки зрения термодинамики, и его негэнтропия создает особое выражение деятельности мозга - сознание (Е. Джон, 1982).
Предполагают, что возникновение психических явлений начинается с их элемента - субъективного ощущения связанного с интеграцией отдельных процессов восприятия, в котором играют важную роль обратные связи от ассоциативных областей коры и подкорковых центров эмоций и мотиваций вновь к областям первичных проекций. Здесь происходит слияние сенсорных возбуждений и возникает ощущение (А.М. Иваницкий, 1987).
Самый факт возникновения и развития свойства субъективного выражения рефлекса указывает на то, что это - приспособительное явление. Тогда, естественно, возникает вопрос: в чем его эволюционное значение, какие выгоды принесло это свойство механизму высшей нервной деятельности? Здесь возможны разные предположения. Например, это свойство могло возникнуть как способ идеального синтезирования членов сложных комплексов в единое целое.
Информация о работе Нейрофизиологические механизмы мышления человека