Нейролингвистическое программирование и коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 07:04, контрольная работа

Описание работы

Моделирование является первичной и единственной функцией НЛП, как такового. Все остальные функции НЛП (НЛП-терапия и НЛП-коучинг, творчество, коммуникативные и переговорные технологии, и пр.) являются производными моделирования – то есть непосредственным использованием собранных моделей и могут называться «прикладным НЛП». Такова позиция основателей НЛП (в частности Джона Гриндера, Ричарда Бэндлера), которая может отличаться от мнения других разработчиков, внесших свой значительный вклад в НЛП.

Содержание работы

1. Основы теории нейролингвистического программирования………
3
2. Психотерапия в общении…………………………………………….
7
3. Применение НЛП в массовой коммуникации и рекламе…………
9
Список использованной литературы…………………………………..
14

Файлы: 1 файл

1003 Теория и практика коммуникации - для слияния.docx

— 41.84 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей  сообщения»

 

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм» 

 

 

Контрольная работа

  по дисциплине «Теория и практика  коммуникации»

вариант  №11

 

«Нейролингвистическое программирование и коммуникации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2013

 

Содержание 

 

1. Основы теории нейролингвистического  программирования………

3

2. Психотерапия в общении…………………………………………….

7

3. Применение НЛП в массовой  коммуникации и рекламе…………

9

Список использованной литературы…………………………………..

14


 

 

 

 

 

1. Основы теории  нейролингвистического программирования

 

Нейролингвистическое  программирование (НЛП) (англ. Neuro-linguistic programming) (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») – комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально-зависимых убеждений), применяемых главным образом как подход к личностному развитию посредством моделирования эффективных стратегий (мыслительных и поведенческих). Моделирование подразумевает наличие модели – гения или высококлассного специалиста в своей области и состоит из следующих шагов:

- снятие стратегии, через вторую позицию восприятия

- кодирование стратегии (выявление и описание стратегии в форме алгоритма или системы алгоритмов и операционных принципов)

- применение модели вычитания (удаление из стратегии элементов, не имеющих функционального значения)

- встраивание стратегии (обучение другого человека до получения того же результата, как и изначальной модели).

Моделирование является первичной и единственной функцией НЛП, как такового. Все остальные  функции НЛП (НЛП-терапия и НЛП-коучинг, творчество, коммуникативные и переговорные технологии, и пр.) являются производными моделирования – то есть непосредственным использованием собранных моделей и могут называться «прикладным НЛП». Такова позиция основателей НЛП (в частности Джона Гриндера, Ричарда Бэндлера), которая может отличаться от мнения других разработчиков, внесших свой значительный вклад в НЛП.

НЛП основывается на идее того, что сознание, тело и  язык индивидуума определяют картину  его мировосприятия, и это восприятие (а, следовательно, и поведение) меняется в ходе жизни по мере обретения  человеком нового опыта, а также  его можно изменить намеренно  с помощью реструктуризации личного  опыта посредством различных  техник. Объектом изучения раннего  НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области гипнотерапии, гештальт-терапии и психологии семьи. Некоторые коммуникативные стратегии из этих областей были адаптированы к области повседневного общения.

Несмотря  на популярность, НЛП продолжает быть противоречивым, в частности, в терапии  и бизнесе. Даже после трёх десятилетий  существования НЛП не имеет научного обоснования. НЛП критикуется за отсутствие определяющих и регулирующих институтов для выработки общих  стандартов и публично задекларированной  профессиональной этики. По своей структуре  НЛП является полностью открытой методологией («сетевого» типа), и не претендует на статус научной дисциплины.

Основной  областью применения НЛП считается  психотерапия и обучение, однако техники  НЛП применяют в менеджменте, продажах, личном и корпоративном  консультировании, коучинге, стратегическом планировании результатов, творчестве, разработке и проведении обучающих программ, журналистике, юриспруденции, СМИ и рекламе.

Учитывая, что  НЛП – это мета-методика – эпистемология, само по себе оно имеет смысл в приложении к конкретной профессиональной деятельности, в которой задействован человеческий разум и лингвистика, для повышения ее эффективности посредством моделирования поведенческих и мыслительных стратегий. Уже наработанные стратегии НЛП в различных областях могут быть полезны применительно к контексту этих и близких областей.

Возможность вычленения структуры навыка позволяет  переносить стратегии между областями  посредством моделирования. Обучение НЛП как дисциплине (имеющей моделирование  как функцию) позволяет попутно  получить развитие коммуникативных  навыков, многопозиционного восприятия мира, поведенческой гибкости и совершить  значительный личностный рост.

