Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значимость невербального общения.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть структуру общения;
2. провести анализ невербальной коммуникаций.

Содержание работы

Введение 2-3
1.Сруктура общения 4
1.1. Средства общения 4-8
1.2. Основы невербального общения 8-9
2.Изучение структуры невербального общения 10
2.1. Дисциплины невербального общения 10-27
2.2. Специфика невербального общения 27-31
Заключение 32
Список литературы 33-34

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 154.48 Кб (Скачать файл)

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики, которые выступают генетическими признаками человека, например, врожденные способы выражения эмоций. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения.

В общении обязательно будет разворачиваться познание одной личности другой, будет проявляться и изменяться отношение, иметь место обращение друг к другу. Невербальное поведение партнеров одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу. Именно в общении ярко проявляется индикативно-регулятивная функция невербального поведения личности.[6,c.5]

Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения.

Рассматривая известные классификации невербальных средств общения, нетрудно заметить, что в их основу положены основные атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство. Какие бы невербальные средства не выделялись, все они могут быть сведены к' кинесическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и, наконец, к временным характеристикам взаимодействия. Сказанное имеет отношение и к паралингвистической, экстралингвистической подструктуре, которая включает движения тела, изменения голоса, паузы и скорее отличается функциями, чем является оригинальной системой невербальных средств общения. То же самое можно сказать о прикосновениях. По своей сути, они представляют направленные движения тела, головы, руки, которые с полным основанием можно включить в состав кинесической подструктуры.

В последнее время четко прослеживается тенденция включать в структуру невербальных средств общения, помимо указанных, среду – окружающие социально-бытовые условия, обстановку, совокупность людей, связанных общностью этих условий; объекты, которые используются личностью для связей с окружающим миром: одежду, косметику, украшения и т.д.

Возникает вопрос: могут ли все названные невербальные средства рассматриваться как элементы невербального поведения.

На наш взгляд, включение в невербальное поведение личности всех продуктов ее многообразной деятельности является расширенным его толкованием. Мы же понимаем под невербальным поведением личности социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация. Круг подструктур невербального поведения личности гораздо уже круга элементов, выполняющих роль невербальных коммуникаций или невербальных средств общения.

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:

• подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;

•  передаем информацию сознательно или бессознательно;

•  выражаем свои эмоции и чувства;

•  регулируем ход разговора;

•  контролируем и воздействуем на других лиц;

•  восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.

При рассмотрении связей и отношений между элементами и подструктурами невербального поведения мы исходили из его определения, а также из того факта, что сам феномен «невербальное поведение» рассматривается нами в контексте социальной перцепции, как личностное образование, наделенное когнитивно-регулятивной функцией.[7, c.45]

1.2.Основы  невербального общения

Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами.

В основе невербальной коммуникации лежат два источника – биологический и социальный, врожденный и приобретённый в ходе социального опыта человека.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналом для получения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.

[8,c. 102]

Другим доказательством биологической природы невербальной коммуникации является то, что её элементы с трудом поддаются сознательному контролю: побледнение или покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др.

Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени как по форме, так и по своим функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека – это сигнал о желании поддерживать контакт.

Социальная обусловленность коммуникации присуща не только человеку, но и животным. Было зафиксировано довольно много правил невербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе инкультурации и социализации.

Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсальных, понятных всем знаков, а также специфических сигналов, используемых в рамках только одной культуры.

На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:

1) поведенческие знаки, обусловленные  физиологическими реакциями: побледнение  или покраснение, а также потоотделение  от волнения, дрожь от холода  или страха и др.;

2) намеренные знаки, употребление  которых связано с привычками  человека (их иногда называют  самоадапторами): почёсывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;

3) собственно коммуникативные  знаки: сигналы, передающие информацию  об объекте, событии или состоянии.

 Использование в коммуникации  невербальных средств происходит в основном спонтанно. Это обусловлено как низшими уровнями центральной нервной системы, так и высшими, отвечающими за коммуникацию. Разумеется, в какой-то степени невербальные элементы поддаются контролю, но даже при очень хорошем самообладании может произойти «утечка» информации.

