Нейропсихология: основное направление в деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:19, реферат

Описание работы

Александр Романович Лурия принадлежал к тому поколению советских ученых, чьи молодые годы совпали с первыми годами правления революционного режима в России. К концу жизни он стал психологом с мировым именем. И если его собственно психологические взгляды хорошо известны ученым на Западе, то этого нельзя сказать о его философских и политических взглядах. Между тем Лурия был убежденным марксистом, который пытался различными путями связать психологическую теорию с теорией марксизма. Будучи учеником Выготского, Лурия разделял с ним убеждение в том, что важную роль в процессах формирования психики человека играют социальные факторы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
1.Научная деятельность Лурия Александра Романовича……………….….3
2.Нейропсихология: основное направление в деятельности………………11
Заключение……………………………………………………………………15
Список используемых источников……………………

Файлы: 1 файл

Лурия.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

Эти и другие высказывания А.Р. Лурия относительно нейропсихологического анализа эмоционально-личностной сферы не оставляют сомнения в том, что он был убежден в возможностях решения этого круга проблем с естественнонаучных позиций.

  1. Нейропсихология: основное направление в деятельности

Луриевская нейропсихология берет свое начало в психологии, ее источником являются общепсихологические представления о структуре и строении психических функций. В то время как западная нейропсихология в значительной степени «выросла» из медицины и до сих пор является своеобразной частью медицины - «высшей неврологией», изучающей психологические симптомы поражения мозга аналогично неврологическим симптомам и непосредственно сопоставляющей их с очагами поражения мозга.

Клиническая, медицинская «парадигма» западных нейропсихологических работ удерживает их в собственном русле, независимом от общепсихологических идей. В них отсутствует внутренняя теоретическая связь с психологическими концепциями, и это давняя традиция западной нейропсихологии. Другая традиция - непосредственное перенесение в клинику методов экспериментального исследования, разработанных для изучения здорового человека (в основном психометрических), и увлечение количественными, а не качественными аспектами изучаемых дефектов (т.е. прием математических, статистических методов над качественным анализом, на котором настаивал А.Р. Лурия).

Новизна и оригинальность луриевской нейропсихологии заключаются в том, что она, будучи синтезом трех наук (психологии, медицины, физиологии), является, прежде всего, отраслью психологической науки, непосредственно связанной с общепсихологическими идеями А.Р. Лурия (как представителя школы Выготского - Леонтьева). Поэтому успехи луриевской нейропсихологии в значительной степени связаны с адекватностью психологических идей, использованных А.Р. Лурия для изучения проблемы «мозг и психика».

Как известно, нейропсихология - это одна из наук о мозге, поэтому центральной проблемой в ней является проблема мозговой организации (локализации) психических функций. Ее решение зависит от понимания следующих вопросов:

- что такое психическая  функция как психологическое  явление?

- что такое мозг как  субстрат психических функций, т.е. каковы принципы его организации?

- как именно соотносятся  психические функции с мозговыми  структурами, т.е. что именно «подлежит»  локализации и что именно надо  понимать под мозговыми механизмами  психических функций?

Александр Романович по-новому подошел к решению этих вопросов. Высшая (т.е. прижизненно возникающая, опосредованная, произвольно регулируемая) психическая функция представляет собой не «психическую способность» - целостное и неразложимое на составные части психологическое явление, а сложную форму психической деятельности. Эта деятельность включает в свой состав движущие мотивы, цели (программу), исполнительные звенья (действия и осуществляемые ими операции) и контролирующие механизмы. Это сложная психологическая система, состоящая из многих звеньев и характеризующаяся определенными параметрами (аспектами). Психическая функция не может сопоставляться с мозгом как единым целым.

Мозговые структуры, ответственные за реализацию психических функций,- высоко дифференцированные образования, объединенные в различные системы, взаимодействующие между собой. Кроме этого системы объединяют и корковые, и подкорковые уровни мозга. Мозг как субстрат психических процессов организован по многим системным принципам: проекционным, ассоциативным, регуляторным и др. С определенными мозговыми структурами следует соотносить не психическую функцию как единое целое, а ее отдельные звенья, параметры (аспекты), реализация которых осуществляется с помощью соответствующих физиологических процессов.

Общие и локальные физиологические процессы (закономерности работы соответствующих нейронов) «ответственны» за различные аспекты психических функций и различные формы их нарушений при локальных поражениях мозга. Именно они и являются конкретными мозговыми механизмами высших психических функций.

Мозг как субстрат психических процессов участвует в реализации психических функций как сложное единое целое, состоящее из высокодифференцированных компонентов, организованных по системному принципу, где различные мозговые структуры и специфичные для них физиологические процессы «отвечают» за различные звенья (аспекты) функции.

Эти и другие положения вошли в сформулированную А.Р. Лурия «теорию системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций человека». На современном этапе изучения проблемы данная теория явилась наиболее эвристичной и продуктивной по сравнению с другими концепциями, объясняющими соотношение мозга и психики.

Как всякая хорошая теория, она успешно применяется на практике (для диагностики состояния мозга и его отдельных структур и восстановления нарушенных функций). Предложенные А.Р. Лурия методы нейропсихологической диагностики и восстановления психических функций основаны на данной теории. Они пользуются большой популярностью во всем мире как одни из наиболее эффективных. Таким образом, луриевская нейропсихология объединяет в себе высокий научный и практический потенциал, чем и объясняется ее признание у нас и за рубежом.