Создано в 1973 году Ричардом Бэндлером, бывшим в то время студентом, и Джоном Гриндером, профессором лингвистики, в сотрудничестве с известным учёным Грегори Бейтсоном. Термин «нейролингвистическое программирование» отсылает к комплексу моделей и принципов, предназначенных для исследования того, как разум и нейрология («нейро»), языковые паттерны («лингвистическое») организации восприятия и познавательных способностей человека в систематических паттернах («программирование») взаимодействуют при конструировании субъективной реальности и человеческого поведения.

Основываясь на языковых паттернах и сигналах тела, собранных экспертными методами во время наблюдений нескольких психотерапевтов, практикующие нейролингвистическое программирование считают, что наша субъективная реальность определяет убеждения, восприятие и  поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы. Техники, выработанные на основе данных наблюдений, своими создателями  описывались как «терапевтическая магия», тогда как само НЛП описывалось  как «исследование структуры  субъективного опыта». Эти утверждения  основываются на принципе, что любое  поведение (будь то самое совершенное или дисфункциональное) не проявляется случайно, но имеет структуру, которую возможно понять. НЛП применяется в целом ряде сфер деятельности: продажи, психотерапия, коммуникация, образование, коучинг, спорт, управление бизнесом, межличностные отношения, а также в духовных движениях и при соблазнении. НЛП обвиняют в противоречивости, а также иногда критикуют за недоказанность и псевдонаучность те, кто следит за случаями мошенничества, содержащими преувеличения заявлениями и неэтическими практиками. Как среди практиков, так и среди скептически настроенных людей существует значительное разнообразие мнений относительно того, что следует считать НЛП, а что не следует.

Философская база НЛП иногда определяют как эмпирическую эпистемологию. Последнее означает, что оно основывается на личном опыте и наблюдениях. НЛП эклектично и фокусируется на вопросе «что работает». По этому вопросу Дракмэн отмечает:

Система эта  была разработана при ответе на вопрос, почему определённые психотерапевты так  эффективно взаимодействуют со своими клиентами. Вместо того, чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории и практики, Бэндлер и Гриндер обратились к анализу того, что делали эти психотерапевты на наблюдаемом уровне, категоризировали это и применяли категории в виде общих моделей межличностного влияния. НЛП пытается научить людей наблюдать, делать предположения и реагировать на людей так же, как те три крайне эффективных психотерапевта.

Многие сторонники НЛП считают, что оно ближе  к технологии, чем к науке, и  зачастую относят его к подобию  инженерии, поскольку НЛП пытается ответить на вопрос «что работает?», а  не на вопрос «что истинно?». Они бы сказали, что стремятся создавать  практические модели и удобные подходы.

Первые разработчики заявляли о своей незаинтересованности в теории, и в НЛП рекомендуется  концентрироваться на том, «что работает». Однако некоторые практики создают  и развивают собственные теории, стоящие за НЛП, основываясь на синтезе  нейролингвистического программирования с другими личностными, нью-эйджевскими, психологическими и/или нейрологическими концепциями. Некоторые тренеры обучают этим теориям в рамках НЛП.

На тренингах  НЛП обучают наблюдать тонкие вербальные и невербальные сигналы, и подразумевается, что не может  быть никакой определённости в работе какого-либо метода, а поведенческая  гибкость рассматривается в качестве ключа к успеху.

 

2. Психотерапия  в общении

 

С психологической точки-зрения, общение – это сложный процесс, основные функции которого информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные. Применительно к задачам психотерапии представляет интерес характеристика структуры общения в малых группах, предлагаемая Г. М. Андреевой (1980). Она условно выделяет коммуникативную (в узком смысле слова) сторону общения, состоящую в обмене информацией между общающимися индивидами, интерактивную сторону общения, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами (то есть в обмене не только знаниями, но и действиями), и перцептивную сторону общения, означающую процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, в действительности все выделенные аспекты общения всегда взаимно перекрещиваются.

Выделяют два основных вида общения: функционально-ролевое (формальное или деловое), опосредствованное определенными функциональными связями, социальными ролями между людьми в процессе их совместной деятельности, и личностное (неформальное) общение, реализующее потребность человека в эмоциональных контактах с другими людьми, результатом которой является не преобразованный материальный или идеальный предмет, а соотношения с другим человеком, другими людьми. Данный вид общения занимает особое место в групповой психотерапии.

