Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:01, реферат
Тот факт, что человек способен молчать, но не может полностью контролировать движения своего тела, предоставляет умеющему «считывать» невербальную информацию деловому партнеру потрясающий по своим возможностям «инструмент», который позволяет ему адаптировать и редактировать свою коммуникационную тактику в соответствии с реакцией (движениями) собеседника, зависят от:
его пола, анатомических особенностей и типа;
степени экстравербальности характера
1.Невербальные средства в деловой коммуникации……………………
2.Средства невербальной коммуникации…………………………………
3. Паралингвистические особенности невербальной коммуникации…...
4.Зоны и дистанции в деловой коммуникации………………………….
5. Интерпретация невербального поведения……………………………...
Использованная литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт повышения
Кафедра совершенствования профессиональных знаний
Реферат
по дисциплине «Психология деловых отношений»
на тему: «Невербальная коммуникация в деловых отношениях.
Интерпретация невербального поведения»
Могилев 2013
Содержание
1.Невербальные средства в деловой коммуникации…………………… |
|
2.Средства невербальной коммуникации………………………………… |
|
3. Паралингвистические особенности невербальной коммуникации…... |
|
4.Зоны и дистанции в
деловой коммуникации………………………… |
|
5. Интерпретация невербального поведения……………………………... |
|
Использованная литература |
Эффективность делового взаимодействия определяются не только тем, как понятны слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, или жесты. Именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимодействия.
К средствам невербальной коммуникации относятся, прежде всего, следующие:
1. Телесный контакт – выражается в разнообразных формах – толчках, похлопываниях, поглаживаниях.
2. Дистанция – расстояние между деловыми партнёрами, говорит об отношении друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре.
3. Ориентация – положение сидящих или стоящих партнеров по отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от степени сотрудничества или соперничества.
4. Внешний вид. Основная цель – сообщить о себе. Через имидж деловой партнер информирует окружающих о своём социальном положении, виде деятельности, самооценки.
5. Поза тела. Поза обычно
указывает на межличностные
6. Кивок головой – используется
для одобрения или
7. Выражение лица (мимика)
– дает возможность
8. Жесты – используются вместе с речью, тем самым подчеркивают ее.
9. Взгляд – позволяет
считывать разнообразные
10. Паравербальные и экстравебальные сигналы. Смысл высказывания может меняться от того, какую интонацию, тембр использовал высказывающийся. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека и его заинтересованности.
Язык тела является одной из разновидностей «параллельного» языка, сопровождаемый с речевыми высказываниями человека.
Тот факт, что человек способен молчать, но не может полностью контролировать движения своего тела, предоставляет умеющему «считывать» невербальную информацию деловому партнеру потрясающий по своим возможностям «инструмент», который позволяет ему адаптировать и редактировать свою коммуникационную тактику в соответствии с реакцией (движениями) собеседника, зависят от:
В деловом взаимодействии очень часто используются «риторические уловки» т.е. эмоциональные возбудители. Именно они вызывают у партнера эмоции, переживания. Деловым людям очень важно вызывать не просто эмоции у собеседника, а именно те с помощью, которых можно добиться определенного результата. Что бы добиться положительного результата необходимо учитывать психотип аппонента, его ведущий сенсорный канал.
Беспроигрышным вариантом
в деловом взаимодействии является
энергетика речи: ее экспрессия и тональная
вариантность. Собеседникам нравится,
когда партнер не суетится, а чеканит
фразы, не скрывая при этом своих
позиций отношения к предмету
разговора, всем своим видом подчеркивая
уверенность своих
Известный артист И. Ильинский в своей книге «Сам о себе» писал:
«… Интонации человеческого голоса бывают особенно красочны, разнообразны, глубоки и проникновенны, когда они произносятся естественным, а не форсирующим голосом, и когда они произносятся так, то они особенно глубоко проникают в душу слушателя, неся нужную мысль».
Под интонацией понимаются все явления, звуковые средства звука, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного.
Различают следующие характеристики человеческого голоса:
Быстрый темп речи свидетельствует об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная, неторопливая манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; колебания в скорости речи обнаруживают на недостаток уравновешенности, неуверенность.
Большая громкость
присуща, как правило,
Ясное и правильное произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину; потребность в ясности – недостаток живости; расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.
