Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:43, контрольная работа
В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.
Введение ……………………………………………………………..3 – 4
Невербальное общение………………………………………………5 – 6
Виды невербального общения………………………………………7 - 11
Роль невербального общения……………………………………….12 – 16
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………...18
А, теперь, проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарную дефиницию (толкование): винтовая лестница - лестница, идущая спиралью, винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.
Изобразительные жесты появляются в случаях:
- если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
- если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.
Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест - поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям. Такие жесты условны и называются они символическими. Символический жест нередко бывает характерен, для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) - сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.
Роль невербального общения
Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи человек:
- подтверждает, поясняет или опровергает передаваемую словесным путем информацию;
- передает информацию сознательно или бессознательно;
- выражает свои эмоции и чувства;
- регулирует ход разговора;
- контролирует и воздействует на других лиц;
- восполняет недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.
Разговаривая с партнером, человек видит его мимику, жесты, которые говорят, что действительно думает и чувствует собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.
Управляя своим невербальным языком, люди могут вызвать желаемый образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае никто не поверит. Более того, свое впечатление о человеке аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления. Если человек выходит на трибуну с сутулой спиной и голос его звучит вяло, а слова окажутся скомканными то ему не удастся убедить присутствующих принять его предложения, если только аудитория не будет его считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.
Невербальный язык помогает составить более четкое и адекватное мнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствует о нервном напряжении. Сжатые в замок руки - о закрытости.
Разговаривая с человеком, следует обращать внимание куда направлены носки его обуви. Если они повёрнуты в сторону собеседника , это значит, что собеседник заинтересован темой разговора, и он хочет продолжить общение.
Если же носки его ботинок повёрнуты немного в сторону, то ему неинтересна беседа, он с нетерпением ожидает её окончания и ищет возможность поскорее уйти. Также важную роль играет расстояние между собеседниками, которое показывает, как относятся друг к другу собеседники. Так ребёнок до трёх лет близко подходит только к тем людям, которые ему нравятся. Взрослые люди также подсознательно стараются не приближаться близко к тем, кто вызывает у них отрицательные эмоции. Расстояние может показать постороннему наблюдателю, который хотя бы немного знает о невербальном общении, очень многое. Во-первых, чем ближе и интимнее отношения между людьми, тем расстояние между ними меньше. Во-вторых, расстояние между собеседниками отражает их социальный статус: начальник подсознательно не подходит слишком близко к своему подчинённому.
Различают 4 личностных дистанции.
- До 50 см - интимная дистанция. Если
между собеседниками при разгов
- 50-120 см - личная дистанция. Это
расстояние для партнёрских
- 1,2 - 4 метра - это расстояние для формального общения. Как правило, такая дистанция сохраняется при разговоре начальника и подчинённого.
- 4 -7,5 метра - публичная дистанция. Означает формальное общение нескольких людей.
Путешествие в другую страну или встреча с иностранцем может принести массу неприятностей, если человек не знает особенностей языка жестов. В разных странах один и тот же жест имеет прямо противоположное значение. В Великобритании в помощь путешественникам даже выпустили книгу «Не пойми меня превратно - Глобальный гид жестов».
· Типичный для американца или европейца жест «коза» или «that rocks», который означает принадлежность к музыкальному стилю рок. А в Италии таким жестом можно сообщить мужу, что его жена изменяет ему (т.е. показать, что он рогоносец).
· В Италии и Испании, если указательным пальцем левой руки оттянуть нижнее веко, это будет означать «Осторожно!».
· Поднятый вверх большой палец означает «Прекрасно» в США, Канаде, Мексике, Швейцарии, однако в некоторых исламских странах равнозначен поднятому вверх среднему пальцу. А в Греции данный жест означает «заткнись», поэтому можно представить себе положение американца, пытающегося таким образом поймать попутную машину на греческой дороге
· В Индии зигзагообразное движение указательного пальца означает «Ты - лжец!».
· Если в Тибете встречный прохожий показывает язык - не стоит огорчаться. Это будет означать - «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!». Но следовать его примеру, разгуливая по Европе, не стоит - не безопасно для здоровья, а может и кошелька (учитывая расходы на адвоката).
· Покачивание головой из стороны в сторону, которым русские, как и большинство жителей Европы, обозначаем свое «нет», в Болгарии, Греции и Индии будет понято с точностью до наоборот. Таким образом, здесь обозначается одобрение, в то время как кивок головой - несогласие.
· Если человек выставляет два указательных пальца и трёт их один о другой, это означает: эти два человека - хорошо спевшаяся парочка. А вот в Японии этот жест означает, что человек столкнулся с неразрешимой проблемой .
· Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии значит, что говорящий либо о ком молвят находится в состоянии алкогольного опьянения.
· Когда Француз чем-то восхищён, он соединяет кончики трёх пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух ласковый поцелуй.
Слова хорошо подходят
для передачи логической
Невербальное общение
трудно контролируется даже
Невербальное общение, как
правило, спонтанно и непреднамеренно.
Его нам подарила природа как
продукт многих тысячелетий
Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:
• подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
• передаем информацию сознательно или бессознательно;
• выражаем свои эмоции и чувства;
• регулируем ход разговора;
• контролируем и воздействуем на других лиц;
• восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.
Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.
Можно использовать язык жестов, для того чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда это вам и необходимо.
Заключение.
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами (например: с помощью Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом - ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.
Общаясь с другими людьми, человек составляет впечатление о них не только по тому, что они говорят, но и как - по мимике, интонации, движениям тела. Научившись понимать этот “язык”, можно определить реальное состояние человека, ведь люди так часто надевают “маски” - из вежливости слушают скучный рассказ, демонстрируя интерес, прячут обиду или подавляют слезы, чтобы не обнаружить собственную слабость. Зная язык жестов можно вводить людей в заблуждение и манипулировать ими, когда это нужно. Умение понимать расхожие жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные, поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.
Список литературы:
1. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996.
3. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М. , 1998.
4. Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996.
5. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000.
6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика. - М.,1999.
7. Леонтьев Л.А. Психология общения. - М.,1998.
8. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? – М.: Дело, 1997
9. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. — Нижний Новгород, 1992.
10. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М.,1998.
11. Речевые секреты / Под ред. Т. 6А.Ладыженской. - М: Просвещение,1992.
12. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 1999.