Нейрофизиологические механизмы мышления человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:48, реферат

Описание работы

Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мышление и у человека, и у животных, вторая сигнальная система (абстрактное мышление) есть только у человека. Яркий пример, свидетельствующий об отсутствии абстрактного мышления у животных, - поведение обезьяны в лаборатории И.П. Павлова. Для достижения полезного результата (получение пищи) обезьяна научилась гасить огонь, заливая его водой из бака, который стоял на берегу. Находясь на плоту, обезьяна должна была гасить огонь водой из озера, но она каждый раз ходила за водой на берег, не подозревая, что вода из озера обладает таким же свойством в тушении огня, что и вода из бака.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Нейрофизиологические механизмы мышления человека………………….4
2. Структура процесса мышления……………………………………………....6
3. Вербальный и невербальный интеллект…………………………………..…8
4. Объективное и субъективное………………………………………...……..10
5. Восприятие окружающего мира……………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………..…15

Файлы: 1 файл

15 вариант. Особенности процесса мышления..doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Восприятие окружающего  мира

 

В отличие от животных, воспринимающих события по их биологическому значению, человек познает окружающий мир в понятиях, сложившихся в  историческом и индивидуальном опыте его социального существования. Это восприятие имеет активный характер, выражающийся прежде всего избирательным вниманием. Оно проявляется в ЭЭГ разной степенью десинхронизации в зависимости от сигнального значения стимула.

Так, образование ассоциации со звуковым сигналом (привлекая к нему внимание) приводит к усилению активности слуховой коры, что выражается укорочением латентных периодов и увеличением амплитуды ВП. С другой стороны, снижение внимания, например, при многократных повторениях, не вносящих ничего нового, приводит к уменьшению их выраженности. При исследовании "сенсорного внимания" (различать сигналы) и "моторного внимания" (действовать по сигналу) оказалось, что в первом случае более активны теменно-затылочные отделы мозга правого полушария, а во втором - премоторные отделы левого полушария 2.

Условная десинхронизации  ЭЭГ у человека в значительной мере зависит от его индивидуально  различного отношения к обстановке опыта, к применяемым воздействиям, к тому, чтобы быть объектом эксперимента. Все это выражается в характере осмысленной ориентировочной реакции, спонтанно вызывающей феномен десинхронизации, стойкость которой связана с условиями угашения, предшествующего началу выработки условного рефлекса. Условное воспроизведение реакции десинхронизации при выработке простых двигательных условных рефлексов на звук, сочетаемый со светом, имеет регулярный характер, если у испытуемого наблюдается хорошо выраженный альфа-ритм, что свидетельствует о его спокойном состоянии. Показано, что при совпадающих запаздывающих и следовых условных рефлексах эта реакция приурочивается ко времени подкрепления и прекращается при угашении рефлекса. Однако если испытуемый находился в полудремотном состоянии, когда имели место нерегулярные разночастотные колебания ЭЭГ с элементами тета-ритма, то реакция на условный раздражитель заключалась во вспышке альфа-ритма, что могло указывать на восстановление нормального уровня восприятия. С особым вниманием воспринимает человек все, что близко его затрагивает и волнует. Это видно по электрическим показателям реакций мозга на индифферентные и эмоциогенные слова. Изучение соматосенсорных ВП выявило высокую положительную корреляцию компонента Нго с сенсорной чувствительностью, а Пзоо - с оценкой ситуации (А.М. Иваницкий, 1976). Эксперименты с предъявлением фонемных звуков, имеющих смысл, и бессмысленных показали, что умственное напряжение, которое связано с оценкой, проявляется в выраженности компонентов Н350-600 слуховых ВП, возникающих в центральных и средневисочных областях мозга. Восприятие информации и ее запоминание связаны с перестройкой деятельности высших отделов мозга, выражающейся в повышении уровня синхронизации ритмической активности корковых полей (М.Н. Ливанов, 1980). Исследование пространственно-временной организации нейронной активности мозга человека при восприятии звуков разной тональности и фонем произносимых слов привело к выделению определенных кодов этих сигналов. Показана специфичность паттернов мультиклеточной активности нейронов не только к акустическим, но и семантическим характеристикам воспринимаемых слов. Например, слова, относящиеся к одному понятию, и определения этого понятия вызывают появление сходных паттернов мультиклеточной активизации (Н.П. Бехтерева, 1974). Сопоставления данных психологических и физиологических исследований привели к заключению, что важный нейрофизиологический механизм саморегуляции процессов восприятия состоит в том, что в зависимости от содержания речевого обращения к человеку иридобазальные отделы префронтальной коры становятся источником положительных или отрицательных влияний на неспецифические системы ствола мозга, которые по восходящим путям регулируют функциональное состояние высших отделов мозга.

Заключение

 

Мышление может нарушаться по различным причинам. В частности, ряд неврологических заболеваний у детей приводит к слабоумию; кроме того, в результате поражения нервной системы на ранних этапах онтогенеза наблюдается отставание в умственном развитии. Исключительно важно отличать задержку умственного развития от олигофрении как клинического диагноза. При задержке умственного развития способность ребенка к обучению остается на довольно высоком уровне, поэтому при устранении причин этой задержки и соответствующих педагогических мероприятиях ребенок может догнать свой возрастной уровень. Приолигофрении, слабоумии как болезни страдает способность к обучению, ребенок может продвигаться в умственном развитии, но догнать свой возрастной уровень не в состоянии. Помимо врожденного слабоумия встречается и приобретенное - деменция, которая характеризуется нарастающей утратой приобретенных навыков и высших функций коры головного мозга.

Различают три степени  слабоумия. Из них самая тяжелая - идиотия, характеризующаяся полным или почти полным отсутствием социальной адаптации, отсутствием фразовой речи или речи вообще. В наиболее тяжелых случаях больные нуждаются в постоянном уходе и совершенно не в состоянии себя обслуживать. Более легкая степень слабоумия - инбецильность: больные овладевают примитивной речью, элементарными навыками обслуживания и простейшими трудовыми операциями. "Умственный возраст" больных задерживается на уровне 3 - 5-летнего ребенка. Наконец, наиболее легкая степень слабоумия, постепенно переходящая в условную норму, - это дебильность. На уровне дебильности ориентация в житейских вопросах вполне адекватна, но страдает высший уровень психики: абстрактное мышление, логический анализ. Легкая степень дебильности наиболее трудна для диагностики и нередко требуется применять специальные психологические методики.

 

 

Список литературы

 

1.Анохин П.К. Биология  и нейрофизиология условного  рефлекса. - М.: "Педагогика", - 2008. - 295 с.

2.Блум Ф., Лейзерсон  А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - 2008. - 248 с.

3.Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: "Педагогика", - Ростов-на-Дону, - 2009.

4.Коган А. Б Основы физиологии высшей нервной деятельности. - М: Высш. шк., - 2008. - 368 с.

5.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М.: "Академия", - 2007. - 464 с.

1 Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М.: "Академия", - 2007. - 464 с.

2 Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - 2008. - 248 с.


Информация о работе Нейрофизиологические механизмы мышления человека