Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и значимость невербального общения.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть структуру общения;
2. провести анализ невербальной коммуникаций.

Содержание работы

Введение 2-3
1.Сруктура общения 4
1.1. Средства общения 4-8
1.2. Основы невербального общения 8-9
2.Изучение структуры невербального общения 10
2.1. Дисциплины невербального общения 10-27
2.2. Специфика невербального общения 27-31
Заключение 32
Список литературы 33-34

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.docx

— 154.48 Кб (Скачать файл)

Хронемика

Хронемика – это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения.

Исследование хронемики позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную.

При монохронной модели время представляется в виде дороги или ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к тому, что человек предпочитает одновременно заниматься одним делом, а также разделяет время для дела и эмоциональных контактов.

В полихронной модели нет такого строго расписания, человек там может заниматься сразу несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий. [25, c. 103]

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.

Во-вторых, через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность – не расположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее [26, с. 43].

2.2. Специфика невербального  общения

Надо сказать, что с точки зрения оценки интеллектуальных человеческих возможностей одновременное существование в поведении человека двух функционирующих групп знаковых систем поражает. Чтобы понять, насколько это сложно, достаточно попробовать левой и правой рукой совершить принципиально разные действия (скажем, одной рукой совершать горизонтальные движения, а другой — колющие). Это требует специальной тренировки, так как мозг с большим трудом подает разные импульсы на разные части тела, т.е. координирует разнонаправленную деятельность внутри одного организма. В устной же речи постоянно работают две разные группы знаковых систем, и в принципе человек не испытывает большого дискомфорта. Это означает, что все мыслительные усилия в этот момент падают на сознательное: человек напряженно думает о том, что говорит, а знаковая система языка тела функционирует совершенно стихийно и еще больше его выдает, потому что для контроля над ней не остается интеллектуальных сил. И мы действительно не контролируем эту стихию. Даже понимая, что надо следить за выражением своего лица, люди справляются с этим, как правило, плохо. Тренинг, связанный с профессиональной деятельностью актеров, резидентов и т.п., оказывается трудоемким и продолжительным. Человеку очень нелегко демонстрировать знаки языка тела в соответствии с определенным внутренним замыслом.

Это неконтролируемый процесс. Именно поэтому вы можете обратиться к человеку с каким-нибудь заветным вопросом, и он не сразу ответит вам на этот вопрос, а, скажем, ответит через 10 секунд, но уже в первую секунду по тому, покраснел он или нет, по тому, как он на вас смотрит в этот момент, по тому, ежится он или нет, вы уже знаете ответ. И даже если словесный ответ окажется не таким, как первая реакция, вы уже знаете, что он неточен. Известная мысль: «Бойтесь первых порывов души — они, как правило, самые благородные» — с точки зрения психологии должна была бы звучать так: «Бойтесь первых порывов души — они, как правило, самые искренние».

Известно, что за день современный человек произносит около 30 тысяч слов или приблизительно 3 тысячи слов в час. Как правило, речевое общение сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой контекст. Эффективность любых коммуникативных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т. е. взгляд партнёра, мимику и жесты, телодвижения, позы, дистанцию, темп и тембр речи.

Ученые установили, что с помощью языка мы передаём не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения были объединены понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, причёски, окружающие нас предметы, привычные для нас действия – все они представляют собой определённый вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, т. е. происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.

Прочтение подобного рода элементов поведения собеседника способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого коммуникационного акта даёт нам сведения о морально-личностном потенциале партнёра, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами закреплено определённое значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении определённого человека).

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке. Также через невербальные средства мы узнаём об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдалённости, типе их отношений (доминирование – зависимость, расположенность – нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорей выйти из неё.

Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах:

-Невербальное общение  может дополнять вербальное сообщение: если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два  действия дополняют друг друга. Дополнение означает, что невербальные  элементы делают речь более  выразительной, уточняют и разъясняют  её. Ваша улыбка при встрече  с другом, когда вы говорите, что  очень рады увидеться с ним, дополняет речевое сообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами. Так, для привлечения внимания к какому-то сообщению можно поднять вверх указательный палец.

-Невербальное поведение  может противоречить вербальным  сообщениям: если вы не смотрите  в глаза своему собеседнику  и говорите: «С вами очень приятно  беседовать», то такое невербальное  действие опровергает ваше позитивное  вербальное сообщение. Опровержение  означает, что невербальная информация  противоречит словам человека. Если  вы говорите, что рады кого-то  видеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, ваш  собеседник наверняка усомнится  в вашей искренности. Из-за неосознанности  и спонтанности невербального  поведения, которое плохо контролируется  сознанием, оно может опровергать  сказанное. Даже если человек  контролирует свою первую реакцию, спустя некоторое время обнаруживается  его подлинное состояние

- Невербальные поступки  могут заменять вербальные сообщения: ребёнок может указать на игрушку, вместо того, чтобы сказать: «Хочу  эту игрушку». Замещение означает  использование невербального сообщения  вместо вербального. Вы вполне можете, находясь в шумной аудитории, жестами показать своему приятелю, что вы приглашаете его выйти и поговорить. В магазине вы также можете жестом указать продавцу на интересующий вас товар.