[9,c.173]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изучение структуры  невербального общения

Наука, изучающая невербальное общение получила название невербальная семиотика. Она состоит из отдельных, но взаимосвязанных дисциплин:

    • Паралингвистика – науке о звуковых кодах невербальной коммуникации.
    • Кинесика – науке о жестах, жестовых движениях, о жестовых процессах и жестовых системах.
    • Окулесика – науке о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения.
    • Сенсорика:
  • аускультация – науке о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации;
  • ольфакция – науке о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации.
    • Такесика (гаптика) – науке о языке касаний и тактильной коммуникации.
    • Проксемика – науке о пространстве коммуникации, его структуре и функциях.
    • Хронемика – науке о времени коммуникации, о его структурах, семиотических и культурных функциях. [10, c.22]

2.1. Дисциплины  невербального общения

Паралингвистика

Под паралингвистикой понимается наука, которая составляет отдельный раздел невербальной семиотики и предметом изучения которой является параязык – дополнительные к речевому звуковые коды, включённые в процесс речевые коммуникации и могущие передавать в этом процессе смысловую информацию.

Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверенности и т. д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными средствами коммуникации в общении используются и паравербальные средства. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая нам о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т. д. То есть при паравербальной коммуникации информация передаётся через голосовые оттенки, которым в разных языках придаётся разный смысл. Поэтому произнесённое слово никогда не является нейтральным.

То, как мы говорим, иногда важнее самого содержания сообщения. Действие паравербальной коммуникации базируется на использовании механизма ассоциаций человеческой психики. Ассоциации представляют собой способность нашего интеллекта восстанавливать прошлую информацию благодаря свежей информации, которая в данный момент принимается человеком, то есть когда одно представление вызывает другое. Эффект в данном случае достигается благодаря тому, что говорящий создаёт общее информационное поле взаимодействия, которое помогает собеседнику понимать партнёра. Средствами достижения эффективной коммуникации здесь могут служить следующие характеристики человеческого голоса.[11,c.51]

- Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый  темп речи свидетельствует об  импульсивности собеседника, его  уверенности в своих силах. И, напротив, спокойная медленная манера  речи указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность  говорящего. Заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, уверенность, лёгкую возбудимость человека.

- Громкость. Большая громкость  речи присуща, как правило, искренним  побуждениям либо кичливости и самодовольству. В то время как малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. Заметные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника. Как показывает коммуникационная практика, усилению эмоциональной речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов.

- Артикуляция. Ясное и  четкое произношение слов свидетельствует  о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение свидетельствует  об уступчивости, неуверенности, вялости  воли.

- Высота голоса. Фальцет  зачастую присущ человеку, у которого  мышление и речь больше основываются  на интеллекте. Грудной голос  является признаком повышенной  естественной эмоциональности. Высокий  пронзительный голос является  признаком страха и волнения . [10, c.190]

Как и во всякой науке, в паралингвистике можно выделить центр и периферию.

В центр паралингвистической системы входят, например, (а) отдельные речевые звуки, исходящие из ротовой и носовой полости человека; (б) звуковые комплексы, которые возникают и принимают активное участие в разного рода физиологических реакций, и которые в акте коммуникации приобретают особые контекстные значения (насморк, плевки, кашель, икота, рыдание, свист и другое); (в) голос и его постоянные качества, голосовые особенности актуально звучащей речи или игры голосом (фонации); (г) параязыковые просодические элементы, участвующие в процессе коммуникации и способствующие организации и передаче смысловой информации: эмоциональное акцентированное выделение слогов и более крупных фрагментов речевого потока, темп фраз при беглой речи или при скандировании, тональный уровень громкой, тихой и шепотной речи, длительность слога, например, при протяжной речи, продолжительность разделов между фонетическими синтагмами и пр.

Информация о работе Невербальное общение