Личностное общение представляет собой процесс взаимодействия двух или нескольких субъектов, в ходе которого осуществляется взаимное раскрытие внутреннего мира каждого из них. В свою очередь, сам же внутренний мир личности является интериоризованной формой личностного общения. Именно в личностном общении раскрываются наиболее эмоционально значимые переживания личности, причем в отличие от делового общения главную роль здесь играет не столько обмен информацией, сколько сам непосредственный эмоциональный контакт с партнером, способность эмпатически понять другого. По степени презентированности в общении внутреннего мира личности все формы личностного общения можно расположить в континууме: «предельная замкнутость», «полная открытость» (в психопатологии эти крайние варианты могут быть выражены еще интенсивнее).

Общение в целом и личностное общение в частности разделяются на вербальные и невербальные виды.

Вербальное (речевое) общение широко используется в групповой психотерапии в форме бесед, разговоров, дискуссий.

Невербальные  формы общения в групповой  психотерапии имеют особое значение. Сюда включаются жесты, мимика, пантомимика, визуальное, тактильное общение, так  называемая проксемика и некоторые другие формы. Первые три вида объединяются названием оптико-кинетические формы общения. По выражению лица, жеста, позы или движения в некоторых случаях можно безошибочно определить самые тонкие переживания души. Обучая этому искусству больных, необходимо стремиться выработать у них навык адекватно воспринимать и выражать свои эмоции, проявлять готовность к тонкому анализу и оценке даже малозаметных изменений мимики своих товарищей. Систематические тренировки восприятия отдельных видов оптико-кинетического общения дают возможность понять и прочувствовать внутренний мир человека, не прибегая к обычным методам расспроса. В групповой психотерапии использование различных форм такого рода общения, например визуальный контакт совместно с тактильным (соприкосновение рук), способствует созданию в группе атмосферы душевной теплоты и доверия. Такие контакты интенсивно действуют на эмоциональное состояние, взаимопонимание, проявление чувства эмпатии.

В последние  годы появилась интересная область  исследований пространственной и временной  организации коммуникации, названная  ее основателем Э. Холлом – проксемикой. Накоплен определенный экспериментальный опыт, показывающий, что воздействие и его восприятие зависят от дистанции между общающимися. Не меньшее значение имеет расположение партнеров. Так, замечено, что общение между людьми происходит успешнее, если стулья, на которых они сидят, расставлены не в ряды, а кругом.

 

3. Применение  НЛП в массовой коммуникации  и рекламе

 

По своему рождению НЛП это совокупность модели описания поведения человека и дидактическая школа по обучению использования модели в различных областях деятельности, средством достижения целей которых являются эффекты целенаправленного личного влияния (прежде всего, психологические консультирование и педагогика; как близкие рассматриваются медицина в целом и любые области управления людьми; далее - везде).

Модель описания НЛП является контаминацией обрывков гештальт-психологии и представлений о когнитивных процессах на основе генеративной лингвистики с постулированием жесткого изоморфизма между физиологическими и когнитивными процессами и внешними проявлениями. Основой для описания коммуникации в НЛП послужили наблюдения за эффективными коммуникаторами, прежде всего психотерапевтами, но также представителями других видов деятельности, продемонстрировавших высокую социальную успешность. Практическое применение технологий НЛП в коммуникации, этакий набор «гаечных ключей коммуникации», основано на постоянной обратной связи с собеседником («раппортом»), что приводит, «в чистом НЛП», к недооценке содержательных аспектов общения и даже постулированию принципа «свободы от содержания» в коммуникации. «Школьное» понимание таких лингвистических феноменов как синонимия, безумная переоценка коммуникативной пользы метафоризации и других лингвистических явлений позволяет адептам НЛП делать спекулятивные заявления о применимости данного подхода практически в любом виде деятельности для достижения значимых результатов.

Дидактическая школа постулирует  принципиальную невозможность самостоятельного изучения модели описания и овладения  навыками на основе этой модели, базируется на культе «гуру» и иерархической системе «овладения НЛП» в процессе группового обучения. С самого начала эта была высоко коммерционализированная сфера гуманитарной деятельности, например, распространенно утверждение, что НЛП зарегистрировано как торговая марка, но этого никогда не было, это Бендлер пугал окружающих, с постоянными спорами по «отцовству» этой системы, с множеством внутренних направлений и брендов. Многие из тех, на кого опирается это воинствующее движение эффективной коммуникации, так и не могли найти взаимопонимание между собой.

Информация о работе Нейролингвистическое программирование и коммуникации