-Невербальные действия  могут служить регуляторами вербального  общения. Регулирование представляет  собой использование невербальных  знаков для координации взаимодействия  между людьми. Для поддержания  беседы часто используются знаки, замещающие слова: жесты, изменение  позы, прикосновение к кому-то  и др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону  туловища мы можем понять, что  пришла наша очередь вступить  в разговор.

-Невербальное действие  может повторять вербальное сообщение: просьба говорить тише, сопровождаемая  приложением указательного пальца  к губам.

С помощью слов мы получаем самую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, поз выражаются душевная энергия человека, движения, симптомы (например, побледнение или покраснение лица). Тот, кто хочет правильно понимать своих партнеров по общению, должен, прежде всего, изучить различные средства выражения и уметь их корректно и адекватно интерпретировать.

Характер и формы выражения различных средств общения позволяют нам говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедшем в другом месте явлении, что можно сделать в вербальном сообщении.

Невербальные сообщения являются синтетичными, их с трудом можно разложить на отдельные составляющие. Вербальные же элементы коммуникации (слова, предложения, фразы) чётко отделены друг от друга.

Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддаётся. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия.   

Невербальный язык люди, как правило, успешно осваивают сами в естественных условиях через наблюдение, копирование, подражание, а говорить детей учат специально, этому уделяет внимание и семья, и социальные институты. Так, когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую ссылаемся на свою интуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседника нам позволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умение их читать и отмечать несовпадения со словами.[23, c. 56-57]

Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

За последние десятилетия заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Стало ясно, что не вербальный компонент играет важную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела порой даже лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее, т.к. сознательно управлять не вербальными проявлениями достаточно тяжело) дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации [27, с. 100].

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

В заключении хотелось бы отметить, что невербальная коммуникация - это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений. Интерпретируя невербальные послания собеседника, необходимо учитывать ряд факторов:

  1. национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);
  2. состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);
  3. профессия человека;
  4. уровень культуры;
  5. статус человека;
  6. актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
  7. возраст;
  8. сочетание невербальных знаков;
  9. возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

Интерпретация невербальных посланий — творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям.

Итак, подводя итоги данного исследования, следует отметить, что невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.

 

 

 

Список литературы

  1. Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. – 300 с.
  2. Аллан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)/ Пер. с англ. – Н. Новгород, 1994. – 107 с.
  3. Интернет-ресурс http://ucheba.name/psikhologija.ru
  4. Интернет-ресурс http://psy.5igorsk.ru
  5. Статья Егоровой Т. Невербальные средства общения [Электронный ресурс].
  6. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д: «Феникс», 1988. – 5-35 с.
  7. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: «Смысл», 1999. – 365 с.
  8. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – 189 с.
  9. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века.- М.: «Рефл-бук», К.: «Валкер» - 2001.- 352 с.
  10. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века».- Ростов н/Д: «Феникс», 2001.- 401с.
  11. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – 2 изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2000.- 384 с.
  12. Холл Э. Как понять иностранца без слов. – М.: «Наука», 1995. – 197 с.
  13. Введенская Л.А., Павлова А.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
  14. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М. Айрис-Пресс, 2001
  15. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М. Прогресс, 2002
  16. Пиз Аллан. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей. – М., 1992. – 112 с.
  17. Язык жестов. Nonfiction: пер. с англ./ Сост. Шарпило В.В. Минск, Парадокс,1998
  18. Аргайл М. Психология счастья. М. Прогресс, 1990
  19. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. С.-П. Питер Пресс, 1997
  20. Язык жестов. /Сост. А.А. Мельник. Москва, РИПОЛ КЛАССИК, 2003
  21. Аргайл М. Контакт взглядов, дистанция и взаимное принятие. – «Социометрия» № 28. – 1975
  22. . Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994;
  23. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М. Новое литературное обозрение, 2002
  24. Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2004.
  25. Кнапп М.Л."Невербальные коммуникации". М.,1978.
  26. Огнев И., Русев В. Психологическая безопасность. С.-П. Каро, 1998
  27. Масюкевич Н.В. Психология эффективного общения/ Н.В. Масюкевич, Л.С. Кожуховская. – Минск : Соврем. шк., 2007. – 384 с.

Информация о работе Невербальное общение