Важно отметить, что А.Р. Лурия - не только основоположник нейропсихологии нового типа, он создал отечественную нейропсихологическую школу - коллектив учеников, единомышленников, продолжающих разрабатывать его идеи.

Научная школа - особое, весьма ценное и сравнительно редкое явление в науке. Далеко не все крупные ученые оставили после себя научную школу, что объясняется, по-видимому, и объективной значимостью научных взглядов ученого, и его личными качествами. А.Р. Лурия сочетал в себе и высокий научный авторитет, и выдающиеся способности Учителя, воспитателя молодежи. Он трудился не в одиночку, а всегда с коллективом сотрудников-учеников. Лурия воспитал многих учеников, некоторые из них ушли в другие области психологии, но большинство сохранило верность нейропсихологическим интересам и составило луриевскую нейропсихологическую школу. В эту школу входят не только отечественные, но и зарубежные ученые; учениками А.Р. Лурия считают себя такие известные ученые, как М. Коул, Н. Гольдберг (США), Ж.Дас (Канада), Л. Вайзкранц (Англия), А.Л. Кристенсен (Дания), М. Климковский, М. Кочмарек (Польша), Э. Андриевска (Франция) и многие другие. . Учениками А.Р. Лурия являются и многие неропсихологи, работающие теперь в странах СНГ, учившиеся в свое время на факультете психологии МГУ или подготовившие под его руководством диссертации по нейропсихологической тематике. Можно говорить о различной степени принадлежности того или иного ученого к луриевской нейропсихологической школе, однако, бесспорно, их объединяет признание высокого научного авторитета А.Р. Лурия и общее понимание основных проблем нейропсихологии и способов их решения10.

Нейропсихологическая школа А.Р. Лурия испытывала в своем развитии различные трудности, в том числе и общие с другими научными дисциплинами («утечка мозгов» за рубеж, наплыв непрофессионалов и т.п.). Тем не менее, вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам она жива и имеет большой потенциал развития. Она представляет собой ценное достояние отечественной психологической науки .

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, оценивая значение научного творчества А.Р. Лурия, следует безусловно, признать, что его заслуги перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии - новой отрасли психологии, но и в существенном продвижении в других областях психологической науки - общей, исторической, детской психологии, дефектологии, психофизиологии. А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и другими отечественными психологами сыграл большую роль в разработке фундаментальных общепсихологических концепций, на которых основана современная психология. В 1920-е гг., когда в официальной отечественной психологии господствовали субъективно-идеалистические представления о психике, Александр Романович встал на путь борьбы за материалистическую, естественнонаучную психологию, за создание ее непротиворечивых методологических и теоретических основ. В этом его основная заслуга перед психологической наукой. А.Р. Лурия рассматривал каждую отрасль психологии как часть единой психологической науки. Необходимость в изучении различных аспектов научного творчества А.Р. Лурия очевидна.

В научной биографии А.Р. Лурия можно выделить 3 периода, во многом отражающие особенности истории отечественного психоанализа.

1. В первый период (на  протяжении первой половины 20-х  гг. 20 века) А.Р. Лурия оценивает психоанализ  как новое, современное направление, позволяющее преодолеть кризис  в психологии.

2. Второй период (2-я половина 20-х-30-е гг.) характеризуется резкой  критикой А.Р. Лурия психоанализа  с общепсихологических марксистских  позиций. Но в содержательном  плане ключевые психоаналитические  принципы и проблемы (целостный  подход, изучение эмоциональных  и мотивационных сфер личности, соотношение внешнего и внутреннего, биологического и социального, сознательного  и бессознательного в личности  и т.д.) по-прежнему остаются для  А.Р. Лурия в числе приоритетных, работающих и актуальных.

3. В третий период (после 1940 г.) отмечается отсутствие работ  А.Р. Лурия, посвященных вопросам  психоанализа. Но фактически те  принципы, постулаты и проблемы, которые А.Р. Лурия впервые сформулировал  для себя, продолжали работать  на всем протяжении его научного  творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Luria A.R. The Making of Mind: A Personal Account of Soviet Psyhology. M. Cole & S. Cole ed. Cambridge. 1979. P. 43.
  2. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
  3. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской// Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml
  4. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы// М., МГУ, 1988.
  5. Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. М.: Воениздат, 1992
  6. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии./ Вопросы психологии, 1997, № 3. – С. 112-125.
  7. Хомская Е.Д. Нейропсихология// СПб.: Питер, 2005. — 496 с
  8. Хомская Е.Д. Нейропсихология// Спб.:Питер, 2010. с.98

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Luria A.R. The Making of Mind: A Personal Account of Soviet Psyhology. M. Cole & S. Cole ed. Cambridge. 1979. P. 43.

2  Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. М.: Воениздат, 1992

3 Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы// М., МГУ, 1988.

4 Хомская Е.Д. Нейропсихология// СПб.: Питер, 2005. — 496 с

5 Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.

 

6 Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской// Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml

 

 

7 Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. М.: Воениздат, 1992 г.

8 Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии./ Вопросы психологии, 1997, № 3. – С. 112-125.

9 См. там же.

10 Хомская Е.Д. Нейропсихология// Спб.:Питер, 2010. с.98

 

 


Информация о работе Нейропсихология: основное направление в деятельности