Фальцет присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта; грудной голос – мышление и речь сопровождаются повышенной эмоциональностью; высокий пронзительный голос – признак страха и волнения; низкий тон голоса – расслабленность, покой и достоинство.
Ритмическое говорение – богатство чувств, уравновешенность, как правило, хорошее основное настроение. Строго цикличное, правильное говорение – сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплина.
Дистанцирование – это дистанция, которой придерживается один человек относительно другого, а также неожиданные движения, которые имеют целью изменения дистанции, например резкий шаг назад.
Как известно, далеко не каждого человека мы подпускаем близко к себе. Наше пространство подразделяется на четыре зоны: интимную, личную, социальную, публичную.
В английском языке
интимная зона называется «
В деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято, поэтому многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто-то приближается ближе расстояния вытянутой руки (граница интимного пространства). Человек сам хочет определить, кого он хочет видеть в своей интимной зоне. Тем самым тот, кто вторгается в интимную зону другого человека, проявляет неуважение к партнеру, этим вызывая чувства отвращения.
Величина интимной зоны в каждый конкретный момент зависит от внешних и внутренних обстоятельств, а именно:
а) от статуса того, с кем происходит деловая коммуникация;
б) от собственного настроения в данную минуту (или чувства безопасности).
Неумение определять величину необходимой дистанции по отношению к клиенту наиболее проявляется у работников сферы обслуживания. Нарушение интимной зоны свойственно некоторым менеджерам.
О положении человека в той или иной фирме можно судить по некоторым показателям. Таких, как например, чем больше письменный стол, тем выше статус его владельца. Но чем больше стол, тем больше расстояние между деловыми партнерами.
Умение распознавать сигналы дистанцирования, поможет вам определить, кто на деловых переговорах является главным лицом.
Нарушение границ территории,
в особенности интимного
а) беспокойное ёрзанье, сигнализирующее о желании удалиться;
б) закидывание ноги на ногу, прочь от захватчика – поворот в сторону и подготовка к бегству;
в) постукивание пальцами (сигнал вну4тренней тревоги);
г) опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;
д) зажмуривание глаз: «Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»;
е) опускание подбородка на грудь: «Я подчиняюсь, да, мне страшно и я защищаю шею, оставьте меня в покое».
ж) хватание предметов, особенно карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта».
Эта зона ровняется от 45 до 120 см. В этом пространстве должны совершаться нормальные деловые взаимодействия, коммуникативные процессы. Именно из этой зоны происходит внезапное вторжение в интимную зону, переход осуществляется плавно.
Личностная или безличностная дистанция характерны для таких форм делового взаимодействия, как деловые переговоры или дружеская встреча, прием посетителей и консультирование.
Говоря о деловом
Социальная зона – это расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем или вовсе незнакомы, а также при взаимодействии с малой группой лиц. Обычно таким расстоянием принято пользоваться при групповой встречи деловых лиц.
Социальная зона дает возможность деловым партнерам, не только слышать друг друга, но и видеть; как правило, взгляд должен быть направлен на лицо и руки. Т.к. ладони человека приспособлены для того что бы прикрывать ими лицо, и при таком взаимодействии (ладоней и лица), человек как бы что то скрывает.
Количество таких жестов возрастает, когда один из участников делового взаимодействия лжет. Наиболее часто используются следующие жесты, которые используют лжецы, но такие жесты можно легко «считать»: это поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, потягивание мочки уха и др. Эти жесты означают либо самонаказание, либо успокоение.
Много информации при деловом взаимодействии можно получить при наблюдении за движениями «рука – нос». Такие движения, как касание собственного носа, проделывают неуверенные в себе люди. С такими движениями могут быть связаны состояния задумчивости и пассивности.
Все эти связки хорошо видны лишь на расстоянии, поэтому, оказавшись в социальной зоне общения, целесообразно как можно лучше контролировать самого себя и внимательно наблюдать за партнерами коллективного взаимодействия.
Публичная зона – это
расстояние, предпочтительное при взаимодействии
с большой группой людей, с
массовой аудиторией. Публичная зона
начинается от 3,5 м., и чем больше
расстояние с аудиторией, тем важнее
использование аудио –